Архитектор Осип Александрович Бове. Возродил Москву из пепла 1812 года

12 653

4 ноября 1784 г. родился ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ́ (итал. Giuseppe Bova) (1784-1834) – Русский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Он Возродил Красную площадь и Торговые ряды, построил Александровский сад, спроектировал Большой театр и Театральную площадь. После себя он оставил ценный труд – "Альбом образцовых проектов", в котором собрал множество новаторских архитектурных идей.

Портрет Осипа Бове. Акварель неизвестного художника. 1820-е годы. Акварель с видом Москвы авторства архитектора.

"ВО СНЕ ЯВЛЯЛАСЬ БАШНЯ"

Осип Бове родился 4 ноября 1784 года в Петербурге. Его отец Винченцо Джованни Бова – художник-резчик из Неаполя. Он приехал в город на Неве в 1782 году по приглашению Екатерины II – устроился работать в Императорском Эрмитаже. Спустя год женился на дочери академика Императорской академии художеств Карла Кнаппе – Екатерине. У супругов родился сын Джузеппе (Иосиф) – уже много позже сам архитектор изменил имя на русский манер – Осип Бове́. После семейство переехало в Москву.

В семье Бова было три сына: младшие братья Осипа Микаэле и Алессандро тоже стали архитекторами. Но Осип в своем деле добился небывалых высот. В 1802 году юноша поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. 

Бове изучил основы архитектурного мастерства, устроился помощником Матвея Казакова, который перестроил центр столицы, а в то время занимался строительством Голицынской больницы – на тот момент крупнейшей в Москве.

В 1805 году Осипу поручили реставрировать, в качестве помощника архитектора, Водовзводную башню Кремля, расположенную на юго-западном углу стены между Боровицкой и Благовещенской башнями. Ее возвели в 1488 году по проекту итальянского архитектора Антонио Джиларди. 61-метровая башня выполняла важную оборонительную функцию – защищала устье и брод реки Неглинной. Впоследствии через нее начали подавать воду в Кремль, в итоге башня сильно обветшала.

Архитекторы фактически полностью разобрали и собрали заново историческое сооружение. Но простояла обновленная Водовзводная башня недолго: в 1812 году ее подорвали французы, отступавшие из Москвы. Еще через пять лет ее реконструкцией во второй раз занялся Бове. По этому поводу в Москве в то время ходила шутка, которую приписывали княжне Варваре Туркестанской: "Осипу Иванычу снова во сне башня являлась, да так, что он занемог". За восстановление кремлевского объекта архитектор получил перстень с бриллиантами.

Водовзводная башня Кремля

ГУСАР-АРХИТЕКТОР

После окончания архитектурной школы Осип Бове стал помощником Матвея Казакова и Карла Росси (именно он создал современный облик Санкт-Петербурга) в Твери. Они занимались строительством дворца для принца Георга Ольденбургского, который был генерал-губернатором Тверской, Ярославской и Новгородской губерний.

Работа с Росси оказала сильное влияние на становление Бове, как профессионала. В итоге он заслужил свою первую награду: за перестройку Тверского путевого дворца, который был построен еще при Екатерине, получил императорские золотые часы. Талантливый молодой архитектор быстро продвинулся по карьерной лестнице. До Отечественной войны 1812 года Бове получил достаточно высокий чин титулярного советника (это гражданский аналог армейского штабс-капитана).

После вторжения Наполеона Осип записался в добровольческий Московский гусарский полк, сформированный сыном московского губернатора, графом Петром Салтыковым. На войне в одном полку с архитектором служили отец Льва Толстого Николай, композитор Александр Алябьев, писатель Александр Грибоедов, представители именитых семей Шереметьевых, Голицыных.

Воинское подразделение объединили с Иркутским драгунским (позже – гусарским) полком, где Бове служил корнетом. Рассказывают, что именно тогда архитектор принял православие и изменил имя на Осип, а фамилию – на Бове́.

Вид на Кремль по время пожара в сентябре 1812 года

После окончания Отечественной войны была образована "Комиссия по строению Москвы", куда вошел Бове. Фронт работ был огромным: из более чем 9 тысяч домов, которые стояли в столице до пожара, сгорели 6,5 тысячи. Центр города был уничтожен почти на 90%. Фактически перестали существовать Пречистенская, Якиманская, Сретенская части, а также Китай-город.

Москву разделили на четыре сектора. Сначала Осипа Бове поставили во главе четвертого участка – он восстанавливал Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. Но уже в 1814 году он стал главным архитектором "фасадической части" – с поручением, "чтобы за всеми казенными, публичными и общественными строениями, строящимися или приводящимися в прежнее или лучшее состояние, имел непосредственный надзор". В то время ни один дом не возводился без его одобрения.

Бове занялся реконструкцией сильно пострадавшей от пожара Красной площади. Прежде она была застроена торговыми лавками, но Осип Иванович решил изменить акцент на культурный. Ансамбль восстановленной площади включал Кремлевскую стену со Спасскими и Никольскими башнями, Покровским храмом (собором Василия Блаженного). Бове соединил Красную площадь с Китай-городом с помощью Торговых рядов – 12-колонного портика с куполом (ныне – ГУМ). После она стала самой большой площадью Москвы.

Грот - руина под средней Арсенальной башней Кремля в Александровском саду

Также архитектор создал сад у стен Кремля: его открыли в августе 1821 года, а в 1856 году переименовали в Александровский в честь коронации Александра II. Ранее на этом месте было три Кремлевских сада – Верхний, Средний и Нижний. В обновленной зеленой зоне высадили сирень, боярышник, голубые ели, клены, липы, черемуху, жасмин, акацию, дубы, разбили цветочные клумбы.

До наших дней Александровский сад сохранился именно в том виде, как его задумал архитектор. Также в числе интересных решений, воплощенных в жизнь Осипом Бове, сохранился "Итальянский грот" (или "Руина") – стилизованное под античные развалины строение, с будто бы ушедшими в землю колоннами. Грот окаймляют резные белокаменные детали, которые, по задумке архитектора, должны были напоминать о разрушенных московских дворцах.

НЕРАВНЫЙ БРАК

В феврале 1816 года Академия художеств присвоила Осипу Бове звание архитектора. В тот же год он женился, по собственному признанию, "по сильному и глубокому чувству любви", на вдовой княгине Авдотье Трубецкой. Этот брак оказался резонансным: в высшем свете судачили, что "Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер – всё подходит, лишь бы выйти замуж". По мнению знати, это был неравный брак. Трубецкую из-за этого замужества лишили княжеского титула – она стала "чиновницей седьмого класса".

Трубецкая (в девичестве Гурьева) – дочь автора первого в России учебника по высшей математике академика Семена Гурьева. Она родила в браке с Бове троих сыновей и дочку. Свои чувства архитектор выразил в красивейшем храме Михаила Архангела, построенном в 1822 году в подмосковном селе Архангельское Верейского уезда (сейчас – Рузский район). Это кирпичная, с белокаменными элементами церковь, знаковый памятник своего времени, который считается одним из лучших произведений Осипа Ивановича.

ВЫЗВАЛИ НА БИС

Центр Москвы менялся. По решению Бове участок реки Неглинной заключили в трубу между устьем и Трубной площадью. В 1816-1823 годах были срыты земляные укрепления вокруг стены Китай-города – грунт пошел на поднятие уровня будущей Петровской площади и проезда в сторону Лубянки.

В Москве утвердили генплан, который отражал идею Осипа Бове – сделать город-монумент, который славил бы величие Российской империи. Архитектор занялся проектированием Театральной площади, которая помогла создать единый архитектурный ансамбль центра столицы.

К 1819 году Осип Иванович передал в Комиссию для строений проекты фасадов зданий, которые выходили на Театральную площадь. Он создал ритм расположенных по периметру объектов, которые должны были подчеркнуть монументальность здания Большого театра.

История его строительства такова. В 1816 году Комиссия объявила конкурс на возведение нового Московского Императорского театра, который сильно пострадал от пожара. В качестве обязательного для выполнения условия было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. Конкурс вызвал ажиотаж – в нем приняли участие знаменитые архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев. Однако их проекты не приняли. В итоге комиссия выбрала победителем профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова. Но его проект признали слишком масштабным и дорогим. Осипу Бове поручили его переработать. Он сохранил основы композиции, однако изменил пропорции, уменьшил размер здания, и в целом внес коррективы в отделку.

В версии Осипа Ивановича здание театра украсили портиком со скульптурой Аполлона на колеснице с лошадями. Бове предполагал, что этот объект должен стать новым композиционным центром города, и для этого спроектировал перед ним большую прямоугольную площадь. Сначала ее называли Петровской, а затем, в 1820-х, переименовали в Театральную.

Театр торжественно открыли в январе 1825 года. Здание театра привело зрителей в восторг: все говорили о том, что вкус у архитектора изящный, а ложи и галереи "держалися в воздухе без всяких поддержек".

ИННОВАТОР ВЕКА

В 1824-1825 годы Осип Бове работал над декоративным оформлением и скульптурным убранством Манежа, по чертежам испанского архитектора Августина Бетанкура. В основу скульптурного убранства Осип Иванович положил античные военные доспехи – декоративные детали в виде военных эмблем римских легионеров, колонны дорического ордена. За эту работу Бове получил орден Святой Анны второй степени с бриллиантовыми украшениями – знаменитую "Анну на шею".

Осип Иванович построил здание первой общественной больницы Москвы – Градской. Ее открыли в октябре 1833 года: это было первое лечебное заведение в Москве, которое было создано на средства города. В уставе больницы говорилось, что "все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут безденежно, кроме достаток имеющих".

Бове был новатором. Он разработал проекты доходных домов, в которых нижние этажи отводились под лавки, на верхних были комнаты владельцев, а остальные помещения сдавали в аренду. Бове составил "Альбом образцовых проектов", в котором собрал рекомендации по строительству и инновационные образцы домов.

Проект Триумфальной арки Осипа Бове у Тверской заставы.

Одна из последних работ Осипа Ивановича – Триумфальная арка у Тверской заставы (в настоящее время – площадь перед Белорусским вокзалом). Распоряжение о возведении такого объекта выпустил в 1826 году император Николай I. Арка должна была стать памятником победы российского народа в Отечественной войне 1812 года. Проект утвердили в 1829 году, а закончили в сентябре 1834 года. Строительство 28-метровых Триумфальных ворот затянулось на пять лет – не хватало средств. В их фундамент была заложена бронзовая плита с горстью серебряных монет "на счастье". Колонны и скульптуры отлили из чугуна, сами ворота возвели из белого камня из тартаровского мрамора и камня, который взяли из разбираемого Самотечного канала.

До открытия Триумфальных ворот Бове не дожил: он скончался 28 июня 1834 года, в возрасте 49 лет. Похоронили архитектора, в память о его заслугах, на кладбище при Донском монастыре.

Источник

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

«Церковь — не цирюльня, не лавка с благовониями!» Издевательства над УПЦ осудили даже в католической церкви

На Украине продолжаются издевательства над каноническим православием. Трапезный храм Киево-Печерской лавры сначала превратили в сюжет из антиутопии Оруэлла, когда поснимали иконы и вмес...

Обсудить
  • Великий архитектор! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • Спасибо! Интересный материал.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :sparkles:
  • Интересный опыт Российской империи превращения мигрантов в великих и талантливых создателей! :sparkles: :star2: