Люмпенизация и эскапизм как имитация борьбы с капитализмом

1 2157

Некоторое время тому назад у меня произошла беседа с одним старым знакомым, тяготеющем ко квази-восточной философии, квази-буддизму, квази-просвещению и прочему Нью-эйджу. Одной из тем беседы оказалось такое явление как дауншифтинг.

Главной мыслью, которую хотел донести до меня мой собеседник было то, что, мол, дауншифтинг в современных условиях – это главный и наилучший инструмент для того, чтобы повергнуть бездушный рынок, капитализм. Вот, мол, все станут дауншифтерами и начнется моральное возрождение общества! Аргументацию свою мой нью-эйджевец, как ему казалось, выстроил безупречную и удивлялся, отчего же я с ним не согласен!

Для тех, кто впервые слышит о таком явлении, как дауншифтинг, я дам справку, честно взятую из статьи в Википедии, которую сами же дауншифтеры о себе и написали. Даунши́фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий человеческую философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей»… Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам, наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т. д., ориентируясь на «жизнь ради себя».

На это и напирал мой собеседник: ведь если все вокруг откажутся от постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста, уедут жить в джунгли Индии или (прости Господи!) на родовые поселения, то капитализм рухнет! Ведь он основан на жажде стяжательства! А если все перестанут «стяжать», то и система падет!

Он был не первым, от кого я услышал подобную наивную точку зрения. Мне уже приходилось сталкиваться с ней, например, в беседах с православными людьми. Разве что они не призывали уехать в джунгли Индии, но их позиция не сильно отличалась по существу. А еще нечто подобное пытался претворить в жизнь Лев Толстой.

Однако, когда я спросил своего собеседника – а за какой счет он предполагает жить в джунглях, он на голубом глазу ответил мне: например, соорудить небольшой гостевой дом и сдавать его в наем! Вот такой вот «отказ от материального капитала»: де-факто осуществлять прямо предпринимательскую деятельность, чтобы формально провозгласить себя «борцом с капиталом». Однако и это еще не все! Когда я поинтересовался, намеревается ли мой нью-эйджевец сам шить себе одежду из растительных волокон, а также лепить посуду из глины и определять погоду, послюнявив палец, он возмущенно возразил, что «конечно же нет!». Дальше диалог приобрел примерно следующую форму:

- Откуда же ты все это добудешь?

- Куплю.

- То есть поддержишь деньгами, которые ты получишь от сдачи внаем своего «гостевого дома», капиталиста-производителя, обеспечив ему прибыль. И это ты называешь «борьбой с капиталом»!

- Тогда буду просить помощи у добрых людей.

- Но добрые люди тоже где-то должны будут достать все эти вещи.. А чтобы у кого-то появились ненужные вещи, которые они готовы были бы отдать, эти люди должны заменить их новыми. То есть точно так же их купить. И если мы представим, что все, или большинство людей будет жить вот так, милостыней, откуда же возьмутся вещи, которые им будут давать «добрые люди», если их никто не будет делать?

Воспроизводить весь разговор нет смысла, но, если кратко – разумеется, мой собеседник не нашелся что ответить и начал вертеться как уж на сковороде.

Примерно такие же формы приобретали беседы с православными людьми – все сводилось к обычной демагогии с их стороны.

Очевидно, что современные люди, причем даже такие разные как праведные христиане и офисный нью-эйджевец устали от бессмыслия, который привнес в нашу жизнь капитализм. Устали от окружающей алчности, холодности, постоянной погони за наживой. Однако не в силах перебороть ситуацию, они впадают в обыкновенный эскапизм – желание убежать от давящей на них круговерти. И пытаются выдать это за благородное дело борьбы с рынком! Когда же начинаешь вести с ними беседы, подобные воспроизведенной выше, оказывается, что они просто не хотят работать на рынок, а вот быть паразитами при рынке, питаться с милостыни или с аренды имущества – это ради бога! То есть их спасение – сугубо индивидуальное, эгоистическое стремление к личному комфорту. То есть то же мещанство, только наизнанку!

И очевидно, что невозможно победить систему, выстроенную на эгоизме, путем подмены одной формы эгоизма (постоянная гонка за деньгами) другой ее формой (уход из зоны дискомфорта в зону комфорта). К сожалению, именно уход из зоны дискомфорта, эскапизм, приобретают все большее распространение. И бегут в зону комфорта, как правило, люди неравнодушные к нашей действительности, каковым и является мой нью-эйджевец. Не понимая, что тем самым они только укрепляют фундамент капитализма, попросту дезертируя с поля боя, оставляя его тем, кто эту систему создает и тем, кто ее поддерживает.

P.S.

Раньше дауншифтеров звали люмпенами - разница лишь в том, что люмпен не всегда сам выбирает такой путь. По-существу же разница если и есть, то крайне незначительна: не всякий дауншифтер становится люмпеном, но всякий люмпен – дауншифтер (по своей воле или против нее).

P.P.S.

Такой образ жизни, как дауншифтинг, можно найти уже у В. Скотта в его романе «Пират» 1822 года, где жители Шетлендских островов, крайне неохотно принимавших буржуазные порядки, жили собиранием обломков и вещей, выброшенных на берег волнами, после крушения на скалах их острова очередного судна. Что характерно, на выброшенных людей их энтузиазм не распространялся.

Оригинал тут

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • dakk
    • 22 октября 2016 г. 08:11
    А мне вспоминается "Бойцовский клуб", где не все так примитивно.