Большой разговор о язычестве

0 956

В комментариях к прошедшему стриму мне задавали вопросы и я обещал на них ответить, ибо чат по какой-то неизвестной причине не открывался (прошу прощения), и я не мог ответить вам персонально. А вопросы между тем интереснейшие вы задавали, мои дорогие подписчики. Вопросы, на которые ну просто нельзя не ответить в рамках целой статьи или цикла статей, ибо эта тема собственно, мой второй хлеб. Вопрос, который я выбрал для сегодняшней статьи выглядит так:

"Может ли язычество быть более естественным, более народным нежели православие, мене лукаво, мене противоречиво, мене управляемо?"

Я дико извиняюсь за то, что не смог залить для этого поста плакат, призывающий людей на гуляния по случаю Масленицы. В моем центральном парке такой расклеили и я всегда его показываю, когда начинаются какие-либо дискуссии о язычестве, хотя точнее надо было бы говорить о славянском политеизме:

Вот представьте, чучело огородное такое. Из соломы. Поп православный. Батюшка. И рядом... девушка. С козлиным черепом на голове. Да, серьезно. "Приходите на Масленицу" заголовок. А девчонка рога козлиные держит, нагибает в присяде, водит хоровод. Министерство культуры Пермского края одобряет. Ничего необычного. На Масленицу пойдешь?

Если вы вобьете в гугле или на любом другом поисковике Pagan slavic style, то вам выскочит тонна красивейших фотографий профессиональных художников, которые вот этот вот козлиный череп суют куда ни попадя, причем встречаются даже очень годные работы (одну из них вы видите на обложке), которые перемежаются со славянскими венками, амулетами, браслетами, реконструкциями и все это выглядит очень круто, очень достойно. Что подтверждает например, что запрос на языческую славянскую эстетику и славянскую культуру есть и он кстати, все растет - посмотрите на огромное количество мастерских Гримма например, или вбейте рок-группу "Аркона" (отсылающую вас прямиком в Померанию эпохи Карла Великого, к ритуалам на острове Рана, ко всему этому сказочному, экзотическому, эзотерическому с огнивыми плясками и даже жертвоприношениям Велесу, ага).

Если говорить о культурном потенциале славянского язычества и его рекламной раскрутке, то пожалуй, ни одно другое верование не может похвастаться таким широким, цветастым и пестрящим многообразием культурных субверсий и форм. Даже скандинавское язычество - оно-то как раз имеет жесткие территориальные рамки, в то время как язычество славян прошло с триумфом по всей Восточной Европе, побывало в Германии, основало ряд языческих государств на Балканах, вторглось даже на острова Раны, языческие храмы славян раскиданы сейчас везде - в Польше, Чехии, Германии, Дании, даже глубоко католической Венгрии. Это кстати, определило и недолгий век славянского политеизма. Именно эта раскиданность как верований так и славянских групп впоследствии рассекла их на знаменитые три куска: Западные, Восточные, Южные и резко так прикрыла все это тяжелым, кондовым люком христианской веры.

Но даже при всем при том, наше цветастое, богатое, переливающееся, золотое, пышное национальное достояние во многом обязано славянскому язычеству. Это как дикая кровь, вгрызшаяся даже в официальщину РПЦ, как толика перца, как ядреная капелька яда. И если посмотреть на христианизацию тех же скандинавов или например, канонический пример франкской христианизации Хлодвига, то мы заметим, что культы прошлого там естественно входили в новую, монотеистическую мораль, вписывались в систему установленных взглядов и растворялись, находя выражение в народных сказаниях. Это скажем так "нормальная христианизация", с проблемами, но полноценная, с минимумом переложений. Вот зная о ней, если мы обратимся вообще к переложению любого христианства на Восточноевропейскую территорию (где как вы понимаете, низкая культура дискуссий), то там христианское учение переживало такие перекосы, что страшно-страшно жить.

Как девушка, скачущая вокруг идолища рядом с попом, надев череп козла.

Это выводит нас к тому, что даже если мы и говорим о какой-то стержневой, основной, родимой нашей модели, близкой к корням, то и православие и славянское язычество, они можно сказать, в этом смысле уже глубоко мутировавшие виды. Православие это уникальный феномен, сложившийся только благодаря нашей славянской традиции и поверьте, ничего подобного в нашей стране не сохранилось бы, будь у нас проведена нормальная каноническая христианизация по ортодоксальному принципу. Во Франции, Германии, Швеции, Норвегии делают скансены, лучше знают историю своего собственного язычества, больше предметов дошло до наших дней, но вот например, когда приходит время национальных праздников, местный епископат не одевает чешки и тапочки резным идолищам перед сенным чудищам, не несет к нему корзиночки с фруктами, не пеленает при транспортировке резные чучела божков, не посвящает, например, жертвоприношение быка на быкобое, а у нас это вовсю и рядом происходит - читайте новости. Лютая ненависть превращается в не менее лютую любовь. Была бы их воля, они бы и рясы сняли, и тоже череп козла на голову нахлобучили.

Возвращаясь к теме национализма: до христианизации у славян на территории Руси было нормальное такое политеистическое верование. Не лучше и не хуже прочих на самом деле, и именно потому что оно как бы свое, прошедшее уже определенный генезис на нашей почве, воспринимается многими родноверами, ведистами и прочими людьми как "во, именно оно!" - как свое, национальное, избавленное от христианской, глубоко не-национальной морали. Христианство во многом и погубило национальные государства именно потому, что сама логика писания подразумевала всеобемлющесть "Христианского царства" и только с наступлением эпохи Просвещения, секуляризации политической жизни и появлении первых национальных государств можно было говорить о национализме как таковом.

Да и привлекает этот проект, честно говоря. Не может не привлекать: эстетического задела у него даже больше, чем у православия. Тут и венки, горбыльки, голубцы, кокошники, хтонические образы раздетых дев, скачущих вокруг костра, русалки, водяные, лешие, лесавки и прочая вкуснотень. Жрицы опять же. Но есть тут одна важная вещь: славянский политеизм никогда не станет массовым как религиозное движение. Не станет потому что во-первых, это безусловная историческая традиция, это слом эпох, это чудовищный временной разрыв. Во-вторых это естественная слабость квази-языческих движений в России и отсутствие у них четкой националистической позиции (не будем забывать: мы говорим не о РУССКОМ, а о СЛАВЯНСКОМ пантеоне, а он побольше будет). Ну и в-третьих, любая система верований, любое слепое упование на высшие силы в 21 веке просто никого не интересует. Православие и другие традиционные религии уступают в эффектности, но и менее популярные языческие культы тоже не так уж милы сердцу простого русского человека. Если и развивать это направление, то его нужно двигать с позиции культуры, то есть, активная реклама фешна, стайла, гламура вот этого всего древнего и классного. В век экзотической любви гуглопользователя к эзотерике и мистике, трепетного восхищения прекрасным фотошопом славянское язычество имеет право на жизнь и существование.

Ну а что касается будущего, зачем я вдруг поднял этот вопрос - на этой неделе ждите анонса большого вечернего стрима, где я вам буду читать древние языческие сказки, русский фолк и прочую интересную весчь! Поверьте - древнеславянские мифы это круче Ганса Христиана Андерсена.

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...