Миф о "неравноправии полов".

43 3444

В процессе распространения демократических ценностей гендерное равноправие, зафиксированное в отдельном законопроекте, зачастую воспринимается как необходимое условие для определения демократизации общества [1]. В то же время нельзя не отметить, что понятие «гендерное равноправие» довольно часто заменяют якобы синонимичным – «равноправие полов», а также «равенство полов». И хотя корректность последних выражений вызывает сомнение, эти словосочетания нередко можно встретить в серьезных статьях и даже исследованиях.

Например: «Но эти же идеи о равенстве полов как мы все знаем, декларировались еще со времен советской власти…» [2], «После четырехлетнего обсуждения на рассмотрение парламента вновь поступит проект закона о равноправии полов» [3],«Какая пропасть разделяет теорию равноправия полов и применение этого права на практике…» [4].

Поиск по электронному каталогу выдает сведенья о том, что документов, содержащих словосочетание «равноправие полов» - 342 тысячи, а доку-ментов, содержащих словосочетание «равенство полов» - 736 тысяч.

В этих условиях будет уместным задать вопрос о значении выражения «гендерное равноправие». Вызывает интерес и то, насколько корректно менять понятие «гендер» на понятие «пол» в сочетании с равноправием и равенством.

Целью данной статьи является формулировка отличий гендерного равно-правия от словосочетаний «половое равноправие» и «половое равенство», а также разоблачение мифа о том, что существует возможность достижения равенства полов, и о том, что равноправие полов не соблюдается.

Обратимся, прежде всего, к словарям. Уместно в этом случае воспользо-ваться электронными – для удобства поиска [5]. Из предложенных на элек-тронной странице 29 словарей представляют интерес: Словарь юридических терминов, Современная энциклопедия, Толковый словарь Даля, Англо-русский словарь Мюллера, Большой энциклопедический словарь, Психологический словарь, Словарь сексологии, Словарь терминов логики. Понятие «гендер» упоминается только в одном словаре – психологическом, в словосочетании «гендерная роль», где указывается и её синоним «половая роль» [6]. Становится очевидным, что обращение к общей литературе не даст результатов в поиске конкретного определения гендера. Философский словарь из электронной библиотеки по философии также этого определения не содержит [7].

Только поиск в каталогах по специальной литературе дает возможность выяснить, что «В английском языке это слово (гендер) обозначает грамматический род, который с полом не имеет ничего общего… Вопреки распространенному представлению, слово "гендер" заимствовали из грамматики и ввели в науки о поведении вовсе не американские феминистки, а выдающийся сексолог Джон Мани, которому при изучении гермафродитизма и трансексуализма потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств (Money, 1955). Затем оно было подхвачено социологами и юристами. При этом оно всегда было и остается многозначным» [8]. Согласно психологическому словарю: Гендерная роль (от англ. gender - род, пол) - набор специфически половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины. Синоним - половая роль.

Анализируя полученную информацию, представляется верным понимать гендер как вид поведения, обусловленный теми общественными установками (или ожиданиями), которые лингвистически относят субъект к мужскому или женскому роду. Или: гендер – аспект поведения человека, влияющий на отнесение субъекта к мужскому или женскому грамматическому роду.

С другой стороны «гендерное право» можно охарактеризовать как право субъекта на поведение, устанавливаемое для мужчин и право этого же субъекта на поведение, устанавливаемое для женщин. Гендерное право должно реализовываться в независимости от половой принадлежности субъекта. В таком случае нарушением гендерного права можно было бы считать отказ женщинам в гражданском праве на поведение, определяемое социумом как «мужское» или отказ мужчинам в гражданском праве на поведение, определяемое социумом как «женское». Здесь, конечно, необходимо указать, на чем основаны общественные установки и ожидания, и каковы признаки сугубо мужского и сугубо женского поведения. В юридической сфере - это, прежде всего случаи с отказом в рабочем месте или в реализации родительских прав на основании гендерной принадлежности: скажем оформление\отказ в оформлении материнского капитала на отца. Случаи весьма частные - узкая юридическая специализация.

Понятие «равноправие» в словаре юридических терминов дается как «равноправие граждан». Равноправие граждан – один из основополагающих принципов конституционализма и элементов демократии, означающий официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений… [9]. 

При установлении равноправия существенными признаками граждан становятся их права, свободы и обязанности. В свою очередь, признаки пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства и так далее – это ряд несущественных характеристик граждан. Итак, при установлении равноправия в государстве наряду с другими признаками пол не имеет значения, и поэтому, правом обладать не может. Употребление словосочетания «равноправие полов» - не корректно с точки зрения словарного юридического понятия «равноправие» (граждан).

С другой стороны, представляется весьма интересным смоделировать ситуацию, в которой призывы о равноправии полов были бы справедливы. Вероятно так можно попасть в «мир» человека, который убежден в наличии полового неравноправия в обществе.

Нарушением равноправия полов можно было бы назвать тот случай, когда субъект изгоняется из общества или придается казни в связи только с половой принадлежностью. Так нарушается естественное право живого организма на жизнь. В связи с тем, что пол – характеристика, прежде всего биологическая, то говорить о праве пола на жизнь (а от него в этом случае зависит жизнь всего организма) – справедливо. Община с культом уничтожения по половому признаку действительно нуждается в информации о том, что оба пола равны.

Модель этого мира может выглядеть примерно так. Это община, предположим, мужчин, обязательно отшельников. Они поклоняются определенному богу (или богине), и одной из характерных черт этого культа является ненависть к женскому началу. Тогда каждая женщина, попавшая (не важно каким образом) в общину будет лишена жизни в связи с наличием у неё других половых органов. И это действо не выйдет за рамки культа и не будет противозаконным в той среде. В этом случае справедливо говорить, что равноправие полов не соблюдается.

Возможно, такой представляется современная действительность человеку, убежденному в том, что существует угроза «повсеместного полового неравноправия». В то время как наше общество действительное половое равноправие – обеспечивает.

Проблема в этом случае заключается в следующем. Довольно распространенная фраза «борьба за половое равноправие» несет смысловую нагрузку, благодаря которой становится возможным латентное распространение определенного мифа, демонстрирующего современный социум в виде той самой общины сумасшедших, которые не знают о равноправии полов перед лицом природы. Это значит, что одна из половин человечества (чаще всего именно мужская) представляется в качестве агрессора и даже своевольного палача для другой половины (соответственно, женской). Действительность же – не такова.

Именно поэтому теории, содержащие в своем названии или тексте сочетание слов «равноправие полов», не будут восприниматься серьезными критиками. С одной стороны, это выражение неграмотно, с другой стороны – оно есть формулировка мировоззренческого мифа, способного сегодня, благодаря масштабам своего распространения, реально разжигать вражду между представителями различных полов.

Если и есть какие-то особые отношения между мужчинами и женщинами, возникающие при реализации гендерного права, то это не равноправие, а паритет полов. Это тот случай, когда две стороны межполовых социальных отношений на уровне коммуникации выказывают взаимное уважение и заявляют об отсутствии претензий к половой принадлежности другого человека. Гендерное равенство, помимо этого, предполагает еще и ситуации, когда субъекты одной половой принадлежности также не имеют права дискриминировать друг друга на основании половых признаков.

Хотелось бы отдельно остановить внимание на словосочетании «половое равенство». Согласно толковому словарю В.Даля: РАВНЫЙ чему, с чем, одинаковый, один, во всем подобный, относительно величины, количества, качества, свойств [10]. Большой энциклопедический словарь трактует так: РАВЕНСТВО - в логике и математике - отношение взаимной заменяемости объектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а = b) [11]. Словарь терминов логики определяет: Отношение Равенства позволяет заменять одни и те же объекты, построенные различным образом, друг на друга в различных контекстах (правило подстановочности) [12]. Итак, словосочетание «равенство полов» буквально означает, что если мужской пол не имеет возможности справиться с задачей, то её может выполнить – женский и наоборот. Если по каким-то причинам совершить замену невозможно, то необходимо выдвигается протест против неравенства полов. Бессмыслица заключается в том, что равенство предполагается установить между полами, в то время как половые задачи мужского и женского организмов анатомически заданы абсолютно разные, не тождественные, неравные. Мужской организм не может выносить и родить ребенка, женский организм не способен на семяизвержение, женская половая клетка не может двигаться с той же скоростью, что и мужская – организмы в целом зачастую выполняют различные функции. В конце концов, благодаря именно половым особенностям организмов у мужчин и женщин различное строение тел (формы, размеры, кожа, волосяной телесный покров…). Таким образом, словосочетание «половое равенство» с точки зрения словарных значений имеет только один смысл – оно представляет собой образцовое логическое противоречие. Не существует такой ситуации, в которой естественное, наполненное смыслом и потенциалом неравенство полов, уместно было бы пытаться устранить. Утверждать же, что половое равенство возможно – все равно, что предполагать ситуацию, для которой выражение «0 = 1» будет истинно.

Итак, нет сомнения в том, что установление гендерного равноправия (закон) и паритета полов (мораль) говорит о демократизации общества. Реализация гендерного права дает возможность субъекту свободно осуществлять миграцию в пределах мужского и женского родов из одной роли – в другую. В условиях постоянной межполовой коммуникации эту возможность человек реализует почти автоматически. Так стирается грань между спецификами поведений и возникают необходимые для взаимопонимания в публичной среде условия разумного, «бесполого» общения, а значит общения «на равных». В этом случае процесс отождествления человека с его полом не играет большой роли и проходит достаточно скрыто.

Нельзя также не говорить сегодня о том, что существует опасность намеренного высевания вражды на основании разнополости субъектов гендерного права. Особенно это опасно для сферы личного, семейного пространства. Эта опасность исходит от фанатично-настроенных неграмотных граждан, злоупотребляющих правом на свободу слова. Благодаря им не только в академической среде, но во всех сферах общественной жизни (в том числе и в семье) развивается миф о несоблюдении в нашем обществе равноправия полов. А также распространяются противоречивые сведенья о виде социальной несправедливости, основанной на неравенстве полов.

Литература:

[1] Организации Объединенных Наций – Декларация о ликвидации дис-криминации в отношении женщин – провозглашена резолюцией 2263 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 7 ноября 1967 года.

Амстердамский договор – в 1997 году страны-члены ЕС подписали дого-вор, одно из положений которого принуждает стороны к соблюдению гендерного аспекта в политике.

[2]Статья «Гендерная политика в Украине» от 3 сент. 2007 г. http://h.ua/story/56941/ 

[3]Статья «Закон о равноправии полов обретет силу закона» http://www.sm.ee/rustxt/pages/goproweb0685 

[4]Статья «Теория и практика равноправия полов в Европе» 

http://www.zarplata.ru/n-id-11445.html  

[5] http://dic.academic.ru/ushakov.php 

[6] http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/400  

[7] http://filosof.historic.ru/enc/index4.shtml .

[8]Статья «Пол и гендер. Заметки о терминах» Сексология. Персональный сайт И.С.Кона http://sexology.narod.ru/publ037.html 

[9] http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17790 

[10] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/343414 . 

[11] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/249166 . 

[12] http://dic.academic.ru/dic.nsf/logic/310. 

Александр Хинштейн отзывает свои запросы

На 100% правильный поступок.Особенно сейчас, когда выяснилось, что якобы пострадавшая гражданка приехала из другого города специально, чтобы принять участие в массовых беспорядках, рабо...

Работаем, брат!

Разумеется, я очень рада, что глас народа был услышан, здравый смысл восторжествовал и запрос о привлечении сотрудника ГУМВД Санкт-Петербурга был отозван. Но осадочек, как говорится, ос...

Будни США или Картина маслом

Многие сейчас в недоумении, толком не понимают, что происходит. Куча каких-то хаотических действий, которые ни в какую логику не укладываются Например, Германия посылает к берегам Японии 1 (про...

Обсудить
    • eag
    • 10 августа 2015 г. 07:30
    О гендорном равенстве не следует говорить, - природа своё слово сказала. Другое дело равноправие. Полное невозможно, опять же из-за независимого от ума природного фактора. Вот социальное р а в н о п р а в и е полов возможно и необходимо.
  • Первая статья реально дающая ответы на эту тему . Мы разные , и в этом вся суть . Мы разные , не лучше и не хуже друг друга , у нас разные задачи , но цель одна . Гендерное право это не пол ( sex ) , а право выполнять функцию противоположного пола . Это получается довольно смешно , ведь физиологически не хватает определённых органов . Гендер - это к психиатору , лечение током . Говорят помогает !))
    • snar
    • 10 августа 2015 г. 10:05
    В начале было слово. Словом не только пасут овнов. Словом создают массовое мнение, результатом которого становится массовое поведение материализующее запланированный словом результат. Когда писали Библию про это уже знали.
  • Очень интересная статья, спасибо автору. Я тоже часто думала о том, что бессмысленно бороться за равенство полов - мужчины и женщины природой задуманы разными и разные роли в жизни выполняют. Но... у меня есть сомнения, что общестов в социальном плане одинаково относится к М.и Ж. (так обозначу для краткости мужчину и женщину). Кроме того, проживание М.и Ж. в обществе неодинаково. Известно много случаев о насили в семье со стороны Ж. по отношению к М.?? Думаю, единицы. Есть очень хороший сериал "Инспектор Морс". Там Морс говорит одну знаковую фразу: "Беда в том, что мужчины думают, что все этом мире принадлежит им. И Ж. тоже" (не дословно, но смысл такой). Даже в начале 20 века положение Ж. и М. в обществе в Америке было неодинаковым. В одном голливудском фильме есть такая фраза: "Мы живем в мужском мире" (по сюжет там главная героиня убивает мужа, который много издевался над ней, при этом ее работодательница помогает ей скрыться от правосудия, потому что Закон не стал бы защищать Ж., которая страдает от насилия мужа). Возможно, поэтому сейчас часто Закон стоит на стороне Ж. (если , конечно, не вмешиваются деньги мужа при разделе детей, напрмер) :))) К сожалению, некоторые Ж. пользуются такими поблажками со стороны Закона в свою пользу.
  • Что там за шум, полисмен? Да это Смиты опять выясняют отношения. Но миссис Смит тяжелее на 20 фунтов... Дай бог удачи мистеру Смиту!