Как выжили ханты при сдвиге полюсов. Часть 2

11 5347

Часть 1.

Вода, от которой спасались люди на пиках Северного Урала, не позволяла им замерзнуть, - она была достаточно горячей. Свидетельства о таком явлении фигурируют только на Урале. Откуда вода? И почему горячая?

Возможно, что вот отсюда

 

Мансийский миф о Потопе нашел свое отражение в топонимике Урала. Так в точке схождения границ Свердловской, Пермской, Тюменской областей и Коми находится гора Отортен (1182м) – одна из самых величественных вершин Северного Урала. Однако эта гора имеет и еще одно название – Лунтхусап. Так ее называли манси, жившие непосредственно в близи ее. В дословном переводе Лунтхусап означает «Гусиная яма» или «Гусиная коробка». Название это дано потому, что юго-восточные склоны Отортена круто обрываются к Лозьвинскому озерку, из которого берет свое начало река Лозьва. Манси рассказывают что во время Всемирного потопа здесь, в озерке у высокой горы, нашел спасение гусь. На другой горе – Холат Сяхыл (1079м) хорошо известной туристам как «Гора мертвецов», где в 1956 году погибла туристическая группа Дятлова из Свердловска, по мансийской легенде во времена Потопа остался наленький кусочек суши – площадка на которой мог поместиться лишь один человек. На ней пытался найти спасение охотник-манси, который не утонув умер там от голода. Уже тогда это место у манси стало проклятым. Позже там погиб отряд из девяти воинов-манси, осмелившийся нарушить запрет. На расположенном рядом хребте Чистоп, главная вершина которого Няврам-Люньсим-Сяхыл-Ана (1292м), переводимая как «Вершина горы где плакал ребенок», во время Потопа нашли спасение пять семей. Среди спасшихся находился грудной ребенок, который все время плакал. Легенда эта довольно подробна. Она говорит что спасшиеся люди не страдали от голода и жажды, а так же не испытывали холод, так как залившая все в округ вода была горячей. На противоположном конце Чистопа, на вершине Лув-Сяквур («Лошадиная титька») спасся злой дух Сисди-Овыл-Менкв-Ойка. Здесь следует заметить что Менквами северные народы называли реликтовых существ или попросту «Снежного человека».

Istochnik

«За семь лет до начала потопа шаманам стало известно о приближающемся времени огня и воды. Шаманы били в бубны, гадая о том, как можно спастись. Люди, не умевшие плавать, стали строить плоты (пор). Только семислойный плот (лабыт лаур полет пор), сделанный из семи бревен в семь слоев, покрытый семислойным пологом из кож осетра и стерляди, мог устоять против стихии. В какой-то местности, выше Березова, росла священная береза с семью отростками от вершины. Однажды береза та упала и из под ее корней начала бить вода. Люди укрепляли это место, но никак не могли остановить водяного потока. Тогда люди расселись на плоты, и их понесло вниз течением Оби. Женщин и девушек на плоты не брали, их все равно вода с огнем сжирала, спасались только мужчины и «чистые» девочки. Семь дней вода кипела — огонь и вода вместе шли. Нижние слои плотов разбивались, верхние слои пологов сносило. Вместе с огненной водой несло множество огромных ящеров и змей, которые взбирались на полоты и поедали людей. Много народу тогда погибло — те, кто не успел построить семислойного полота, те, кого смыло водой. Когда стихия улеглась, люди стали высаживаться на высоких островках — пугорах. Приплывших на плотах людей называли нобтын ёх — ‘приплывший народ’ или пор ёх — ‘люди плотов’».

[А.П.Кондин, п. Казым-мыс, р. Б.Обь, 1990].

Примерно в тех же вариантах распространены предания об «огненной воде» у северных манси: «На той земле, где манси теперь живут, однажды появилась большая огненная вода. Поверхность земли сгорела, почва окрасилась в цвет охры, а в слое земли, якобы, эти следы видны до сих пор. Вода всплывала недолго — всего лишь за то время, в течение которого можно сварить суп. О надвигающейся беде люди узнали за семь дней до события. Они сделали плоты из семи слоев лиственничных бревен и покрыли пологами из стерляжьей шкуры, чтобы их не кусали змеи и иные пакости. Привязали свои плоты к вековому дереву веревками из корня тальника. Те плоты, что крепились другими корнями, унесло течением вниз по реке» [28, с. 43–44].

Подобных легенд немало. Идет ли в них речь об одном ‘потопе’, или в понятии ‘священной огненной воды’ обобщено представление о неоднократно повторявшихся бурных обских половодьях? Не исключено, что герои сказаний прибыли на нижнеобские ‘пугоры’ из разных мест и в разное время. По рассказам, отличались и конструкции плотов: одни ‘люди потопа’ приплыли на семислойных покрытых кожей рыб плотах, другие — на плотах, связанных веревками из собачьей шерсти и тальникового лыка.

Так или иначе, потоп стал своеобразной точкой отсчета появления большого числа пришельцев с юга и складывания новых родовых групп. По традиции родственниками считаются те, чьи предки во время потопа остались на одной горе или осели на одном островке (емын мув лопсыт — ‘святой земли куски’). Род северных хантов — и сыр рут — иносказательно называют «семь сыновей — одно весло» или «одно весло имеющие» (и луптайлат). Островки и возвышенности, на которых спаслись легендарные герои, стали родовыми святилищами. Например, на развилке Полуя, где река делает крутой изгиб и расходится на два рукава (около Зеленого Яра), со спадом воды каждый год обнажается островок. По преданию, здесь и остановились спасавшиеся от потопа люди. Встав на едва выступающий из воды островок, они крикнули семь раз «на Небо», после чего появилась «куриная ножка» и земля поднялась из воды. Обнажающийся ежегодно после весеннего половодья островок у Зеленого Яра и поныне считается священным местом полуйских хантов. Женщинам нельзя передвигаться по воде мимо священного острова-горы — им следует идти пешком по берегу, а зимой объезжать остров на нартах.

Как уже говорилось, от потопа пришлось спасаться не только ‘людям плотов’ пор, но и пришельцы со стороны Урала мось. У войкарских хантов, живущих вблизи от Урала, бытует такое предание:

«Вода была везде, кроме Урала. Когда вода прибывала, на высоких склонах Урала собирались и люди, и животные — медведи, волки, лисы, росомахи (священные звери, чьи шкуры и изображения хранят в домашних святынях). Целую неделю бушевала вода. Люди и животные вместе жили, и никто никого не боялся. На этой горе собрались разных родов и даже народов люди. После спада воды люди разошлись по разным юртам и стали жить родами. Один зырянин пришел из-за Урала (Нерапса ху) и во время потопа оказался с хантами на одной горе, после чего породнился с ними».

[Т.И.Хунзи (Озелова), п. Унтсыльгорт, р. М.Обь, 1989].

Сосьвинские манси считают, что во время потопа (ялпынг акв — ‘священная вода’) мось ёх спасались на горах Урала. Позднее мось и пор стали жениться друг на друге. По рассказам сынских хантов, пор ёх и мось ёх говорили на разных языках. Они воевали друг с другом, и мось ёх осталось меньше, так как многие из них погибли. Людей пор, наоборот, становилось все больше, поскольку к ним стали относить всех ‘приплывших людей’, в том числе послан ёх или похрын ёх — ‘народ проток’.

...

Е. И. Ромбандеевой записана еще одна легенда: во время «огненной воды», «людей из деревни Мувентес на Сакв-я, поклонявшихся предку-духу Паштор (Пастыр ойка), унесло далеко на Обь, в те места, где впоследствии возникла дер. Пашторские юрты» [28, с. 44].

Источник

...через каждые две тысячи лет приходит потоп; через каждые семь- девятков лет(си'ив-ю по)в тундру приходит большая жара (нгарка епдя),и берега рушатся [рассказчик И. Сэротэтто, Ямал, 1991 г.]; половодьем (потопом) и замерзанием (прихо- дом льда) разделяются год-зима и год-лето; бодрствование (днем) сменяется сном (ночью).

В мифе о нырянии льюуризлобный Старик дополняет Творение 'дырой' (в кото- рой скрывается). Все темные силы обычно выходят на землю из ям, нор, пещер через 'отверстие'. В чуме таковым является накрываемая железным листомту ванг- 'очажная яма'. В свою очередьНум,по словам Ямбое Сэротэтто, <отодвигает свойтюмю(очажный лист) и сверху наблюдает за Землей>. Так, сквозь каждый чум проходит вертикаль-окно от очажной ямы до дымового отверстия. Так, сквозь пронизывающую Землю 'дыру' смотрятся друг в друга (или отражаются друг в друге)НумиНга.Всякий раз они едины в действии - то содействии, то противодействии. Вечный бой между ними (с чередованием взаимных побед и поражений) не может окон- читься и даже сбиться с ритма, иначе случится то, что про- изошло в легенде о гибели людей из-за трехлетней зимы, сменившей трехлетнее лето. Иначе не наступит время, когда Хозяин Священной Березы выпустит на Землю потоп, чтобы смыть с нее расплодившиеся болезни.

Источник

Внезапно! Что на самом деле подорвал «Орешник»

21 ноября 2024 года Россия применила новейшую баллистическую ракету «Орешник» в боевых условиях и поставила очень много новых вопросов, ответы на некоторые из которых дадим в сегодняшн...

Пять минут хорошего настроения. Часть 8

Студентам на заметку: Чтобы сдать уникальный реферат, достаточно открыть вторую страницу поисковика.Дед Мороз на Новый Год сначала едет в Китай, за подарками.- Смотрел вчера соревновани...

Обсудить
  • Горение водорода в кислороде сопровождается выделением 286 кДж/моль. 1 моль ашдвао = 18г 1кг/18г.= 55,5 При образовании 1 литра воды выделяется 286кДж*55,5 = 16 МДж тепла Для нагрева 1 кг воды на 100 градусов требуется 0,42 мДж. Плюс 2,3 МДж/кг на парообразование. То есть тепла выделяется столько, что в закрытом объёме при сгорании водорода в кислороде образуется перегретый пар. На открытом пространстве надо учитывать охлаждение при расширении и то, что тепло в основном уйдёт на нагрев воздуха, а не воды. Но вода, как минимум, будет тёплой.
  • Откуда взялось горение водорода.., чтобы стало столько воды... Где в Природе водород, тем более на рифейского периода Урале...? Древние породы и никакого вулканизма...!!! Аф-фтАр БРЕДИТ... БРЕДОМ ОФ ЗЕ СИВЭ КЭЙБЛ...!!!