Сериал "Игра престолов" снятый по книгам Джорджа Мартина называют крупнейшим культурным событием десятилетия. Кино прославилось мрачным реализмом, изображающим псевдо-средневековую действительность и откровенными эротическими сценами. Главными темами были борьба за власть и революционные изменения общественного устройства.
Кино показывало хитроумные интриги в атмосфере загнивающего феодализма. Нельзя было назвать героев однозначно злыми или добрыми. Их действия вызывали сумму положительных и разрушительных последствий. Зрители могли долго спорить, насколько было оправданным то или иное решение. Совсем как сейчас обсуждают роль Сталина в истории. С одной стороны, он выиграл войну и провёл индустриализацию, с другой были репрессии. Простого ответа нет.
Первый сезон зрители сочли эмоционально тяжёлым, запутанным и непонятным. Со временем сериал стал более простым, легковесным и зрелищным. Под конец он начал напоминать подростковый мультик про супергероев и злодеев. За счёт этого создатели добились роста популярности и заработали много денег. Успех сериала позволил добавить ему спецэфектов и снять битвы с голливудским размахом. В первом сезоне вообще не было ни одной битвы и была всего лишь одна драка. Впрочем, сражения были поставлены отвратительно. Никакой тактики и стратегии и пренебрежение элементарным здравым смыслом. Зато снято было эффектно.
В последнем сезоне они решили вернуться к мрачному псевдореализму. Наверное, они зря так поступили. Конечно, они хотели, чтобы концовка сериала совпадала с книжной. Вот только книга не дописана и никогда не будет завершена. Мартин наворотил там таких сюжетных узлов, которы не смог разгрести и просто забил болт на продолжение. Создатели сериала могли бы завершить его, как захочется.
Понятно, что большинство зрителей хотело увидеть счастливую концовку, где герои женятся и проводят вечера перед камином или целуются и улетают в закат. Вместо этого им показали трагедию. Маленькие мещане обиделись и побежали сочинять петции с требованиям переснять концовку.
Вот чем искусство отличается от попсы. Попса всегда поглаживает зрителя по головке, ублажает его мещанские желания. В искусстве художник реализует себя, воплощает свои замыслы, и глядя на него обыватель часто испытывает культурный шок. Попытка совместить искусство с попсой рискованная затея. Шаг в сторону от ожиданий толпы, попытка отойти от штампов и клише может обернуться коммерческим провалом.
Меня больше всего заинтересовала местная политика. Джордж Мартин оказался очень политизированным писателем. Он ярый патриот и фанатичный сторонник Демократической партии. При этом "левый либерал", борец за права сексуальных и прочих меньшинств. У нас это называется "толераст". В России невозможно быть толерастом и патриотом одновременно, а в Америке легко. Там это национальная идея.
Себя Мартин считает Господом Богом. Он часто рассуждает, как массовая культура может изменять взгляды людей. Вот раньше американцы были гомофобами. Потом начали выпускать много фильмов и сериалов про педерастов. Зрители постепенно привыкли к нетрадиционным героям, сочувствовали им. И в итоге начали спокойно относиться к однополым бракам. Не понадобилось репрессий и пропаганды. Нужных результатов добились при помощи внушения.
Что же внушают создатели "Игры престолов", кроме толерантности? Мир сериала разделён на две части. В одной из них находится феодальная Вестероссия, где идёт гражданская война между разными группировками аристократов. Вторая половина охватывает Эссос, напоминающий Ближний Восток. Основой экономики региона служит рабовладение. Поэтому его часто называют Залив Работорговцев.
Дейнерис Буйнорождённая наследница династии Таргариенов, после свержения которой и началась кровавая заварушка в Вестероссии. Сначала она мечтала всего лишь вернуть себе трон, который принадлежал ей по праву. Но потом она решила бороться против угнетателей простого народа. Дейнерис очень рано столкнулась с реальностью Залива Работорговцев. Она была шокирована ужасами рабства и начала социальную революцию, которая вызвала новые бедствия.
Сам Мартин не сторонник революций. Он предпочитает постепенные изменения, эволюционное развитие. Такая позиция имеет право на существование. Вот только ситуация в Заливе Работорговцев не менялась тысячи лет, и не было никаких предпосылок для отмены рабства. Революция, несмотря на сопровождающие её бедствия, всё-таки сломала систему.
Мало просто уничтожить работорговцев. Чтобы страна зажила нормальной жзнью, требуется создать новую систему. Должна прийти новая власть, которая стальной рукой подавит послереволюционный хаос и выработает план развития. Дейнерис заняла один из городов и начала править. Враги революции внутри и снаружи пытались ей помешать.
Интересно, что первые книги Мартин писал в девяностые, а над последней работал уже в эпоху Обамы и Клинтон, после Иракской войны. Из-за этого история Дейнерис Освободительницы начинает воспринимается с оглядкой на американскую политику. Получилось так, что автор размахнулся и со всей дури врезал себе по носу.
Американцы вторглись в Ирак, казнили тирана Сама Хусейна. Однако это не принесло счастья иракскому народу. Дальше была затяжная партизанская война, Ирак превратился в зияющую рану Ближнего Востока. Потом началась "арабская весна". Американцы принесли демократию в Ливию, свергли и убили Каддафи. И в Ливии началась гражданская война, которая длится до сих пор. Тогда же началась затяжная война в Сирии. А после на руинах городов возникло зловещее Исламское Государство...
Впрочем, в сериале революцию изобразили как полностью положительное событие. Проблемы доставляли бывшие рабовладельцы, которые утратили своё "движимое имущество". Они плели интриги, пытались убить Дейнерис Освободительницу. Господа из окружающих городов собрали огромную армию, чтобы подавить пролетарскую республику и не допустить экспорт революции. В конце концов Дейнерис их всех сожгла к радости зрителей.
Установив демократию в Персидском заливе, Дейнерис отправилась на родину. Огромный флот отплыл к берегам далёкой заснеженной Вестеросси. Над кораблями летали драконы. Некоторые зрители подумали, что это намёк на американские авиационные ударные группы, несущие демократию угнетённым народам.
И вот в конце, неожиданно для зрителей, добро обернулось злом. Охваченная жаждой мести Дейнерис сожгла Королевскую Гавань, город-миллионник. Совершив военное преступление, она прочитала восторженную речь. Пламенная революционерка обещала бороться с тиранами и дальше, нести свободу всему человечеству этого мира. Она говорила, стоя на фоне стены из красного кирпича, сверху падал снег, толпа воинов радостно кричала, размахивая огромными серпами... А потом представитель местной знати воткнул ей кинжал под ребро.
Создатели сериала попытались сделать её убийство морально оправданным. Дескать уничтожают опасную фанатичку, да ещё с коммунистическим уклоном (не забудем огромные серпы, теперь я понял, почему дотракийские всадники вооружены серпами). Но получилось неубедительно.
Первые четыре сезона зрителям показывали ужасы гражанской войны. Сжигались деревни, разграблялись города, толпами гибли женщины, дети и котята, солдаты истязали мирных жителей. Словом, творились разные непотребства во имя власти и денег, и никого это не волновало. Но как только речь пошла о смене элит, тут же закричали "Надо остановить безумную популистку!" Возможно, здесь отображается страх американского истеблишмента перед нашествием популистов.
Над демократией в сериале тоже весело посмеялись. Народ открыто назвали "быдлом": "С тем же успехом можно спрашивать совета у лошадей и коров!" После провала революции, власть узурпировал Совет из представителей местной знати, который выбрал правителем Брандона Старка. Мальчик-инвалид, обладающий телепатическими способностями воплощает в себе "глубинное государство" со всеми его спецслужбами. Он за всеми следит, всех подслушивает и манипулирует. Теневые институты для США не новость, их история началась с заговора масонских лож.
Главная мысль фильма - государством должны править мудрые элиты, которые между собой договорятся, и тогда всё будет хорошо. Народ не обладает нужными знаниями, легко внушаем и легко идёт за популистами. В принципе, мысль верная. Я даже готов с ней согласиться, если бы нашёлся способ формировать качественную элиту.
Оценили 0 человек
0 кармы