На севере Московской области, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры есть удивительное по красоте и благодати место - Чернигово-Гефсиманский скит. Он был основан в 1844 году попечением святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева).
В те времена в 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитв и таинств, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благословляя её.
В XVIII веке монашество на Руси терпело тяжелейшие испытания: Церковь была подчинена государству, а западные философские течения проникали в Россию и подрывали авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях руководители Лавры стремились восстановить дух основателя обители преподобного Сергия Радонежского и потрудились организовать новый скит. К чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.
В ските поселился юродивый Филипп (крестьянин Филипп Андреевич Хорев) и принял на себя тяжкий крест юродства. Он пешком прошёл путь из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное так поразило паломника, что по возвращении в обитель Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Получив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» при Гефсиманском ските, юродивый выкопал подземные кельи на пригорке, в Исаакиевской роще. Святитель Филарет благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».
Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, освященная 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.
Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.
Гефсиманский скит и Свято-Троицкая Сергиева Лавра были объединены глубокой символической связью через престольный праздник Успения Божией Матери. Святитель Филарет установил правило, которое переросло в благочестивый обычай, по которому православные христиане в день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.
Из иерусалимской Гефсимании в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев доставил главные святыни, два камня: один из пещеры Гефсиманской, другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши. Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».
Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).
Скит привлекал множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше христиан потянулись в эту обитель, расположенную в чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Черниговской Гефсиманской Божией Матери.
Первое чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.
В 1886 году началось возведение нового каменного собора. Инженер-архитектор Николай Владимирович Султанов блестяще исполнил непростой проект в русском стиле и сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент во влажной почве. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.
В начале XX века территория монастыря была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.
Прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.
Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. Поток людей был так многочислен, что рассматривался проект трамвайной линии от Лавры в Гефсиманию. Но случилась революция, и стало не до того.
До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.
В 20-х годах прошлого века и в эти отдаленные места докатились гонения на Церковь. В Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 31 августа 1918 года новые власти произвели обыск в обители и ликвидировали монашеское общежитие в пещерном отделении, а собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» отняли у молящихся. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а в зданиях были размещены колония для несовершеннолетних имени Каляева и общество престарелых работников просвещения.
После войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.
Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.
Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.
Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.
К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстановлены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Антония и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.
Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и смиренно припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердствовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений,не отврати Твоя раби тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Оценили 13 человек
33 кармы