Слово вроде, что называется, ни о чем, 99% наверное в первый раз его слышат, для 1% это слово не значит более, чем ассоциацию со змеями. Причем со змеями его ассоциирует и 90% населения той местности, где они явно присутствуют. Змей, конечно рядом с ними несколько больше, но не более. Однако же для понимания нашего прошлого и понимания большого бесконечного "сериала" с первыми сериями в момент крещения Руси - лучше немного про него узнать.
Личный опыт по этому слову - небольшой, лет так 15. Бывая в Новгородской области, слышал рассказы местных и дачников (которые впрочем питались теми же первоисточниками в виде бабушек и дедушек) о неких "жальниках". В том месте, где бывал - с этим словом ассоциировалось 2 места. На одном по легендам было древнее захоронение, которое упорно копали во времена СССР, нашли черепа, нашли еще, что-то, но не докопали - резко свернулись и уехали. Ныне на этом месте просто змеи и никто туда не ходит. Второе место - это на котором, якобы при царе поставили церковь, но долго она не простояла, а за ночь провалилась под землю. И там (на этом месте) опять много змей и никто туда не ходит. Все это удалось частично проверить уже недавно, но об этом позже.
Пойдем по пути человека, который решил для себя узнать, что это с чем его едят. тупо забиваем в поисковике "жальник". Вылезает следующее, в основном:
А) Жальник — название населением Новгородской области древних языческих могильников курганного типа. В другом значении — старинное кладбище, погост, скудельница.
На церковно-славянском языке словом жальник передается греческое μνημεϊον (sepulcrum, гробница). Как следует из Стоглава (1551), на жальниках в Троицкую субботу происходили поминки по усопшим, причём при этом бывали и народные гулянья.
не много, но, как будет видно далее - один момент очень в точку и важен
Б) Немало странного и загадочного рассказывают о так называемых жальниках. Ученые называют жальниками раннехристианские захоронения (кладбища), где могилы по периметру обкладываются камнями. Обычно они расположены вне деревень и современных кладбищ. Часто в лесной чаще или труднопроходимых местах, и места эти буквально обрастают рассказами о чудесах и мистических происшествиях.
Располагая этими сведениями, мы и отправились на поиски древних святынь.
Ядро северо-западной части России, историческая область формирования великорусского населения, наследница Новгородской республики – да, это все о ней, о Новгородской области. Сто лет назад население этой территории состояло, главным образом, из крестьян. Соответственно, и традиционная крестьянская культура расцветала пышным цветом. Были тут и колдуны с деревенскими ведьмами, веселые ярмарки и святочные гадания, и много чего еще было.
На фоне общей с остальными частями европейской России культуры бытовали здесь и специфические традиции, напрямую связанные только с местной историей. Одна из таких традиций, весьма древняя и загадочная, связана с почитанием так называемых жальников. Вплоть до того, что известны случаи, когда люди никогда не ходили в церковь, а молились Богу у кучи камней, рядом с которой на сосне висела икона. Называлось то место у деревенских "жальничок".
уууу ....... на уровне тем про провалившиеся церкви, но тоже есть некая инфа
В) .............................. можно и Ж) ... З) ... --- смысл один - могильники, немного непонятные, но будем считать их могильниками и точка. Вокруг этого и будем все исследовать. Это будет официальной версией.
Исследования действительно были, и есть ряд статей на эту тему. В частности хотя бы вот эта http://suzhdenia.ruspole.info/... или вот http://kunstkamera.ru/files/li...
приведу некоторые моменты из них, которые будут интересны для встраивания в дальнейшую цепочку рассуждений, что есть "жальник".
Исследование жальников в Северо-Западном крае началось во второй половине XIX в. и уже в конце этого столетия А.А. Спицыным были подведены первые итоги изучения этих памятников (Спицын А.А., 1899, с. 152-155). Исследователь подчеркивал, что эти памятники обычно расположены в одних группах вместе с курганами. Первые жальники в Новгородской земле, утверждал А.А. Спицын, появились в XI в., но основная масса их относится к XII-XIV вв. "Местное явление составляют жальники, или же они заимствованы откуда-нибудь населением Новгородской области уже в готовом виде", сказать невозможно - данных для решения этого вопроса пока нет, отмечал исследователь. Он все же склонялся к мысли о местном происхождении новгородских жальников, поскольку они распространены "почти исключительно в пределах древних новгородских вотчин", замечая при этом, что к XI в., когда в северо-западной части Древней Руси появились первые немногочисленные жальники, в бассейнах Западного Буга и Немана в значительном количестве известны каменные могилы, "представляющие в существенных чертах одинаковое устройство с новгородскими жальничными погребениями".
В небольшой статье, посвященной новгородским жальникам, З.В. Прусакова, отмечая, что вопрос об этнической атрибуции этих памятников остается пока открытым, склоняется к мысли о принадлежности их к одной из местных финноязычных группировок. В пользу этого, по ее мнению, говорит распространение жальников на древней прибалтийско-финской территории, некоторое сходство этих памятников с каменными могильниками Латвии и Понеманья и некоторая близость антропологического строения населения северо-запада Новгородской земли, с одной стороны, и Латвии и Эстонии -с другой (Прусакова З.В., 1972, с. 42, 43).
Абсолютное большинство жальничных погребений последующего времени безынвентарны или содержат единичные вещи, неэтноопределяющих типов.
Основная часть умерших в мазовецко-подляшских могилах погребалась по обряду трупоположения, но встречаются и трупосожжения, которые в целом являются более ранними. Немногочисленные кальцинированные кости от кремаций умерших находятся
среди камней курганных насыпей или плоских кладок. Эти погребения в абсолютном большинстве случаев безынвентарные, лишь в единичных кладках встречены фрагменты керамики, по всей вероятности, связанные с ритуалом разбивания глиняной посуды при совершении захоронений.
Материалы, которыми ныне располагает археология, позволяют утверждать, что первые жальничные могилы в Северо-Западной Руси появляются почти одновременно в разных местах расселения кривичей псковских и словен ильменских. Ранние жальники или образуют самостоятельные могильники, или занимают окраины функционирующих курганных могильников. При этом можно подчеркнуть, что курганные насыпи таких кладбищ в большинстве случаев не имели в основаниях валунных обкладок, что исключает мысль об эволюционном развитии ранних жальничных могил из курганов с валунной обкладкой.
Большинство жальничных захоронений раннего этапа имеют западную ориентировку, но отмечены также трупоположения головой к востоку. Вещевой инвентарь погребенных в ранних жальничных могилах не выявляет какой-либо специфики. С одной стороны, он сопоставим с вещевыми находками из синхронных курганных погребений Новгородской и Псковской земель, с другой - не отличается и от предметов, происходящих из каменных могильников Мазовецко-Подляшского региона. Можно заметить, что в ранних жальниках Северо-Западной Руси не встречаются типично новгородские ромбощитковые височные кольца, обычные для синхронных курганных захоронений, зато в жальниках нередки украшения с зерненными металлическими бусами, которые обычны для Мазовецко-Подляшского региона.
Положение о появлении жальничных могил в Северо-Западной Руси в результате миграции населения из Мазовии и Подляшья является ныне единственным достаточно оправданным. Переселение в северо-западные земли Руси, как можно судить по ранним жальникам, осуществлялось сравнительно небольшими группами, которые оседали в разных местах Псковщины и Новгородской земли. При этом пришлое население часто подселялось к местным жителям, в других случаях образовывало на первых порах собственные поселения и кладбища.
В течение XII в. число могильников с жальничными погребениями в Новгородско-Псковском регионе заметно возрастает. Приток переселенцев из Мазовецко-Подляшского региона, очевидно, был не одноактным. По пути миграции часть переселенцев оседала в верхнем течении Вилии и в бассейне Западной Двины, где ныне в разных местах фиксируются десятки жальничных и курганно-жальничных могильников, датируемых XII-XIV вв.
Рис. 1. Карта распространения жальников. а - могильники с жальничными погребениями
Чтобы немного отдохнуть от выкопировок, немного систематизируем их и информацию, которая была до этого. Далее будет еще немного ссылок на тексты и их систематизация.
1) Время возникновения жальников (впрочем ни чем особо не подтвержденное) XI - XIV века.
2) Они нам опять подарены с широкой души европейцами (текста мало по этому утверждению привел, но в самой статье из которой взял - их много) - СПАСИБО огромное и за это.
3) Раскопки проводились, но складывается впечатление, что проводились для галочки. В наших местах в жальниках, как бы и нет ничего. Есть в западных жальниках, но это же мелочи. Будем считать то и это - равнозначным. А керамику и прочее отнесем ЕСТЕСТВЕННО к теме покойников - никак иначе.
4) Карта немного интересная. Если наложить на июнь-август 1941 г - прям движение части группы армии "Север" с ее могильными холмиками (но это так - первая мысль такая была).
Следующие выкопировки из другого материала
Рассказы о том, как возник тот или иной жальник, а также жальники в целом, широко распространены среди современных деревенских жителей. Обычно это короткие свидетельства, высказываемые в форме слухов, или даже определения природы данных деталей сельского ландшафта. Наиболее распространено мнение, что жальники (сопки) — это «ранние кладбища», «по-хоронички», «могилы» и т.п. Очень часто в них видят захоронения, оставшиеся от какой-то древней войны: Вот сопка одна за Сивцево туда, между Сивцево и между Михеево там. Я туда-то тоже очень редко вот бываю. А мама рассказывала: «Это, доченька, еще мой батюшка рассказывал, что это… говорит, война шла — высокие были люди такие! И война — дак там кромсали всех — которого как! И вот вырывали яму и всех туда ложили, в эту». Это называется сопки. Около Александрова, туда к Мошенскому, тоже такие вот большие-высокие горы сделаны. Ну они так, наверно, вот с эту… вот с такую… такие выкопаны. Ну они высокие очень.Дак вот, говорят, была война страшная
Для многих рассказчиков эта война остается безымянной. Это связано прежде всего с тем, что «ранняя война», прошедшая по этим местам, не нуждается в собственном имени. Определение «ранняя» указывает на время, когда образовались старинные погребальные памятники («Кака была война, вот, не знаю. Она ранняя была война, ранняя война, говорят, была». Впрочем, в большинстве свидетельств эта война соотносится с термином «литва» («литовское разорение», «литовская война», «литовская битва»).
................описывая древнее захоронение, информанты часто указывают на то, что это могилы литвы или же ее жертв. При этом атрибутация могильника зачастую связана с общей интенцией повествования. Если рассказчик сообщает о конце литовского
На территории современных Тихвинского и Бокситогорского районов Ленинградской области в преданиях о происхождении жальников часто реализуется другой мотив: местные жители хоронят сами себя, чтобы не попасть в руки жестокой литвы.
Кроме того, достаточно часто встречаются свидетельства, согласно которым на жальниках хоронили «нечистых» покойников — мертворожденных детей, утопленников и задавлющих (повесившихся). Однако у нашего материала есть несколько аспектов, которые заставляют с осторожностью относиться к перспективе подобного объяснения.На древние захоронения распространяются все запреты, связанные с кладбищами. Оттуда нельзя ничего брать (иначе к тебе будут ходить, требуя вернуть взятое), там нельзя рубить деревья, косить траву, собирать грибы и ягоды
Совершенно иначе обстоит дело с другим задельским жальником. Он функционирует в качестве деревенской святыни: там находятся иконы («боженьки»), убранные занавесками; в дупло одной из сосен приходящие на жальник (или просто проходящие мимо него) опускают монеты. По словам местных жителей, они ходят туда во все праздники, включая воскресенье. Один из главных аспектов восприятия жальника заключается в приуроченности к нему обетных практик — заветов. Эта тема постоянно всплывает в разговорах о том, что делают на жальнике: «А иконку повесят — дак и завещались все. Ужо повешу я…для здоровья, для чего»
Примечателен следующий факт: по воспоминаниям крестьян, «мужики, когда в армию шли [имеется в виду уход на войну], подходили к жальнику кланяться». Мужчина, вернувшийся с войны, по завету ставил столбик с иконой на древнем могильнике, на котором, по преданию, были захоронены жертвы литвы
Однако эта тенденция могла привести к образованию более или менее законченного культа почитания старых кладбищ и даже быть поддержана официальной Церковью,
То, что старые могильники становятся объектом почитания и функционируют в качестве сельских святынь, указывает на типологическую близость этого явления с народным культом «неизвестных» святых, когда случайно обнаруженное тело становиться объектом народного пиетета
и так далее. Можно много чего из статей выложить сюда, но думаю будет несколько утомительно. Если кому интересно - ссылки есть выше.
Немного сведем в кучу второй блок выкопировок.
4) Прошло 1000 лет и никто не в курсе откуда появились жальники. Ряд официальных (с натянутыми на уши доказательствами): жертвы войн (захоронения захватчиков, захоронение вырезанного местно населения, захоронения групповых самоубийц.
5) Места каким-то образом почитаемы до сих пор. По "серьезным" трудам делается вывод, что русский человек настолько духовный, что готов молится на могилах захватчиков (давайте представим, как лет так через 500 на кладбище немцев в той же Россошке будут проводить церковные моления и прочее).
6) На места распространяется мистический ареал.
Почитав все это УЖЕ некая каша в голове образуется. Есть нечто рядом - достаточно сесть за руль. Это нечто изучалось периодически (основные работы датированы либо концом 19 века, либо концом 20 века). Изучалось поверхностно и результаты натягивались с неимоверной силой на ту или иную версию. Версия 19 века в основном - изделие было импортировано от более совершенных европейцев. Версия 20 века - изделие наше, но там в основном лежат не русские, погибшие в результате непонятно какой войны. Общий подитог - могильники и баста. И та и та версия натягивается на этот результат усилено и настойчиво. В первом варианте - путем сравнения. Во втором случае - используя невнятные слова местного населения. В стороне пару других версий (мистических - но это уже не для этой статьи))).
Эту кашу не разгрести, если не видеть эти ЖАЛЬНИКИ.
Мне удалось их наблюдать, причем не специально этим занимался, даже мыслей, когда фотографировал, не было про жальники. Информация пришла уже позже.
Коль скоро во всем источниках идет тема, про кладбища - приведу фото жальника, который с большой вероятностью им и является. Является почему - место расположения его вполне укладывается в стандартные рамки современных захоронений. В стороне от поселения, плоское место, масса камней.
Можно сказать, что такой вариант далеко не основной. Но, судя по всему эти варианты упорно и раскапывали, а потом делали далеко идущие выводы.
Но есть совершенно странные такие "кладбища". Находятся они в самых видных местах, в основном у воды. Зачастую это самая высокая точка местности. Форма некоторых просто впечатляет - идеальный круг!!!!!!!!!! (с космоса видно), очень резкие склоны, рядом сразу несколько жальников. Вот несколько фотографий. Повторюсь - специально не было задачи их фотографировать д векля статьи. Фотографировал исключительно для себя - поэтому некоторые нюансы может и не так хорошо видно (скажем размеры и отвесность склонов), но они есть ......
он же с космоса. Место - самое высокое в округе
вид с одного из жальника
до кучи еще один и хватит ......
Даже этих фотографий достаточно, чтобы версию 20 века поставить немного под сомнение. ГДЕ Вы видели, чтобы кладбища делали упорно у воды (или русские такие мазохисты, чтобы потом воду эту пить), зачем их устраивать в самых видных местах (иногда прямо у поселения), кем были эти захватчики (останков, которых никто не нашел), чтобы все окрестные селяне создавали такие холмы (и это в короткий сезон, когда нужно продукты выращивать и убирать иначе голодная смертушка зимой). Далее более. Наткнулся на список жальников (далеко не полный) одного из районов Новгородской области. Нанес его на карту (уж как мог, не судите строго) по тем названиям, что есть ныне (это процентов так 80 от списка - итого с учетом неполности списка на карте думаю не более 60% жальников). Немного сообразил сразу наносить количество в той или иной точке. Поэтому поверьте на слова - точка не значит ОДИН, в одной точке может быть до 5-8 жальников (с разносом, конечно по местности). Зоны 1, 2, 3 отметил, как с большой плотностью.
Что можно увидеть по этой схеме. Опять привязка к воде. Можно возразить - люди селились обычно у воды. Возражу - да, но зная ту местность - есть прекрасные места, где текут реки, где есть и были поселения, места на дорогах, но там НЕТ жальников. Опять же, если считать верной версию про войны - выходит была какая-то уж очень сильная мясорубка, и войска захватчиков были очень проходимы, чтобы быть почти везде. Вообщем версия 20 века все меньше и меньше имеет быть даже просто версией. Бред советского периода ни чем не подкрепленный.
Рассмотрев версии 19 и 20, совершив попытку опровергнуть их, задаемся вопросом "И что далее???". Сам задавался подобным вопросом, пока не наткнулся на (еще раз повторюсь, в вопросе я любитель).
Более точно фиксированным местом ежегодных молений были высокие холмы, горы, возвышавшие молящихся над уровнем обычной жизни и как бы приближавшие их к небесным правителям мира, рожаницам или Роду.
Все эти места культа воды, рощении, гор широко отразились в восточнославянской топонимике, где встречены сотни "святых озер", "святых рощ", "красных горок", "лысых юр", "девичьих гор" и других урочищ, обозначенных нарицательно. К ним нужно добавить большое количество урочищ, помеченных именами древних божеств: Перуново, Волосово или Велесово, Макошино Ярилино, Ярилки и т. п. Учитывая трудность сбора такого материала, как названия урочищ, обычно не фиксируемых даже на крупномасштабных картах, мы должны признать широкую повсеместность подобной языческой топонимики. Весенние хороводы с песнями и танцами отмечены и в общеизвестном описании старых славянских обычаев, сделанном летописцем Нестором в самом начале XII в. Проводились они не в поселках, а на природе, "межю селы" (что отражало экзогамные представления):
"…а радимичи и вятичи и север один обычай имеяху: живяху в лесе, якоже вьсякый зверь - ядуще вьсе нечисто. И срамословие в них пред отьци и пред снъхами. И браци не бываху в них, нъ игрища межю селы. И съхлжахуся на игрища, на плясания и на вься бесовьскыя песни и ту умыкаху жены собе, с нею къто съвещавъся. Имеяху же по дъве и по три жены…"( Шахматов А.А. Повесть временных лет. Пг., 1916, с. 13. )
Характер многих языческих празднеств, судя по этнографическим отголоскам, был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы), что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношений воде, различных "игрищ межю селы" почти невозможно. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, "красных горках", которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах. Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положение на холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, "приде на холъмы, кде стояше Перун". Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах заняли христианские церкви:
Далее все встает на свои места - не правда ли???
И отсутствие значимых находок (женские украшения, черепки - да это просто могло остаться с древнерусских праздников в этих местах),
И отсутствие массы костей в этих местах (кальценированые останки в версии 19 - могли быть и просто костями кур приносимых для жертвоприношению богам, какая могла быть экспертиза по прошествии 600 лет и при отсутствии современных методов анализа),
И даты возникновения понятия "жальник" (когда там начали силой навязывать религию Новгородцам???),
И само слово "жальник" (жалеть о прошлых богах, жалеть о родителях (прошлых богах), хотя может и именно от жалить (Георгий Победоносец является символом церкив, а убивает он змею которая олицетворяет язычество (змея - жалить),
И места этих сооружений (яркие, видные, у воды),
И размеры сооружений (достаточно большие для того, чтобы просто могильниками),
И невнятные версии про происхождение "жальников" (развитые церковниками и подхваченные уже нашими "учеными"),
И святость этих мест до сих пор (просто так идолы не ставились, общепризнано, что церковники свои сооружения стремились сделать именно на ритуальных местах язычников),
И таинственность этих мест до сих пор (выжигай не выжигай новой религией прошлое, но генетическая память - есть генетическая память),
И темы про провалившиеся церкви (в литературе встречал варианты часовен, которые тоже проваливаются - как не вариант защиты селян своих родовых святых мест, подозреваю даже, что часовни отчасти и были, только никуда они не проваливались - их тупо разрушали те же местные жители).
Да много чего встает на свои места. Далее идут стандартные выводы - спасибо за классный сериал, который длится уже 1000 лет. А Вы говорите современные МАССМЕДИА)))))))))))) Пропаганда и подмена понятий идет уже 1000 лет и очень даже успешно.
Всем спасибо за внимание.
Комментарии и обсуждения на: http://4stor.ru/strashno-interesno/30743-zhalniki.html
Оценили 4 человека
2 кармы