26 февраля 1794 г. (230 лет назад) родился Джованни (более известный как Иван Петрович) Витали (1794-1855) – российский скульптор, художник итальянского происхождения.
Казалось, что для маленького Джованни, родившегося 26 февраля 1794 года в семье итальянца Пьетро Витали, судьба предопределена. Ведь его отец, приехавший в Россию еще юношей, выполнял работу лепщика и формовщика при Петербургской Академии художеств. С детства мальчик бывал с отцом в мастерских, общался с известными скульпторами и художниками. Именно Пьетро преподал сыну первые уроки скульптурной работы.
В 1810 году Агостино Трискорни, известный скульптор, открыл в Петербурге свою мастерскую. Оценив дарование юноши, мастер стал давать ему уроки. Параллельно Джованни обучался в скульптурном классе при Академии художеств.
Закончив обучение, Витали в 1818 году переехал в Москву, сильно пострадавшую при пожарах 1812 года. Над восстановлением общественных зданий, дворцов, особняков скульптор работал более 20 лет. Именно в Москве Витали познакомился и подружился с Карлом Брюлловым, который впоследствии помог другу получить большой заказ на оформление Исаакиевского собора. Многие именитые скульпторы в те годы стремились получить данный заказ, и Джованни оказался среди них. В 1841 году Иван Петрович Витали вернулся в Петербург.
15 лет жизни
За период с 1841 по 1855 годы мастер совместно с учениками изготовил порядка 300 статуй и барельефов, скульптурные композиции фронтонов, декор внутренних и наружных дверей, сводов и барабана основного купола. Среди многочисленных работ Витали скульптурные группы "Ангелы со светильником", расположенные по углам аттика, а также на южном фронтоне – рельеф "Поклонение волхвов", на западном – рельеф "Святой Исаакий Далматский".
По личному заказу государя Николая I в год пятидесятилетия со дня гибели Павла I была отлита статуя императора. Монумент выполнен по модели Витали. Скульптуру установили перед Гатчинским дворцом, а ее копию – перед Павловским.
Прекрасная купальщица
В 1850 году Иван Петрович получает должность скульптора при Императорском Эрмитаже. Одной из самых известных и значимых работ мастера в те годы становится мраморная статуя Венеры. Критики отмечали тонкое изящество моделировки, умелую обработку мрамора, гармонию контуров. За это произведение скульптор удостоился ордена Святой Анны II степени.
В этот период, кроме статуи Венеры, Витали выполнил бюсты Великого князя Михаила Павловича и Карла Брюллова. Еще одна работа мастера – великолепное алтарное распятие в базилике святой Екатерины на Невском проспекте. Оригинал бесследно исчез в 1938 году после закрытия храма большевиками. Сейчас в базилике можно видеть копию, восстановленную по фотографиям.
Плата за Венеру.
В начале 1850 х годов Иван Пет¬рович получил еще один личный заказ государя: ему было предложено изготовить мраморную статую богини любви и красоты Венеры, взяв за образец небольшую античную статуэтку, ¬хранившуюся в Аничковом дворце. С этой работой, ставшей ¬последним завершенным творением Витали, и была связана скандальная ситуация, подробности которой сохранились в документах Российского государственного исторического архива.
В мае 1854 года петербургская мещанка Авдотья Луговская, явившись в Министерство императорского двора, подала прошение на высочайшее имя с жалобой на профессора Императорской академии художеств Ивана Петровича Витали. По словам Луговской, известный ваятель обманул ее дочь, позировавшую ему в качестве натурщицы для статуи Венеры.
Авдотья Луговская утверждала, что профессор будто бы обещал принять девушку на пожизненное содержание и ежемесячно "вознаграждать" ее 15 рублями серебром.
Скульптору пришлось представить в Министерство императорского двора свои объяснения. Он также сетовал, что в последнее время тяжело заболел и сильно ослаб, что практически лишало его возможности заниматься работой, между тем как на содержании у него находились супруга и пятеро малолетних детей.
Более того, в период работы над статуей Венеры супруга Витали, Аделаида Осиповна, помогала семье натурщицы деньгами…
Скульптор предпочел уступить. Посовещавшись со своей сердобольной женой, он решил дать старшей Луговской денег, чтобы она оставила его в покое. В августе 1854 года жена Ивана Петровича передала в Министерство императорского двора тысячу рублей серебром для Авдотьи Луговской. Последняя в свою очередь поклялась, что "за сим всякая претензия со стороны ее по изъясненному предмету прекращается".
Созданная Скульптором статуя Венеры, считающаяся одной из вершин его творчества, находилась в Эрмитаже, а в конце XIX века была передана в Русский музей, где ее можно увидеть и поныне.
Завершение жизненного пути
Творческий и жизненный путь мастера прервала тяжелая болезнь. Джованни Витали скончался 5 июля 1855 года в Петербурге. Незаконченными остались многие работы, в том числе и оформление Исаакиевского собора. Похороны мастера состоялись на Волковском лютеранском кладбище. В 1936 году захоронение скульптора было перенесено в Александро-Невскую лавру.
Оценили 18 человек
38 кармы