Неожиданное продолжение моей статьи
Приношу извинения за поднятие темы «Жальников». Но для нашей церкви это оказалась тема болезненной. Удивительно и не только. Давайте рассмотрим комменты ….
«Моя деревня Ножкино, как-то была в комментариях упомянута, поэтому добавлю несколько слов о жальниках. Во- первых мне не нравится идея выкладывать точные координаты объектов, которые до сих пор считаются у местных жителей почитаемыми.Это как правило порождает очередную волну черных копателей. Наши жальники уже перерыты не один раз. В этом году я одного такого копателя отговорил от его затеи порыться в могилах. А вот новгородский музей ( точнее один из его сотрудников) в этом году снова приезжал проведать наши жальники. Это при том, что еще в советские времена на наших жальниках были экспедиции из Ленинграда и из Новгорода. Каменный крест с наших жальников хранится в новгородском музее. Наши жальники берут свое начало в язычестве, т.к. сохранили захоронения типичные для тех времен. Вековые сосны и ели тоже характерны для тех времен. Язычники считали, что души умерших живут в веточках хвои.Украшали эти веточки. Каменные кресты появились в более позднее время и местное придание их связывало с " литвой ". Жальники имеют круглую форму и находятся на возвышенности на берегу озера. Раннее они были обнесены небольшим рвом и забором. На жальниках была часовня, которую якобы разрушили завоеватели.Недавно из Украины получил письмо от предков нашего деревенского помещика, они выслали рисунок, который очень любил барин, и спрашивали не имение ли на нем нарисовано. Там нарисованы наши жальники с некоторыми неожиданными для меня подробностями. Меня интересуют мистические истории о жальниках, возможно кто-то слышал бабушкины рассказы. Я просто взял участок под строительство дома возле жальников ))).»
«Я в своих изысканиях зашел в тупик. Если в моей деревне Ножкино есть жальники с древними захоронениями, то соответственно на этой земле в те времена было какое то поселение, но я нигде не могу найти этому подтверждение. В Писцовой книге 1501 года упоминается деревня Глездово, расположенная на другом берегу нашего озера. В 1545 году Ножкина тоже нет. В 1551 году Ножкина снова нет, а Глездово уже частично за царем. В 1564 году на нашем озере Сомино помимо Г лездова появляется какая то деревня Сергеева и она уже числится за царем. Также указана на этом озере деревня Гончарово из двух дворов и просуществовала она не долго. По преданию ( и это написано в воспоминаниях одной жительницы деревни) деревня Гончарово сгорела и они переселились в другое место и образовали деревню Ножкино.У меня по этому поводу большие сомнения. Согласно тех же Писцовых книг, Гончарово прекратило свое существование из-за скудости земель и большого оброка. Можно конечно сослаться на недобросовестность переписчиков ранних лет, но в 1551 году был более менее добросовестный, он же в своей переписи и " вломил" предыдущего переписчика за то, что тот будучи в Петровском погосте, не переписал с десяток деревень. Возможно наша деревня была " стерта с лица Земли" завоевателями. В Новгородской летописи упоминаются набеги Литвы на новгородские земли в 1220 и 1225 годах.Указывается, что эти набеги сильно опустошили новгородские земли. Правда Костомаров в своей Истории пишет, что хоть на Руси эти вооруженные отряды и называли Литвой, на самом деле это были латыши. Меня интересует в первую очередь деревня Сергеева. На картах ее не нашел, возможно это и было изначально Ножкино. Если у кого то есть интересная информация буду очень признателен.
«
Павел. Набеги совершали вооруженные отряды, которые в наших краях прозвали Литвой. Из кого они состояли, сейчас навряд ли кто скажет достоверно. В 1233 году в новгородчину "пожаловали" крестоносцы. В 1240 году Лугу и окрестности захватили немцы и т.д. Те кто крестил наши края " мечем и огнем" набеги не делали. Они пришли один раз и остались. Я не знаю как сейчас можно обнаружить следы часовни стоящей несколько веков назад. Они иногда ставились просто на деревянные столбы. Церковь активно боролась и до сих пор борется с языческими культовыми местами. И с годами выработала самый простой и эффективный способ.Все культовые места паломничества освящались и ставился крест, часовня или церковь. У нас в лесу есть культовое языческое место.Церковь в пору агрессивной христианизации пыталась культовый камень уничтожить.Не получилось. Народ тайком посещал это место. И вот только теперь ( лет пять назад) там поставили крест и священник провел освящение этого места. Теперь можно придти и помолиться всем богам сразу.
Павел, я вижу у Вас наболело... Я не хочу ввязываться в эти пространные рассуждения, замечу лишь, что помимо упомянутых Вами немцев, Новгород и часть земель новгородских была оккупирована шведами и даже присоеденена к Швеции.По поводу наемников. Это преимущественно были банальные грабители из числа беглых крестьян.Почитайте " Сказки о дворянах Бежецкой пятины за ( например) 1710 год. Там частенько встречается: "..деревню сожгли воровские люди.." или "... а отца ево в 709 году ( старый стиль) сожгли разбойники до смерти...". Поэтому все ценное включая документы помещики хранили в крупных городах у родственников. Павел, я не говорил, что церковь борется с язычеством. Его не существует, если не брать в расчет некое подобие сект, которые можно встретить на просторах сети. Речь шла о культовых местах, которые изначально были явно языческие, а впоследствии стали местами паломничества из-за каких-то чудодейственных ( преимущественно целебных) свойств. Вот эти места и берет церковь под свой контроль. Иногда это происходит забавно, как в моей деревне. Почитаемое место " Елесина Богородица" с жертвенным камнем решили отметить большим деревянным крестом. Надо заметить, что это место находится на противоположном берегу нашего озера в лесу, т.е. добраться можно только водным путем.Инициатива исходила от двух престарелых дачников, которые к нашей деревне имеют косвенное отношение, т.е. приезжают на лето отдохнуть.Они уговорили местного священника и тот поучаствовал в этом деле. В прошлом году я пригласил одного из этих активистов в гости и за бутылочкой водки мы повели неспешный разговор о красотах нашей деревни, о добрых и отзывчивых ее жителях. С разрешения моего собеседника, я все записывал на диктофон.И когда мой собеседник был готов поделиться со мной сокровенным, я спросил его: " Дядя ..... , а зачем вы поставили крест в лесу у какого-то камня?" Ну как же, это особенный камень! И в чем же его особенность? Мой собеседник ненадолго " завис". Я налил еще стопочку, подвинул поближе огурчики. Смачно крякнув и поморщившись он сказал: "Это небесный камень". Метеорит, что-ли? - сделал я хитро-удивленное лицо. Да,да это метеорит, он упал с неба. Но ведь метеоритов падает много, почему им не ставят кресты? - докучал я своего собеседника. " Это особый метеорит, он божественный" - не сдавался мой собеседник. Вся дальнейшая беседа вокруг этого камня сводилась к его божественности, без намека на его прошлое. На следующий день была попытка поговорить с ним снова "на трезвую голову", но не получилось. Не захотел он говорить об этом камне. Вот как понимать этих людей, они не ведают что творят? ( фразу позаимствовал ).
Что можно вычленить из комментов..
1) Тема «жальников» до сих пор болезненна для церкви. Сдавать позиции она не собираться. Но получается это плохо. Можно сколько угодно ставить кресты на тех самых местах и рассказывать про Литву – но люди ходили и будут ходить на эти места, ибо они не просто «могилы».
2) Есть «болезнь» с ценностями в мире. Рассмотрим хотя бы 3 течения. Мусульманство – отщепенцы в виде группировок в Сирии и это только начало. Институты церкви в Европе – полный абзац с их гомосеками и лесбосом. Наша церковь – пыжится, но не получается … поменьше нужно ей делать ларьки в новостройках с куполами.
3) Новых ценностей просто НЕТ. А скорее есть …… возвращаемся к прошлому и это хорошо. Может в этом суть России, без терроризма и гомосятины. У России есть прошлое и к нему нужно вернуться, для возрождения.
Оценил 1 человек
2 кармы