Когда Георгий, вместе со своей ротой вошел в Берлин в мае 1945, то проходя мимо разгромленного дома, увидел эту сцену. Пустая комната, гуляющий по ней весенний ветер, обломки мебели, на полу разбросаны книги и ноты. Но стоит целый и неповрежденный прекрасный рояль. А за ним прямо с автоматом сидит солдат и немного робко, вспоминая движения, начинает играть прекрасную музыку. Кто знает, возможно, как и Мелихов, этот солдат отправился на фронт сразу после консерватории и первый раз за 4 года притронулся к клавишам?
Солдат один в комнате, эхом разносятся звуки. Он и не видит, что за ним наблюдают. В его фигуре со спины всё - и надежда, и трепет перед забытыми звуками, и опустошение от всех потерь, что он видел, а еще некоторое оцепенение от того , что все закончилось и как теперь жить по-новому. Ведь в войну он каждую секунду ощущал, что уже в следующую секунду его "завтра" может закончиться... Я думаю, что он здесь в этой пустой комнате именно поэтому, Солдат ушел с шумных улиц, от друзей и остался на этом островке с роялем, звуками и своими чувствами, чтобы осознать и забытого себя, и новое будущее.
Вторая картина опять про музыку. Интеллигентная бабушка и внучка занимаются утром. Опять окно, солнце, но явно за окном нет войны и это мирное время.
Георгий Мелихов ушел на фронт в 1941 сразу после окончания Киевского художественного института, но и за все 4 года войны не перестал рисовать. Даже в разрушенной Варшаве у него была небольшая фронтовая выставка. Он прошел всю войну до Берлина, а за полгода до победы чуть не угодил в штрафбат за свои же рисунки. Его заподозрили в шпионстве, и что он зарисовывает военные будни не просто так. Но за него заступился командир. С тех пор он перестал рисовать на войне и вернулся к творчеству только после победы.
А вот и весенние цветочные натюрморты. Удивительно, что такую нежность мог сотворить человек , прошедший через все ужасы войны. Столько здесь света и оптимизма!
С войны он вернется с еще одной наградой - невестой, а потом женой Анной Доценко (военной переводчицей), с которой встретится в конце мая 1945-го в Люэ и счастливо проживет 45 лет. Увы, сохранилась только треть рисунков. После победы 69-ая армия была отправлена в Баку, и, когда проходили через Харьков, Мелихов оставил всю толстую пачку у одного из знакомых художников - и чтобы не везти с собой дальше, и чтобы на рисунки посмотрели в его родном Художественном институте (где он учился до Киевского).
А после демобилизации получил обратно только часть. Куда делись остальные - неизвестно. Казалось бы совершенно естественным, если бы художник, собрав такой значительный материал в годы войны, обратился к теме пережитого сразу после ее окончания, но... Первую картину на тему Великой Отечественной, "Весна 1945 года", он напишет только спустя пятнадцать лет, в 1960.
Будут идти годы, Георгий Степанович Мелихов станет народным художником Украины и членом-корреспондентом Академии художеств СССР, получит Государственную премию, многочисленные медали и почетные грамоты, увидит половину Европы - уже не как фронтовик.
Художник будет писать Париж и Венецию, Рим и Марсель, но фронтовые рисунки в его творчестве всегда будут стоять особняком. Как память.
Оценили 56 человек
111 кармы