Здравствуйте, друзья! Приглашаю вас в путешествие по старинному русскому городу Арзамасу. Его часто называют музеем под открытым небом: здесь царит неповторимая атмосфера старого уездного города.
Арзамас стоит на высоком берегу реки Тёши в 455 км восточнее Москвы и в 110 км от Нижнего Новгорода. Паломники бывают в городе чаще всего проездом в Дивеево и не успевают уделить внимание Арзамасу. А он, хоть и небольшой, но интересный, красивый, город с богатой историей.
Начинался город с крепости, которую возвели на высоком берегу реки Тёши во время третьего казанского похода Ивана IV, Грозного, в 1552 году. В то время в районе будущего Арзамаса располагались большое поселение языческого народа мордвы - эрзя. Навстречу русскому царю вышли два мордовских князя с богатыми дарами и просьбой: защитить их от набега кочевников.
Царь согласился с условием полного подчинения мордвы Московскому государству и принятия православной веры. По имени двух первых князей, принявших христианство, город был назван "Арзамас", что в переводе означает "Земля Эрзян".
Парадная, визитная карточка Арзамаса - Соборная площадь. Это место, где появились первые каменные жилые и административные здания. В прежние времена площадь была центральным торговым местом и называлась она Красной. Сейчас площадь - духовный, культурный и музейный центр города. Её обрамляют два монастыря - Спасо- Преображенский мужской и Никольский женский, музей Патриаршества и Художественно-исторический музей. Жемчужиной площади стал величественный и торжественный Воскресенский собор.
Воскресенский кафедральный собор – главное украшение Арзамаса – стоит на высоком холме, завершая архитектурный ансамбль Соборной площади. Построенный на народные деньги, собор Воскресения Христова воздвигнут в благодарение Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, как памятник героизму русских воинов.
Постройка храма началась в 1814 году по проекту выдающегося архитектора Михаила Петровича Коринфского, уроженца Арзамаса. Он был учеником знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина и продолжил традиции русского классицизма. Строительство собора продолжалось 28 лет, а благоукрашали его более 65 лет 4 поколения горожан.
Собор построен в форме греческого креста, положенного на квадрат, у него пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью на библейские темы и четыре портика, опирающиеся на 48 колонн. На восточном фронтоне изображено «Воскресение Христово», на западном – «Собор всех святых», на южном – «Явление Святой Троицы Аврааму», северный фронтон украшен «Покровом Пресвятой Богородицы».
Состоятельные граждане делали значительные вклады на определённые работы, например, на церковную утварь и позолоту иконостаса. Однажды не хватило досок на настил пола. Тогдашний церковный староста Николай Михайлович Щегольков выломал полы у себя дома и отдал в собор.
Расписывали храм Осип Семёнович Серебряков с сыном Александром. Роспись выдержана в монохромной гамме и кажется издали барельефами. Благодаря единому стилю росписи, её красоте и оригинальности получилась очень цельная и единая величественная композиция. Аналогов такой росписи в храмах того времени не существует. Отец и сын Серебряковы работали над ней 21 год.
Резной позолоченный иконостас украшен иконами Спасителя и Богоматери, написанными профессором живописи Николаем Алексеевым. Он впоследствии расписывал Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Самая почитаемая святыня Арзамаса - Животворящий Крест Господень - была чудесным образом обретена в XVII веке на берегу Волги. Люди молились перед ним в тяжелые времена, обносили крестным ходом во времена пожаров, засухи и моровой язвы.
Никольский женский монастырь выходит на Соборную площадь фасадом большой двухэтажной церкви. В нижнем этаже - церковь во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», а верхняя — Богоявленская церковь, в которой проходят большинство богослужений. Главная святыня монастыря — это образ Николая Чудотворца, хранящийся в монастыре с момента основания.
Тысячи верующих привлекает в монастырь чудотворная икона Матери Божией «Избавление от бед страждущих», с которой связано много случаев исцеления от тяжёлых болезней. Эту икону в 1997 году принесла в монастырь жительница Арзамаса. Изображение на тёмной доске вообще не просматривалось. Когда тёмную доску в киоте повесили в храме, она начала обновляться и появился лик Богородицы и Младенца Спасителя. И к 2001 году проступила вся икона и надпись на ней. К иконе съезжаются тысячи паломников, чтобы поклониться ей и попросить об избавлении от бед и скорбей.
Вдоль западной стены Никольского монастыря от Соборной площади спускается к реке улица Гостиный Ряд. Очень приятно видеть вывески в едином стиле XIX века. На конкурсе «Торговля России» Гостиный Ряд в Арзамасе признали лучшей торговой улицей страны. Ряд каменных домов с лавками — новаторская идея в градостроительной программе Арзамаса.
Облик торговой улицы складывался в 18-19 веках. Сначала это были маленькие деревянные торговые палатки и лавочки, со временем их сменили каменные строения. Первое из них появилось в 1727 году, последнее — в 1903-м. В годы советской власти улица называлась Кооперативной, и лишь в 1997-м ей вернули историческое название.
Гостиный Ряд по сей день остаётся одной из главных торговых улиц города. Как и раньше, здесь торгуют одеждой, обувью, продуктами питания, ювелирными украшениями, бытовой техникой и прочими товарами народного потребления.
Вся улица Гостиный Ряд — это современный торговый центр, но сохранивший исторический облик. Почти каждое здание является памятником культурного наследия.
С восточной стороны Соборной площади расположился Спасо- Преображенский мужской монастырь. Он был основан в 1556 году, и благодаря этой обители началось освоение мордовской земли русскими, пришедшими сюда в результате расширения границ Московского государства. «Главнейшей обязанностью иноков Спасского монастыря была проповедь Слова Божия — миссионерские труды».
Первые здания Спасского монастыря были долгое время деревянными. А первой каменной постройкой монастыря и города стал Преображенский собор в 1638 г.
До постройки в 1814 — 1842 гг. главного Воскресенского собора Спасский собор считался кафедральным и был самым крупным по масштабу храмом Арзамаса.
В конце XVIII века были построены теплая трапезная церковь Рождества Божьей Матери (1729 г.), обновилась каменная ограда. В первой половине XIX века созданы кельи и надвратная церковь св. Георгия Победоносца и каменный корпус при ней (1896 г.).
Главная святыня монастыря - старинная икона "Спаса Нерукотворного на убрусе" находится в Преображенском соборе. Эта уникальная икона более 370 лет украшала южный фасад Преображенского собора! Невероятно, как она сохранилась, подвергаясь воздействие солнечных лучей, дождя и снега и перепадов температуры. Тем более, что толщина липовой доскм, на которой икона написана всего 22 мм. Её долго и бережно реставрировали и в 2023 году торжественно, крестным ходом, вернули в Преображенский храм.
Стены его расписаны фресками с изображением четырёх вселенских соборов, на которых были приняты важнейшие для христианской церкви решения.
Это герб Арзамаса. Не случайно на нём изображён летящий гусь. Город славился своими гусями, мощными, выносливыми и драчливыми, выведенными специально для гусиных боёв. Горожане откармливали птиц перед крупными ярмарками и гнали тысячи гусей до Москвы своим ходом!
Во время визита в Арзамас императрица Екатерина II назвала город «гусиной столицей». В те времена в Арзамасе выращивали до 20 000 гусей в год. Элитная порода домашней птицы, выведенная в XVII веке, культивировалась до 60-х годов прошлого века и стала известна на весь мир под названием «арзамасская».
Памятник гусю появился в 2012 году на улице Карла Маркса. Бронзовый гусь стоит в лужице расплавленной смолы. Птицам сохраняли лапы, окунув их в смолу и прогоняя птицу по песку. Таким образом получались своеобразные "лапти", в которых они могла осилить дорогу своим ходом до столицы.
"Нужно было посмотреть арзамасские дороги во время этого гусиного похода. Можно было бы подумать, что среди лета выпал снег и что снежная дорога ожила, волнуется, шевелится, течет… " - Так описывал этот процесс писатель В. Г. Короленко, не раз бывавший в Арзамасе.
Ценители архитектуры найдут в Арзамасе много привлекательных домов. Есть и примеры деревянного зодчества. «Дом с мезонином» — яркий образец деревянного городского особняка эпохи позднего классицизма с уникальной объёмно-пространственной композицией.
В середине XIX века дом принадлежал помещику Федору Ираклиевичу Ханыкову. По его фамилии усадьба известна до наших времён, хотя у неё были и другие владельцы. Деревянный одноэтажный дом, стоящий на высоком каменном фундаменте, построен в стиле позднего классицизма, о чем свидетельствуют колонны и портик со световым окном. В доме 14 комнат, мезонин, в котором были еще три жилые комнаты. В центральной комнате первого этажа, не имеющей окон, размещались печи, отапливавшие весь дом. Удивительно, что сохранились четыре высокие колонны, изготовленные из цельных стволов лиственницы.
Дом Ханыкова описан Максимом Горьким в пьесе "Варвары" он отбывал ссылку в Арзамасе в 1902 году. В 1872 году здание перешло в собственность города, и арзамасские власти разместили здесь женскую гимназию, которая проработала в доме вплоть до революции 1917 года. В советское время гимназию сменила школа № 8, а в 1925 году дом вновь стал жилым, каковым и остается в настоящее время.
Нижегородец Максим Горький провёл в Арзамасе с семьёй почти полгода в ссылке под полицейским надзором. Здесь писатель закончил пьесу «На дне», сделал наброски поэмы «Человек» и пьесы «Дачники». В Арзамасе находится музей М. Горького, где можно подробно ознакомиться с арзамасские периодом жизни писателя.
Ещё одно деревянное здание с колоннами находится по адресу Верхняя набережная, 12 — это Дом Твердова, относится к началу XIX века. В центре фасада — четыре колонны, выполненные из цельной корабельной сосны.
Дом Твердова является едва ли не самым примечательным зданием во всём архитектурном ансамбле Арзамаса. В России подобных деревянных особняков в стиле позднего классицизма осталось крайне мало, а в Арзамасе — тем более. Домом Твердова здание называют по фамилии одного из последних владельцев, но правильнее будет назвать его главным усадебным домом рода Панютины. Это был знатный дворянский род из Нижегородской губернии, а самым выдающимся его представителем считался Фёдор Сергеевич Панютин — генерал, герой войны 1812 года.
Если говорить о литературой жизни России, то можно вспомнить дружеский, литературный и политический кружок «Арзамас», 1815—1818 годов. Его участниками были Батюшков, Вяземский, братья Тургеневы, молодой Пушкин и другие известные личности. А на эмблеме общества был изображён гусь.
А еще в Арзамасе есть музей Аркадия Гайдара, чья жизнь тоже была связана с этим городом. Он находится рядом с музее Горького. И городской парк отдыха тоже назван именем Гайдара. Здесь можно неплохо отдохнуть с детьми и порадоваться природе.
Этот город — настоящий музей под открытым небом. В нём сочетаются купеческие традиции, красивая природа, неповторимая старинная архитектура, богатая история и современный дизайн-код.
Оценили 24 человека
59 кармы