Джанни Родари. Любимый сказочник советских детей

43 641

23 октября 1920 г. родился Джанни Родари (1920-1980) - итальянский детский писатель, автор "Приключений  Чиполлино"

 Джанни Родари – великий писатель, он умел в своих произведениях сочетать нравоучительную историю для детей с острой политической сатирой. Сказки Родари – не столько волшебные (хотя, конечно, вещи там творятся самые невероятные – начиная от антропоморфных овощей и фруктов и заканчивая живыми игрушками, которые сами выбирают себе хозяев), сколько бытовые. Их герои сталкиваются с реальными проблемами несправедливого взрослого мира и полагаются только на самих себя. Отвага, выносливость, преданность дружбе и, наконец, милосердие – вот их главное оружие.

Писатель бы удивился, что спустя век его сказки все еще актуальны – настолько, что их сюжеты "препарируют" и раскладывают на детали серьезные критики и философы, а в школах объявляют экстремистской литературой. Рожденный в бедной итальянской семье, он всю свою жизнь посвятил двум вещам – литературе и преподаванию, а объединяли эти две стези его самые благодарные и верные друзья – дети. Родари мечтал о мире, где все люди будут жить в согласии, вместе трудиться, любить и уважать друг друга. Мире, где у всех малышей будет детство, и им не придется зарабатывать себе на кусок хлеба, а богачи не будут попирать бедняков. Островок такого мира Родари нашел в Советском Союзе – первой стране, где к нему пришла настоящая слава. Но до этого ему пришлось пройти долгий путь: от учителя начальных классов и члена партии Муссолини до участника движения Сопротивления, боровшегося с фашизмом, журналиста, литератора и любимца пионеров.

"Что ты сделаешь, если в дверь постучится крокодил?"

Джованни Франческо Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья на севере Италии. Его отец Джузеппе был булочником, а мать Маддалена работала продавщицей в лавке своих родителей. У Джанни было двое братьев: младший Чезаре и сын отца от первого брака Марио. Италия первой половины XX века, в которой рос Родари, совсем не была похожа на райскую солнечную страну, какой мы часто ее представляем. Население жило бедно, работы не хватало, и итальянцам приходилось искать ее в других странах – чаще всего, во Франции и Швейцарии. Эту атмосферу нищеты, заброшенности и угнетения Родари отлично передал в своем рассказе "Италия с маленькой буквы":

"...А разве и в самом деле нет Италии с маленькой буквы – всеми забытой? Разве мало таких сел, где нет врача, нет телефона… Разве нет таких дорог, по которым могут пройти только мулы… И разве нет в нашей стране таких бедных семей, где дети, куры и поросята спят все вместе прямо на земле?.. /.../ Я говорю, что действительно есть Италия с маленькой буквы – страна стариков, о которых никто не заботится, детей, которые хотели бы учиться, но не могут, сел, где остались только женщины, потому что мужчины все уехали в другие города и страны на заработки…".

Джанни рано остался без отца: в 1929 году Джузеппе Родари умер от воспаления легких – заболел после того, как спас промокшего под дождем котенка. Очевидно, большое доброе сердце – семейная черта всех Родари.

После смерти мужа Маддалена Родари продала булочную и вернулась вместе с детьми на свою малую родину – в коммуну Гавирате, что в Ломбардии. Там Джанни продолжил учиться и параллельно занимался музыкой – играл на скрипке. Однажды они с друзьями даже собрали собственный ансамбль и некоторое время играли в тавернах.

Сперва мальчик учился в католической семинарии, затем перевелся в магистратуру в Милане, которую окончил в 1937 году. В течение года будущий писатель работал гувернером в семье немецких евреев, бежавших из нацистской Германии, затем вновь вернулся к учебе. В 1939 году он стал посещать лекции на филологическом факультете Католического университета Святого Сердца в Милане, однако вскоре бросил это занятие и обратился к преподаванию.

Талант к педагогике Родари обнаружил в себе рано: в 17 лет он уже работал учителем начальных классов в небольших сельских школах. Сам он впоследствии признавался, что на первых порах совершал множество ошибок из-за своей неопытности, но всегда позволял детям высказывать свою точку зрения, и они помогали ему становиться лучше.

Ученики, в свою очередь, обожали Родари. Он был для них не строгим профессором, а добрым другом и советчиком – ну и, конечно, немного сказочником. Родари любил рассказывать детям смешные и увлекательные истории и часто удивлял их неожиданными вопросами. Так, он мог спокойно подойти к ученику и вдруг спросить: "Что ты сделаешь, если в дверь постучится крокодил?".

Политические взгляды и журналистика 

Еще до того, как началась Вторая мировая война, Родари вступил организацию "Итальянская ликторская молодежь". На фронт его не призвали по состоянию здоровья – он с детства был довольно хилым и слабым. В 1941 году, во время работы учителем, Родари вступил в ряды Национальной фашистской партии, которую не покинул до самой ее ликвидации в июле 1943 года. Однако после того, как немцы оккупировали Италию в конце 1943 года, политические взгляды Джанни кардинальным образом изменились. Когда двое его ближайших друзей погибли, а брат Чезаре оказался в немецком концлагере, ему открылось истинное уродливое лицо нацизма.

Внутри Родари всегда жило острое чувство справедливости. Решив, что не может оставаться в стороне, он примкнул к Движению Сопротивления, а в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Итальянские коммунисты того времени, как и их соратники во всем мире не только боролись с фашистской агрессией, но и выступали против классового неравенства, требовали лучших условий для трудящихся (восьмичасовой рабочий день, страховки для рабочих, повышение зарплаты, новые рабочие места и т.д.). Одним словом, Родари чувствовал себя в своей среде – он, наконец, мог трудиться во благо дорогих ему идей.

В 1948 году по заданию партии Родари впервые в жизни занялся журналистикой. Ему поручили вести "Детский уголок" в миланском отделении коммунистической газеты "Унита". Там Родари публиковал свои стихи. С одной стороны, они казались совершенно детскими, но с другой – в них поднимались очень важные и актуальные темы. В 1950 году эти стихотворения были изданы в виде сборника, а в 1952-м книга вышла в свет на русском языке – в знаменитом переводе Самуила Маршака. Только вчитайтесь в эти строки из стихотворения "Чем пахнут ремесла?":

"Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак".

Просто, понятно, в меру иронично, но главное – честно. За это Джанни ценило и партийное начальство, и читатели. В итоге ему удалось даже создать и редактировать собственный журнал для детей – "Пионер" (Il Pioniere). Спустя три года он возглавил коммунистический журнал "Авангард", но вскоре покинул его и больше никогда руководящих должностей не занимал. Вместо этого Родари с головой погрузился в написание книг.

"Получилась повесть о людях…": Чиполлино, как образец классовой сказки.

Каждый автор, будь то писатель, художник или музыкант, мечтает создать свой magnum opus. В жизни Родари таким произведением, безусловно, стала книга "Приключения Чиполлино". С 1951 по 1957 года сказка публиковалась на страницах журнала "Пионер" под названием "Il romanzo di Cipollino" ("Роман о Чиполлино"). Как ни странно, на родине эта книга не принесла Родари головокружительного успеха, хотя многие итальянцы с удовольствием читали ее своим детям. Зато в Советском Союзе сказка стала настоящим бестселлером!

История о храбром мальчике-луковке и его друзьях, которые объединяются в борьбе против жестокого принца Лимона, покорила сердца миллионов советских школьников. В 1961 году на экраны вышел мультфильм "Чиполлино", ставший классикой советской мультипликации. В СССР стали делать куклы Чиполлино, изображения героев сказки появлялись повсюду – начиная от открыток и заканчивая конфетными обертками.

"Приключения Чиполлино" и другие книги Родари были официально включены в школьную программу и издавались многомиллионными тиражами во всех республиках СССР. Большую роль в этом сыграли два замечательных советских переводчика: Злата Потапова, выполнившая перевод книги на русский язык, и Самуил Маршак, ставший редактором русской версии.

В 1952 году Родари впервые посетил Советский Союз и с тех пор не раз приезжал в Страну Советов. Он встречался с пионерами, общался с советскими писателями, а в 1973 году даже снялся в музыкальной комедии "Чиполлино", где исполнил роль сказочника – то есть самого себя.

Дети были в восторге от "Чиполлино", но, конечно, большинство из них не видели в этой истории того, что могли разглядеть взрослые. Те, в свою очередь, поражались совсем не детским наблюдениям, которыми пронизано все произведение. Взять хотя бы вот эту сцену, в которой Чиполлино навещает отца в тюрьме:

– Бедный ты мой отец! Тебя засадили в каталажку, как преступника, вместе с ворами и бандитами!..
– Что ты, что ты, сынок, – ласково перебил его отец, – да ведь в тюрьме полным-полно честных людей!
– А за что же они сидят? Что плохого они сделали?
– Ровно ничего, сынок. Вот за это-то их и засадили. Принцу Лимону порядочные люди не по нутру.
– Значит, попасть в тюрьму – это большая честь? – спросил он.
– Выходит, что так. Тюрьмы построены для тех, кто ворует и убивает, но у принца Лимона все наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане.

Мир, в который погружает читателя Родари, – яркий, красочный, наполненный вкусами и запахами – почти ощутимый! И несмотря на то, что все герои сказки принадлежат к царству овощей и фруктов, каждый из них представляет определенный типаж – вполне определенный и человеческий.

Провести параллели между его героями и людьми из реальной жизни не составит труда даже ребенку. Разве никто из нас не встречал властных, надутых от осознания собственной важности "синьоров Помидоров"? Или нигде не стоял у власти этакий "принц Лимон" – жестокий тиран, презирающий и обкрадывающий собственный народ? Толстый барон Апельсин, брезгливые графини Вишни с вечно кислыми минами, интеллигентный и вежливый профессор Груша, по-деревенски простой и добросердечный кум Тыква, простая девчонка Редиска и храбрый Чиполлино, чья острая жажда свободы и справедливости разжигает огонь долгожданной революции – все эти герои нам хорошо знакомы.

"Приключения Чиполлино" можно поставить в один ряд с такими произведениями, как "Три толстяка" Юрия Олеши или "Одолеем Бармалея" Корнея Чуковского. Но, хотя это история о классовой борьбе, революция овощей в ней проходит довольно мирно. Принц Лимон и графини Вишни сбегают за границу, барон Апельсин становится грузчиком, а синьор Петрушка – сторожем.

Сам Джанни Родари о "Чиполлино" говорил так: "…Я собрал истории, которые услыхал от фруктов и овощей на рынке – и получилась книга. Когда я ее перечитал, я увидел, что получилась повесть о людях…".
В каждой из своих сказок Родари умело совмещал вымысел и злободневность, выставляя напоказ пороки классового общества и проповедуя такие истины, как свобода, равенство и братство.

Запоздалое признание и последние годы жизни.

 

За свою жизнь писатель совершил целых пять поездок в Советский Союз. В одну из них он взял с собой маленькую дочь. Как-то раз, проходя мимо магазина игрушек, девочка остановилась и в изумлении застыла перед витриной. Из-за стекла на нее смотрели куклы Чиполлино, синьора Помидора и других героев сказки, которую она, конечно же, знала наизусть. В тот момент Родари испытал настоящий прилив счастья: наконец сбылась его мечта – герои его произведений "ожили" и стали друзьями детей.

Без сомнения, приключения мальчика-луковки – не единственная книга Родари, достойная упоминания. Большой популярностью у юных читателей пользовались сказки "Джельсомино в Стране лжецов", "Путешествие Голубой стрелы", "Торт в небе", цикл "Сказки по телефону" и многие другие. В них Джанни, по сути, описывал впечатления собственного детства, и с годами атмосфера его книг становится все более печальной.

Романтика коммунизма, скорее всего, покинула его еще в 50-х, когда он перешел из коммунистического журнала в социалистическую газету "Паезе сера", где и работал до конца своих дней. Своим творчеством Родари мечтал изменить мир, и временами казалось, что у него это получается. Но на деле все оставалось по-прежнему: бедняки никуда не исчезли, как и войны, голод, детский труд, эгоистичные чиновники-толстосумы и властолюбивые правители.

Недаром "Путешествие Голубой стрелы", написанное почти через 13 лет после "Чиполлино", так разительно отличается от прочих сказок Родари. Миры, в которые он селил своих ранних героев, хоть и подвергали их испытаниям, но все же ощущались, как нечто светлое, волшебное. Ты переносился в это место и верил, что там все возможно, и добро обязательно победит – иначе быть просто не может! Но в "Голубой стреле" все иначе. Герои Франческо и Роберто – совсем еще юные мальчишки – вынуждены трудиться наравне со взрослыми, чтобы помочь семье. Каждый из них в тайне мечтает о заветной игрушке, которую бедные родители никогда не смогут позволить себе купить. "Путешествие Голубой стрелы" – это история в духе Андерсена: здесь девочка замерзает с куклой в руках, дети остаются без детства. И лишь в самом конце отважный поступок одного из героев и его диалог с отцом транслирует нам главную идею автора: несмотря на все тяготы и несправедливости жизни, нужно оставаться честным, милосердным и не терять в себе человеческое – и тогда добро обязательно вернется к тебе.

В 1967 году слава, наконец, нашла Родари и на родине: он был признан лучшим писателем Италии. Его книги стали издавать миллионными тиражами и переводить на десятки языков. В 1970 году Родари был удостоен премии имени Ганса Христиана Андерсена – высшей награды в области детской литературы. На церемонии вручения он произнес такие слова: "Сказка дает нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями".

К концу 70-х здоровье Родари заметно ухудшилось, но он продолжал активно писать. Из-под его пера выходят такие произведения, как "Грамматика фантазии", "Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник", "Жил-был дважды барон Ламберто" и другие. В 1980 году врачи назначили Родари хирургическую операцию: он страдал плохим кровообращением из-за заболевания сосудов ног. Однако из-за возникших осложнений он скончался прямо на операционном столе. Создателя "Чиполлино" не стало 14 апреля 1980 года. У него остались жена Мария Тереза Ферретти (секретарь парламентской группы Народного Демократического фронта) и их общая дочь Паола. Она пошла по стопам отца и также посвятила себя написанию детской литературы.

 Источник 

После сделки по Украине США уничтожат всех, кто предал Россию
  • pretty
  • Вчера 08:15
  • В топе

КИРИЛЛ  СТРЕЛЬНИКОВНет ничего прочнее, вернее и надежнее, чем нерушимые узы, навеки объединяющие все демократически-цивилизованные и цивилизованно-демократические страны Запада. Всему миру извест...

Заря новой эры

Эра лицемерия и розовых иллюзий заканчивается, начинается эра реалполитик. Пора выкинуть на свалку весь этот неоромантизм, «право наций на самоопределение», «одна страна один голо...

Война НАТО против России. Капкан захлопнулся

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Практически каждый слышал о "страшной пятой статье НАТО", которая говорит о том, что "Нападение на одного из членов НАТО рассматривается, как на...

Обсудить
  • Замечательный писатель! :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles: В детстве, конечно, читала "Чиполлино", у меня была большая книга с красивыми картинками. Ещё есть мультфильм по этой сказке.
  • Действительно великий писатель и любимый сказочник! Спасибо! :blush: :thumbsup: :sparkles:
  • :blush: :thumbsup: :thumbsup: :hand:
  • :thumbsup:
  • Интересно, а сейчас на так называемом "Западе" ТАКИЕ сказки в состоянии писать или только про всяких убогих дебилов, типа гаррипотера?