Имя в камне. Трагедия и красота жизни Алексея Щусева

13 869

 8 октября 1873 г. родился Алексей Викторович Щусев (1873-1949) – русский и советский архитектор.

Этот архитектор был одинаково востребован как в царской России, так и в советскую эпоху. Разносторонний, увлекающийся, трудолюбивый, он создал проекты Мавзолея Ленина, Казанского вокзала и станции метро "Комсомольская".

Он был академиком Императорской академии художеств и Академии наук СССР, заслуженным архитектором СССР, лауреатом четырех Сталинских премий, кавалером орденов Российской империи и Советского Союза.

Алексей Щусев выполнил более 200 архитектурных проектов, из них около 80 было реализовано. Это редкий результат в архитектурном сообществе. Работая непосредственно с его творческими материалами, с проектной графикой, мы видим, что там просто неугасимый творческий темперамент и постоянное стремление проектировать. Такова главная профессиональная установка Щусева: он создает мир для людей.

Начинал он с культовых сооружений. Опирался на стилистику храмов Новгорода и Пскова, но стремился обновить ее, часто прибегал к элементам и приемам модерна. Ассиметрия – одна из визитных карточек мастера. Это есть уже в его ранних проектах.

Например, Троицкий собор Почаевской лавры – один из первых крупных проектов Щусева. Одноэтажная галерея соседствует с круглой средневековой башней, а вход украшает внушительный расписной "кокошник", не имеющий исторических аналогов.

Здание Казанского вокзала задумывалось двухуровневым, со стеклянным перекрытием перрона. Но этот проект сочли слишком дорогостоящим. Тем не менее результат получился оригинальным: павильоны невероятно вытянутого (более 200 метров!) фасада почти не повторяют друг друга, каждый оформлен в своем стиле.

Когда видишь проект Казанского вокзала и сам вокзал, понимаешь, что один человек такое не сделает. Но организовать – можно. Далеко не каждый архитектор – хороший организатор. Вот у Щусева это было: он умел отбирать нужных людей, обращал внимание на тех, кто хорошо рисует. Он и сам рисовальщик прекрасный.

Мавзолей Ленина несколько раз менял внешний вид, прежде чем обрел этот – из красного гранита и лабрадора. Предшествовали два деревянных павильона, причем первый вариант Щусев сделал менее чем за сутки. Его срочно вызвали ночью в Дом Советов.

"От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного мавзолея. Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из мастерской, а затем должен был направиться в помещение, предоставленное мне для работы. Уже наутро необходимо было начать разработку трибун, закладку фундамента и склепа мавзолея. <…> На совещании я высказал свои соображения о том, что силуэт должен быть не высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись на мавзолее я предложил простую: одно слово. Это слово – Ленин. Все сооружение должно быть сделано из дерева и обшито досками. К четырем часам утра эскизный набросок мавзолея был готов, я наскоро поставил размеры и вызвал техников для подсчета деревянных конструкций", – вспоминал архитектор.

Щусев часто участвовал в архитектурных конкурсах, возглавлял Третьяковскую галерею, руководил мастерской, перепроектировал гостиницу "Москва".

Однако в 1937-м попал в опалу и был временно отстранен от работ.
"Главный советский архитектор переоценил свои возможности и стал спорить не с учениками и коллегами, а с главой правительства Вячеславом Молотовым. Так все и закрутилось: опала наступила быстро, все его предали, мастерскую отдали Чечулину…" — говорит Александр Васькин.

Когда опалу сняли, Щусев, уже пожилой, сыграл важную роль в восстановлении городов после Великой Отечественной войны.
"У него был навык и опыт архитектора-реставратора, практикующего архитектора и градостроителя. Он предлагал проект возрождения Сталинграда, первым выехал в освобожденную Истру, Великий Новгород… Говорят, заработал инфаркт, увидев разрушения в Великом Новгороде", — рассказывает Наталья Шашкова.

Последние проекты Щусева, среди которых фасад здания органов госбезопасности на Лубянке и станция метро "Комсомольская", завершили уже после его смерти.

"Путь его был постоянно триумфальным, но были и трудности — разгромные статьи в газете "Правда", а еще не очень счастливая жизнь дома: у него были особенные дочь и сын, он ужасно переживал… Это гениальный человек, с таким невероятным трудолюбием, но ему было очень непросто. Может быть, это даже сказывалось положительно на его таланте", — отмечает ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский.

Источник 

Пруд Мамиллы

Из книги «Каббала власти»,Исраэль Шамир Время ускорило свой бег. Еще вчера мы не смели назвать израильскую политику официальной дискриминации палестинцев жестким словом «апартеид». ...

Обсудить
  • :thumbsup: :star2: :star2: :star2:
  • :thumbsup: :sparkles: :star2: :sparkles:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :fist:
  • гениями полна земля Руская!!!
  • Статья хорошая, но название не совсем по теме. Все таки в его жизни было гораздо больше наград и почестей, чем оплеух. Можно сказать был под защитой не умного ангела хранителя, а самого Архангела Михаила. Ну а семейные неурядицы. Они в 75% семей. Лишь у одного клана Михалковых всегда все хорошо. Микоян был везучий, но сын погиб на фронте.