Впервые о картине "Мать Уистлера" ... Точнее, конечно, так: о существовании этой картины многие "любители живописи" узнали из фильма «Мистер Бин» с участием Роуэна Аткинсона. Речь идёт именно о полнометражном фильме производства 1997 года, а не об одноимённом телесериале.
Итак, по сюжету фильма картина Джеймса Уистлера куплена у французского музея Франции одним богачом и подарена Лос-Анжелесской художественной галерее. Смотритель Королевской Британской Галереи мистер Бин нечаянно, но отчаянно испортил голову матери художника. Над обстоятельствами этого ужаса до сих пор хохотали и до сих пор хохочут кинозрители во всём мире...
Комедийные приключения картины Уистлера тоже ведь часть истории этого произведения. Работа Уистлера действительно находится во Франции, в городе Париже, в музее Орсе. А Джеймс Уистлер является американским художником, но свои лучшие творческие годы он провёл в Европе, и свою картину, написанную в 1871 году, впервые представил на выставке Королевской Академии Художеств самой престижной в Великобритании. У Джеймса Уистлера, как и у многих других предшественников импрессионизма, были натянутые отношения с критикой. Например, «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» стала последней картиной Уистлера, которую согласились разместить на выставке Королевской Академии.
Самое интересное, что одним из его непримиримых критиков стал искусствовед Джон Рёскин (Раскин). Весьма занимательная личность с внешностью Льва Толстого (и, как оказалось, оказавшего на русского писателя определённое интеллектуальное влияние), сам Рёскин был борцом с академизмом и ниспровергателем «незыблемых» ценностей классической живописи.
Зачем ему нужно было нападать на зарождающийся импрессионизм? Чужая душа потёмки. Но искусствоведческая дискуссия в английской специфике получила вполне английское развитие — Джеймс Уистлер подал в суд на Джона Рёскина за оскорбление чувств и достоинства. Это было в связи с критикой картины Уистлера, написанной в 1875 году, под названием «Ноктюрн: Падающие огни».
Именно на этом суде произошёл впоследствии ставший знаменитым диалог между адвокатом истца (т.е. Рёскина) и ответчиком-художником. Примерно такой диалог:
Адвокат Рёскина: Сколько времени вы рисовали эту картину?
Уистлер: Два дня.
Адвокат Рёскина: И за два дня работы вы хотите аж двести гиней?!
Уистлер: Нет, я прошу эти деньги за знание и умения, которые получал всю жизнь!
Следует отметить что картину "Мать" Уистлер писал долго , в течение 70 сеансов. Это самая известная картина художника. В ней он отразил своё понимание цвета.
Уистлер свои картины уподоблял музыкальным произведениям, что очевидно даже по их названиям, и в этих произведениях цветовая гармония для него была на первом месте.
Говорят, что на месте матери могла быть и другая модель, есть пара историй, почему Уистлер написал именно свою мать. В 1871 году художник получил заказ от члена парламента, который хотел, чтобы Уистлер нарисовал его дочь. Когда после нескольких сеансов позирования картина не была закончена, заказчик отказался от дальнейшей работы. Поскольку Уистлер уже подготовил холст и сделал наброски, он попросил свою мать, чтобы та позировала ему для картины, — первоначальный замысел предполагал, что модель будет стоять, однако 67-летняя женщина не выдержала бы этого.
Тем не менее мать это уже второй вопрос, главное, чтобы серое играло с чёрным. Цветовые переливы составляли живопись Джеймса Уистлера, одного из ключевых тоналистов — предшественников импрессионизма и символизма
Источники: kaplyasveta.ru, vestnik.com, izbrannoe.com, kulturologia.ru.
Оценили 30 человек
61 кармы