Мазыкская борьба | А. Шевцов

1 1858

 В настоящее время происходит явный подъем и возрождение народных видов борьбы в мире. Уже проводятся чемпионаты по иранской, грузинской, швейцарской, австрийской, ирландской, узбекской, белорусской борьбе. Народные виды борьбы гораздо проще олимпийских, но при этом значительной зрелищнее, и собирают гораздо больше зрителей. Да и принять в них участие проще.

Русская народная борьба имела в старые времена множество разновидностей. Была борьба за вороток, на поясах, с подножками и подсечками, и без них. Была борьба, помогающая в бою, и была борьба исключительно для забавы, предназначенная для праздничных развлечений.

С одной из разновидностей подобной праздничной борьбы мне довелось познакомиться на территории бывшей Владимирской губернии в конце восьмидесятых годов прошлого века. Какого-то особого названия для нее в целом не было, но поскольку обучал меня старый мазык, я называю ее мазыкской. Сам же он говорил о борьбе на одну руку или на две руки.

Впоследствии я нашел зарисовки этой борьбы, сделанные еще в середине девятнадцатого века.

Рисунок: Солнцев Ф. Г. Борьба русских

То, что изображено на рисунке, - это Одноручка. При этом хват левой рукой против правой - назывался борьбой на прямую руку. Когда хватаются правой за правую – это называется борьбой на одну косую. А когда захват идет кистевой, как при рукопожатии двумя руками – это борьба На две косых.

Человек, который показал мне Мазыкскую борьбу, когда-то участвовал в стенках, был Поханей, то есть вожаком рукопашной ватаги, даже хранил вожжи, которыми его опоясали когда-то деды, когда назвали Поханей. Разговор о борьбе родился случайно, из обычного рукопожатия.

После какого-то разговора, я, в благодарность за то, чему он меня научил, пожал ему руку, и он смеясь, спросил, удерживая мою кисть: а с одной руки бороться умеешь?

И выяснилось, что на всех праздниках парни и мужики боролись самыми неожиданными способами, хвастаясь силенкой. Похвастаться силой рукопожатия, впрочем, до сих пор свойственно многим. И мы постоянно как-то сцеплялись в рукопажатиях, пытаясь друг друга пересилить. И мне в тот миг показалось, что должен это уметь не хуже других.

Но когда дед начал меня валять, удерживая всего за одну руку, точнее, не распуская рукопожатия, я понял, что и в этом деле могут быть мастера. И оно вполне может считаться искусством!

После этого мы изучали борьбу из двух рукопожатий – на две косые. Затем перешли к одноручке на прямую и на косую руку.

Я довольно долго ездил к Похане, изучал Рукопашь и многое другое. Мы стали друзьями, и ко мне относились и он, и его жена, как к родному. Но среди всех хитрых наук, с которыми удалось тогда познакомиться, всегда, в каждый приезд, было немножко борьбы на одну или две руки. Просто потому, что ты невольно пожимаешь руку, когда приходишь, и когда уходишь.

Очевидно, так же было и на народных праздниках. Подходит новая ватага парней, все пожимают руки, и тут же вспыхивают схватки из рукопожатий.

Самое любопытное, но на две косых боролись и женщины. И боролись весьма ловко, как мне рассказывали. Впрочем, жена Похани, тетя Катя, показывала это и на мне. И, должен отдать ей должное, у нее это получалось.

Во время такой борьбы силы противников уравниваются. Руки перекрещены, их трудно использовать привычными способами, силовая борьба не получается, поэтому начинает работать ловкость. И тут женщины ничем не уступают мужчинам.

Тем более, что главная задача – перехлить, то есть переходить противника. Иначе говоря, выигрывают не столько руками, сколько ногами, за счет точных и своевременных перемещений, которые и выводят противника из равновесия.

Насколько я понимаю, на праздниках это зрелище всегда привлекало множество людей, причем, простота борьбы делала зрителей знатоками, и они могли грамотно судить о мастерстве борцов.

Что еще стоит отметить. Поскольку борьба была праздничной, во время нее не только допускались всяческие разговоры между борцами, а даже поощрялось, когда они шутили и подкалывали друг друга. Задачей было не просто повалить другого, но и повеселить народ. Поэтому борцы состязались одновременно в ловкости и в остроумии, стараясь с помощью шуток и харь вывести противника из борцовского состояния.

          Дед говорил, что это скоморошья борьба. Но имел ли он в виду действительных скоморохов, или же речь шла о том, чтобы скоморошить во время борьбы, уверенно сказать не могу. Однако внешне она воспринимается у зрителей как продолжение театра Петрушки. Это точно.

__________________________________________________________

От Школы

Мы категорически не принимаем сложившейся сейчас сетевой, форумной культуры общения, в сущности, являющейся разгулом хамства. Поэтому будем предъявлять требование корректного общения, допустимого для отношений слушателей и профессоров высшей школы.

Так же мы надеемся, что изучение основного курса – Основ народной психологии и Науки думать – позволит овладеть точным и строгим рассуждением, которого и будем добиваться от всех участников.

Никакие политические, религиозные или национальные цели этой площадкой не преследуются, и потому мы не ограничиваем участников никакими требованиями, кроме терпимости и дружелюбия. Но будем пресекать любые попытки навязывать взгляды или использовать школу для ведения какой-либо агитации, выходящей за рамки сохранения народной культуры.

__________________________________________________________

Обсуждение на портале РУШКОЛА: http://ru-shkola.ru/post.htm?i...

__________________________________________________________

Источник: http://ru-shkola.ru/

Предыдущее, следующее и другое: https://ru-shkola.cont.ws/





Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...