Айхуй вновь стал Айгуном.

0 184

Айхуй вновь стал Айгуном. Как бы странно ни звучало это по-русски, но происшедшее несколько лет назад переименование – «в связи с модернизацией отдельных иероглифов» – одного из небольших китайских городков неподалёку от Благовещенска имеет весьма прозрачный исторический смысл. Такое «старое новое» название как бы само собой должно отныне напоминать китайцам о якобы имевшей место «горькой истории» отношений слабого Китая и сильной Российской империи в середине 19 века. В то самое время заключения Айгуньского договора, который, по большому счёту, впервые установил чёткую границу между двумя великими государствами.

И в эпоху горячей китайско-советской дружбы «Мао-Сталин», в и периоды крупных китайско-советских разногласий, доходящих до вооруженных конфликтов, и во времена современного теснейшего партнёрства стран-соседей Айгун на всякий случай числился Айхуем – во избежание даже тени пограничной «чёрной кошки» между Россией и Китаем. И вот поди ж ты какой занятный переворот в орфографии…

Показательно, что практически тут же вслед за таким «уточнением имён» целый ряд общественных активистов – во главе с Инь Миньхуном – призвал Россию принести извинения Китаю «за неравноправный договор» и восстановить некие мифические «китайские права» на территории русского Приморья и Приамурья. А кто-то из этих очень странных общественников договорился даже до того, чтобы признать разгром японской Квантунской армии в Маньчжурии летом 1945 года «советской агрессией» и «поражением Китая». Именно так – в Китае проявились даже столь «большие оригиналы» что называют событие, приведшее, в общем, как раз к созданию нынешней ханьской супердержавы – КНР – «поражением китайского народа».

Поэтому совсем не удивительно, что в том самом Айхуе (видимо, «параллельно» возвращению старого имени) возник абсолютно уникальный, единственный в мире «музей русских преступлений против китайского народа». Причём русских в этот музей не пускают. Как когда-то неграм на североамериканском Юге, в нынешнем Айхуе в музей «Русским вход воспрещён». Зато, как говорят «информированные источники», партийцы и госфункционеры провинции Хэйлуньцзян в здесь, в знаковом культучреждении чуть ли не еженедельно приносят клятвы верности исторической памяти.

Понятно, что любознательного русского туриста сложно остановить даже миллиону китайцев. Поэтому наши люди сей краеведческий казус (километрах в 30 от Хэйхэ) довольно часто навещают: собственно, как раз запрет и создаёт базовую, типичную для русского человека мотивацию к действию. Получают русские от весьма скудной экспозиции массу самых разных эмоций. Здесь и разочарование в «вероломных», как им кажется после посещения музея, китайцах (один из таких посетителей в соцсети пишет, что «музей этот – творение китайской подлости»), и ярость обманутого в самых лучших своих дружеских чувствах человека (другой посетитель, старый, в пятом поколении житель Благовещенска, в возмущении сообщает в сети «как раз о страшных по своей жестокости набегах китайских хунхузов, вырезавших мирные русские поселения по всему Амуру»), и неудержимое веселье профессиональных историков, столкнувшихся с грубой самодеятельной подделкой.

Причём, сами экспонаты данного поселкового «краеведческого» музея в этих русских страстях фактически ни при чём – реальных-то исторических артефактов, действительно подтверждающих концептуальную правду создателей музея, здесь нет (и быть, честно говоря, не может – просто потому, что их не существует в природе нашего мира). В музее представлены либо антуражные, но абсолютны нейтральные предметы из позапрошлого века, либо какие-то фантастические, порождённые исключительно бурной фантазией новокитайских «свободных художников» живописные картины неких расстрелов мирных китайцев российско-имперскими солдатами. Но как раз само по себе отсутствие реально-исторической экспозиции, сама по себе абсолютная беспочвенность измышлений, зачем-то объявленных «историческими фактами», и возмущает, и веселит русских. Сама по себе эта «идеальная провокация» – прямо по учебникам психологии – межнационального конфликта.

А самое удивительное здесь то, что старательная «возгонка» в себе комплекса «обиженного народа» (а музей в Айхуе его очень старательно в китайцах «расчёсывает») абсолютно противопоказано нынешнему китайскому народу. Китайское экономическое чудо, современная гармоничная социальная конструкция КНР – как раз наоборот – выросли из общенародной обращённости в светлое будущее, из непобедимой уверенности в своих силах, в щедрой талантливости своей народа, в его абсолютно достойном историческом прошлом. Именно поэтому и стала явью прекрасная современная картина экономического и нравственного процветания нации, которую ещё в начале прошлого века предсказывал Сунь Ятсен, картина, казалось бы, абсолютно недостижимая в тотально нищем на тот момент, жестоко угнетаемом иностранной, маньчжурской династией Цин Китае.

Скорей всего, этот таинственный музей в северо-китайской глухомани создали с весьма банальной целью – заработать денег. По другому-то привлечь внутренних туристов в регион, единственной реальной исторической достопримечательностью которого является заключённый здесь первый внятный договор о северной границе страны, не очень легко. Поразительна, однако, смелость создателей подобного учреждения культуры. Любому стороннему наблюдателю ясно, что культивирование такой «исторической памяти» – с признанием «неравноправности» современных российско-китайских договоренностей по границе – это серьезный удар по легитимности самой коммунистической партии Китая. Ведь по логике создателей музея получается, что китайские партийные руководители, подтвердившие и постоянно подтверждающие, в целом, свою верность положениям Айгунского договора о границе – начиная с Мао, заявившего в своё время: «Я ведь не говорил, что более миллиона квадратных километров непременно нужно возвратить Китаю», и Дэн Сяо Пина, сказавшего, что «на прошлом поставлена точка», до Цзян Цзэминя и «старины Си» – поступаются национальными интересами страны. Предают, так сказать, ту историческую память, о которой талдычит краеведческий музей в Айхуе/Айгуне.

Да и то, что Россия при определённых обстоятельствах легко может поддаться на такую музейную провокацию и превратить нынешнюю дружелюбную границу с КНР в крайне враждебную «горячую точку», вряд ли соответствует хоть каким-то политическим интересам народной республики. Лишаться важной опоры в современном, и без того постоянно и непрерывно меняющемся и изменчивом мире – да ещё и из-за глупого провинциального музея – вряд ли разумно. Игры с историей – это ведь всегда крайне опасная забава с тяжело предсказуемыми последствиями.  

Датская угроза

Датчане — храбрые люди, наследники викингов. В 1397 году они даже объединили в рамках Кальмарской унии Данию, Швецию и Норвегию. Учитывая же, что Норвегии тогда принадлежали также Гренл...

Чайна или Чжунго

Ну что, поздравляю дурачков из ЦИПСО, все их методички по «Китай кинул Россию», «Китай перешёл на сторону украины» или «Китай прогнулся по приказу от наших хозяев из ...

Украина и помощь Запада

Российские СМИ имеют одну замечательную особенность. Они воспринимают Украину как нечто необычное и неведомое, как если бы она на Луне находилась. Поэтому с энтузиазмом воспринимают и н...