Сексуальность человека: ее существенные черты.

3 1572

В первой половине XX в. ряд мыслителей пишут о том, что тема пола и сексуальности обычно подвергается цензуре, что её важность оценивается исключительно в биологическом ключе, но такой распространенный подход разительно диссонирует с реальной значимостью половых отношений для отдельного человека. Также, по свидетельствам мыслителей этого периода, тема пола и сексуальности не воспринимается учеными как научно значимая, а в обыденном сознании пол представляется чем-то «грязным» и постыдным, не свойственным достойному человеку.

1907 год, отечественный философ Николай Бердяев пишет в работе «Новое религиозное сознание и общественность» [3,ст.216]: «Необходимо победить ложную стыдливость и лицемерное ханжество в вопросе пола, иначе человечеству грозит гибель от подпольных тайн пола…»

1927 год, английский мыслитель и публицист Дэвид Лоуренс в работе «Порнография и непристойность» [2,ст.52] говорит: «Меня не перестает удивлять эта непреодолимая готовность рядового человека из толпы делать из секса грязь».

1944 год, венский психоаналитик, ученик З.Фрейда Вильгельм Райх в работе «Функция оргазма» [5,ст.112] констатирует: «Важное значение сексуальности было очевидно, но официальная естественная наука не хотела ничего и слышать о вовлечении этих проблем в круг своих исследований — несмотря на работы Фрейда. Да и сам психоанализ все более отступал перед сложностью проблемы. Слишком уж часто она оказывалась на опасной грани слияния с той больной, искаженной, приобретавшей все более порнографическое звучание «сексуальностью», которая господствует в умах обывателей».

Примерно в середине XX века Эрик Берн в работе «Сексуальные игры» делает замечание [7]: «Сексуальных мужчин называют (некоторые) животными, в то время как люди по природе сексуальней, чем животные, и несексуальное животное, конечно, не назовут человеком».Говоря в свое время об отсутствии единой идеи человека в европейском мировоззрении, Макс Шелер совершил попытку найти сущностное отличие чело¬века от всего живого мира – работа «Положение человека в космосе» (1927) [9]. В основу работы легла идея противопоставления двух понятий: «Жизни» и «Духа». «…основным определением духовного существа станет его…экзистенциальная независимость от органического, свобода, отрешенность от принуждения и давления, от «жизни» и всего, что относится к «жиз-ни»[9, ст.52]. Чувственный порыв, инстинкт, ассоциативная память, интеллект – вот что составляет предмет изучения автора при попытке определить суть человека. Но где сексуальность человека? Так, будто человек асексуален по своей природе. Но, с другой стороны, может сексуальность изначально уже была отнесена к одной из сфер – возможно, она воспринималась как атрибут животного существования, и не вызывала у автора вопросов. В работе Х.Плеснера «Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию» (1928)[4] речь идет о многих аспектах человеческого бытия, в их числе интуиция, представление, телесность и тому подобное, однако сексуальность также не входит в круг философско-антропологического исследования в рамках этой работы. В целом по прошествии более чем полувека в философской антропологии не сформирована единая модель человека, в которой было бы обозначено место и сексуальности.

На мой взгляд, весьма интересно, можем ли мы говорить о некой «человеческой сексуальности», такой, которая относится к сфере «Духа», о сексуальности, которая отличает человека от животного, а не делает человека животным?Полагаю, уместно будет обратиться к работе В.Соловьёва «Смысл люб-ви»[6]. Задолго до выхода в свет работы «Положение человека в космосе» (1927), в 1894 году проведено похожее исследование живых организмов – от растений до человека – целью которого было рассмотрение сексуальности в одном из ее аспектов. Отечественный мыслитель высказал гипотезу о том, что половое влечение (сексуальность) и размножение стоят на противопо-ложных позициях и их доли относительно друг друга в живом организме обратно пропорциональны. Работу «Смысл любви» Владимир Соловьев на-чинает словами: «Обыкновенно смысл половой любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Я считаю этот взгляд неверным…». [6]

Размножение имеет такие формы как деление, почкование, размножение спорами, прививкой – бесполое размножение. Конечно, речь идет о примитивных жизненных формах, но факт бесспорен: размножение может происходить бесполым путем.

Если брать отдел позвоночных, размножающихся только половым спо-собом, то начать нужно с рыб: зародыши в теле самки исчисляются миллионами. Самец оплодотворяет зародыши, не касаясь самки, что не позволяет нам полагать сильную привязанность или их половое влечение друг к другу. Владимир Соловьев отмечает: «…этот хладнокровный класс несомненно более всех размножается и менее всех обнаруживает любовную страсть…» [6]

У земноводных количество детенышей меньше, чем у рыб и при этом, по мнению автора, уже можно найти признаки полового влечения друг к другу самца и самки.

Птицы имеют малое потомство, если сравнивать с предыдущими приме-рами, но привязанность друг к другу и заботливость о потомстве свидетель-ствует о наличии у птиц определенного полового влечения.

Млекопитающие размножаются слабо (в количественном плане), но их поведение, бурность реакций, нечто подобное ритуалам, связанным с предстоящим актом, нежность и заботливость друг о друге, пусть даже не всегда продолжительная, свидетельствует о половом влечении животных друг к другу.

«у человека сравнительно со всем животным царством размножение совер-шается в наименьших размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения (как у птиц) и напряженность страсти (как у млекопитающих)»[6]. Человек способен отказаться от размножения.

Итак, Владимир Соловьев полагает, что половая любовь и размножение «…находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая»[6].

Мыслитель делает попытку доказать: суть сексуальных отношений между людьми не сводится к функции размножения организмов.

Представляется интересным сравнить: как люди и животные относятся к своему потомству?

В своей работе «Сексуальные игры»[7] Эрик Берн приводит яркий пример того, насколько обманчивым может оказаться наше представление о животном мире. Когда мы смотрим на то, как курица преданно сидит на отложенных яйцах, заботливо переворачивает их, не вставая и не принимая пищи до самого вылупления цыплят, мы видим в ней существо с высокой степенью ответственности и долга, так, как будто она четко осознает, что делает. Объясняя её поведение универсальным для таких случаев словом «инстинкт», человек все же приписывает этой птице человеческие нравственные качества. Но что происходит на самом деле?

«Вследствие определенных влияний, идущих от желез, после того, как она отложила кладку яиц, ее живот разогревается…» пишет Эрик Берн [7]. Далее возникший дискомфорт толкает её на поиски предмета, способного помочь ей в сложившейся ситуации. Прохладные куриные яйца становятся идеальным средством для лечения курицы. Как только одна сторона яиц на-гревается так, что не может уже служить для устранения дискомфорта, курица переворачивает яйца и продолжает на них сидеть как на облегчающем страда-ния средстве, и не более. Появление цыплят для нее, возможно, более неожиданно, чем изменение погоды. В результате того, что нам мало известно о внутренних процессах в организме животного, человек объясняет для себя их поведение, используя понятия морали, не свойственной животным. Рассматривая этот пример, можно сделать вывод, что животное не просто не планирует, не осознает, не ждет потомства, но и не знает, что оно появится.

Безусловно, этот факт мог бы говорить о явном отличии человека от животных. Для доказательства предположения, что животные не знают о появлении потомства, потребовались бы биологические исследования, объясняющие поведение каждого животного в период «подготовки» к появлению детенышей. Что ими движет, какие биологические механизмы срабатывают. Но следует задаться вопросом: может ли тот факт, что человек знает о рождении детей еще задолго до их появления, в отличие от животных (предположительно), быть сутью «человеческой сексуальности»? Верно ли, что контрацепция или планирование семьи могут быть сущностными признаками сексуальности человека? Справедливо будет отрицать это суждение. Планируя рождение ребенка или предохраняясь от нежелательного потомства, человек совершает рациональные поступки, принимает решение вследствие мыслительной деятельности, а не сексуальной практики.

Но благодаря, например контрацептивам, мы наблюдаем феномен мощного стремления человека к половому контакту при четком осознании, что это делается не ради потомства.

Это может говорить о том, что при сильном половом влечении человек перестает учитывать рациональные потребности человеческой природы – мыслить в категориях причины и следствия. Таким образом, он осознанно стремится к тому, чего потом не сможет объяснить. В этом случае половой акт становится целью, а не средством для рождения потомства, и человек целенаправленно идет к чему-то, что существует в сфере сексуальности независимо от оплодотворения.Человек осознанно производит целый комплекс действий как физического, так и психического плана для достижения какой-то важной цели в сексе помимо продолжения рода. Как можно охарактеризовать эту цель?

Очевидно, что речь идет об оргазме. Вильгельм Райх описывает половой акт, разделяя его на две фазы. А. Фаза произвольного контроля над нарастанием удовольствия. При здоровой психике и отсутствии невротических отклонений на этом этапе человек способен наблюдать за нарастанием возбуждения, контролировать его. Б. Фаза непроизвольного мышечного сокращения характерна мощными рефлекторными (следовательно, неконтролируемыми) сокращениями мышц, в завершение которых достигается ощущение удовлетворения и полный спад сексуального напряжения. Вильгельм Райх так определяет оргазм [5,ст.163]: «Оргазм — единая непроизвольная конвульсия всего организма на высшей точке генитального соединения».

При исследовании первой стадии полового акта возникает вопрос, почему вообще возможен контроль над возбуждением? Необходимо отметить, что человеческому организму не свойственно понятие сезонного брачного периода – в этом отношении он свободен в отличие от многих животных. Человеческая сексуальность неограниченна биологией. Что её контролирует?

Если мы обратимся к учению З.Фрейда [8], то найдем, что понятие сублимации как преобразование энергии сексуальных влечений в энергию влечения к возвышенным целям, лежит в основе и морали и культуры в целом. Таким образом, если смоделировать упрощенную ситуацию – сексуальная энергия, преобразовываясь, предстает перед нами в виде правил, ограничивающих в том числе сексуальную энергию. Воспитание человека по этим правилам развивает в нем целую систему под названием «самоконтроль». Это значит, что «человеческая сексуальность» обладает механизмом саморегуляции, чего нет в животном мире. Этот механизм лежит в основании контроля над собственным возбуждением. Контроль настолько мощный, что он присутствует, по свидетельству психоаналитиков, даже на первой фазе полового акта.

Переход от этой фазы к следующей – рефлекторной – представляет собой волевое усилие личности, когда она намеренно отказывается от своей власти над ситуацией и отдается во власть биотокам. Животные не имеют первой фазы, они преданы биологическим ритмам на протяжении всей жизни, следовательно, человеческая самоотдача – это волевой поступок, тогда как животная самоотдача – это естественная реакция организма.

Вторая стадия полового акта, более близкая к оргазму, действительно сильно схожа с животным состоянием, но только если её брать отдельно от всего сексуального процесса. В человеческом дискурсе сексуальности существует понятие оргастической потенции, которое Вильгельм Райх определяет так [5,ст.163]: «…в основном способность полностью отдаться непроизвольной конвульсии организма и полной разрядке возбуждения на высшей точке генитального соединения. Она всегда отсутствует у невротиков…». Соответственно, существует оргастическая импотенция, которая возможна и при здоровой эрекции у мужчин, она представляет собой неспособность расслабляться при рефлекторном сокращении мышц, а также говорит о наличии у человека страха перед удовольствием. «Страх удовольствия — боязнь приятного возбуждения. На первый взгляд, парадоксальное явление, представляющее собой результат воспитания, которое враждебно сексуальности и является в высшей степени характерным признаком цивилизованного человечества» [5,ст.163].

Таким образом, человек должен не просто доходить до состояния оргазма технически, но и осознавать его как удовольствие. Психологи отмечают, что в акте удовольствия «Я» должно занимать активную позицию. Чем выше степень активности «Я» в этом акте тем сильнее ощущение удовольствия. Это открытие объясняет в первую очередь то, почему люди достигают разных степеней удовольствия, а одни и те же прикосновения одним людям представляются приятными, а другие – ощущают их как простое трение. В соответствии с определением оргастической потенции активность «Я» в половом акте заключается в стремлении к самоотдаче.

Феномен человеческого удовольствия претендует на статус уникального в животном мире. На основании вышеизложенных психологических открытий удовольствие можно определить как осознанное удовлетворение. Таким образом, обладание сознанием предполагает возможность ощущения удовольствия или даже наслаждения, отсутствие сознания тождественно неспособности к удовольствию. Так, поиск «человеческой сексуальности» автоматически превращается в уже известный разговор о том, уникален ли человек. Мы находим, что человеческое сознание, является источником не только рациональной, но и сексуальной способности человеческой природы. Другими словами, если человек не работает над осознанием половых актов как удовольствия, если не стремится к половому возбуждению и здоровому снятию сексуального напряжения, то в этом случае он становится похожим на животное, которое не ведет сексуальный дискурс, а само водимо природными биотоками.

Заслуга психоаналитиков заключается в том, что в рамках их исследований асексуальный человек или человек, обладающий оргастической импотенцией, определен как нездоровый человек. Если человек не ведет дискурс сексуальности – он психологически неполноценен. Такое диагностирование – шаг к тому, чтобы определять человеческую сексуальность в качестве сущностного антропологического признака – того, что делает человека человеком.

Итак, сущностными чертами сексуальности человека являются следующие особенности:

• суть сексуальных отношений между людьми не сводится к функции раз-множения организмов. Появление потомства нуждается в обращении к рациональной сфере: обдумывание, планирование, создание условий, вос-питание в период внутриутробного развития и тому подобное. Сексуаль-ность в этом процессе – средство, и главной роли не играет;

• во время полового акта человек осуществляет переход от ситуации, кото-рую он может контролировать к непроизвольным рефлекторным действиям, этот переход является волевым поступком, о котором можно сказать, что это поступок сугубо сексуального характера;

• сексуальность человека обладает системой саморегуляции через психологи-ческий механизм сублимации. Чем сексуальнее человек, тем строже его са-моконтроль;

• оргазм воспринимается человеком как удовольствие только при осознании его как приятного чувства. В противном случае оргазм не сможет стать даже полноценной биологической разрядкой организма и вызовет физиологический и психологический дискомфорт;

• сексуальность человека, обладание оргастической потенцией свидетельст-вует о человеке как о психологически полноценной личности.

Последнее суждение требует более тщательного рассмотрения в антропологиче-ском ключе, так как этот вывод был основан на данных психоаналитических исследо-ваний. Важным становится вопрос о том, может ли сегодня и философская антрополо-гия признать, что асексуальный человек неполноценен. В этом случае уместно обра-титься к аналогии: сведение к минимуму сексуальной функции так же не присуще при-роде личности, как и сведение к минимуму её рациональных способностей? Ответ на этот вопрос в рамках философской антропологии на данный момент следует оставить открытым. Высказанное суждение об ущербности асексуальной личности ввиду еще недоработанной доказательной базы оставить на уровне предположения.

На основании вышеизложенных материалов можно дать определение тому, что следует понимать под такой сексуальностью, которая отличает человека от ос-тального животного мира и может идентифицироваться как сугубо человече-ская.

«Человеческая сексуальность» - это осознаваемый дискурс, не сводимый к функции размножения, ключевыми понятиями в котором являются «сексуальный поступок», «оргастическая потенция», «удовольствие», «самоконтроль». Сексуальный поступок совершается при переходе от контролируемого возбуждения к неконтролируемым действиям биотоков в организме человека, оргастическая потенция характеризует способность психики и физиологии человека отдаться в момент оргазма непроизвольному сокращению мышц, сексуальное удовольствие в момент оргазма возможно только как осознаваемое чувство, после возвращения в тело сексуальное напряжение сублимируется в нормы самоконтроля. Вероятно, отсутствие полноценного сексуального дискурса делает человека ущербным.

Для обсуждения важных аспектов сексуальности в 2013 году был создан круглый стол по вопросам пола и сексуальности. Читателю предоставляется возможность ознакомиться с промо-роликом, созданном из нарезки обсуждений. 

Заседания круглого стола были записаны на видео. Есть возможность выложить более пространные варианты обсуждений. Все желающие приглашаются к участию в круглом столе. Для этого следует связаться с автором статьи на данном ресурсе через личные сообщения либо через социальную сеть фейсбук.

Список литературы.

1. The International Encyclopedia of Sexuality by ROBERT T. FRANCONUR //

New York: Copyright, 1997.

2. Лоуренс Д.Г. Психоанализ и бессознательное. Порнография и непристойность. // М.: Эксмо, 2003. – 494с.

3. Новое религиозное сознание и общественность // М.: Канон+, 1999. – 464 с.

4. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философ-скую антропологию // М.: 'Российская политическая энциклопедия' (РОССПЭН), 2004. – 368с.

5. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. // М., 1997. – 303 с.

6. Соловьев В.С. Смысл любви

http://www.vehi.net/soloviev/smysl_lubvi.html

7. Эрик Берн. Сексуальные игры http://lib.ru/PSIHO/BERN/sexgames.txt

8. Фрейд З. Введение в психоанализ // Литературная редакция Е.Е.Соколовой и Т.В.Родионовой. – СПб.: Алетейя, 1999.

9. Шелер М. «Положение человека в космосе» // Проблемы человека в западной философии. М., 1988

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
    • Aellon
    • 13 августа 2015 г. 18:51
    Да, это важная тема в психиатрии... хотя проговаривать ее кажется начали не раньше Шарко. Вильгельм Райх оказался очень полезным для прогнозирования поведения ИГИЛ и подобных ему структур. http://lib.ru/POLITOLOG/RAJH_W/