Глава 7. Хорошо, да не порато | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

0 623

Здравствуйте, выкладываем для обсуждения последнюю главу этого раздела. Читайте и пишите!

Водящие.

........................................................................................................

Глава 7. Хорошо, да не порато

Порая сила сделала человека прямоходящим. Если вдуматься, то души наши, в обычной своей жизни, ногами по земле не ходят. Они летают. Но ведь и будучи пойманы в ловушку человеческого тела, помещенные в клетку груди, они не ходят по земле, они парят над ней, сохраняя привычный для себя способ перемещения. И делается это за счет тех самых опор, сотканных из силы, которую мы тянем из земли, но которой к земле и привязаны…

Наша дееспособность имеет некий идеальный образец, которому мы все невольно подражаем. Это то, как делаются дела в мире душ. Когда душа хочет чего-то, она просто летит к этому в порыве, и мгновенно оказывается там, где находится предмет ее желаний. То же самое она пытается делать и будучи воплощенной. Души порывисты, но тела тяжелы и малоподвижны. Поэтому душе приходится долго учиться, как заставить эту обузу двигаться. А потом еще дольше учиться, как достигать своих желаний в телах.

Тела не умеют проходить сквозь препятствия. К тому же они слабы и уязвимы. Чтобы получить желанное, душа сначала должна накормить тело, обучить его, а затем продумать, каким путем его можно привести к цели неуязвимо, потому что тело настолько хрупко, что может быть в любой миг уничтожено. Либо случайно, либо намеренно. К тому же тела очень ценны, и на них постоянно идет охота…

Очевидно, с помощью этой игрушки души развивают разум, то есть учатся думать. Тяжело в ученье, легко в бою.

Среди прочего, душевные желания для своего воплощения предполагают много такого, ради чего в мире тел приходится не только потрудиться телесно, но и учиться, как преодолевать самые неожиданные препятствия. Выживание вообще сложно для тел. Тем более, лучшее выживание. То зерно рассыплется, то медведь повадится в твой огород, а то и огород-то еще надо суметь получить, чтобы плодами твоих трудов мог воспользоваться только ты.

Все дела, которые мы создаем, это произведения науки думать, в которых выявляется наша дееспособность. Именно она и определяется умением управлять порой силой. Хорошо, да не порато, можно понять как хорошо, да не очень. Однако это значение усилительного слова ‘очень’ пора обрела не сразу. Само это ‘очень’, похоже, стянуло в себя множество различных значений той же самое силы разных видов.

Вот как у Даля:

«Очень. Наречие усиленья: весьма, крайне, чрезвычайно, порато, больно (от большой?), южн. дюже, запд. дюжа (млрс. дуже); крепко, шибко, сильно, гораздо».

И дюжа, и шибка имеют в своей основе значение силы. Но поратость не просто сила, это сила, необходимая для того, чтобы дела спорились у вас в руках, а спорятся они у того, кто спор, то есть быстр и ловок.

Вот подтверждение из словаря Ушакова:

«Поратый (или паратый), поратая, поратое; порат, пората, порато (охот. и спец.). Сильный и быстрый в беге. «Их увлекал, их страсти шевелил поратый пес, статистый иноходец» (Некрасов)».

Однако это далеко не исчерпывает смысл понятия «пора». Даль дает огромное количество примеров словоупотреблений с этим словом. И начинает с поры, как времени. Я опускаю эти примеры, хотя само по себе сочетание в одном слове значений ‘время’ и ‘сила’ чрезвычайно любопытно и, возможно, однажды станет подсказкой для физиков, которые все больше ищут объяснение природе времени.

Но вот как любопытно плывут смыслы в отношении поры по мере приближения к поре как силе. Напомню: мазыки и русский язык воспринимают силу как подобную жидкости субстанцию, которая течет в тело, по телу, и из тела. И которую, соответственно нужно пить – бусать, как говорили мазыки.

«Толкование слова пора: Пора придет, и вода пойдет. Пора - что проточная вода. Пора, что туча: и набежит, и пробежит, и опять найдет. Пора придет и часть мою принесет. Пора, что железо: куй, поколе кипит».

Часть в данном случае – участь, то есть доля, судьба. В этих примерах ощутима связь поры и со временем и с водой. Но далее все ярче проявляется в поре значение силы и связь ее с умом и сообразительностью.

«Пора супротив поры не стоит. Пора не супротив поры. При поре с умом, без поры с сумой. Пора деньгу берет (кует). Пора на ум наводит».

Но этим значения поры далеко не исчерпываются и все больше уходят от времени:

«Пора применяется и к пространству, и к обстоятельствам, означая тогда: по мере, в меру, кстати, впопад, а затем переходит в наречие. | Пора, в удочке, расстоянье, по лесе, от крючка до поплавка, пск. твер. Платье, обувь, в-пору или впору, по телу, по ноге, по росту, приходится вмеру. Ему два обеда есть только что впору.

Не впору тебе со знатью водиться, не идет, некстати, не поплечу (невпору, не вовремя). Тут и троим совладать или управиться только впору. Впору пришел, кстати (отсюда: спорить, спорина и пр.). В самую пору, в пору, как раз, в меру, или в лад, весьма кстати. Бежать во всю пору, арх. во всю мочь, изо всех сил».

И чем дальше мы углубляемся в значения слова ‘пора’, тем больше проступает его связь с делами, дееспособностью и успехом в предприятии.

«Порить, спорить, паить, помогать. Ему теперь порит, вам счастье порит, служит. | вологодск. толстеть, добреть, жирнеть, здороветь. Ему теперь порится, счастье служит или везет. Зашибай копейку, поколе порится!

Поринье ср. вологодск. спорынья, в знач. здоровья, крепости тела. Нет поринья ему, не добреет он, тощ, хил, слаб. Пореть, входить в пору, в рост, в дородство; спеть, зреть, выдо(по)спевать, выдо(по, на)зревать, рдеть; добреть, тучнеть. Порастый и пористый, кто, или что в самой поре, возрасте, зрелости; поспелый, готовый; | сильный, крепи, недряхлый. Пористый человек, во всей поре, средних лет. Порастое дерево, годное в стройку, в дело».

Однако успех в делах редко приходит без ума. Поэтому сила поры каким-то хитрым способом перетекает в силу ума. Как это происходит, объяснений нет, но народ примечает все. И вот сила человека, приходящая в зрелом возрасте, начинает сочетаться с силой ума, постепенно переходящей в мудрость:

«Не пористо задумал. | Пористо встали вы, раненько. Паровой человек, не старый, а в поре, во всей силе, середовой. Порный и порной сев. сиб. порнящий арх. пористый, дошлый, возмужалый, взрослый, во всех годах; зрелый, поспелый и готовый, во всей поре; | здоровый, крепкий, сильный, дюжий, а бол. о скоте, матерой, дебелый, тельный, жирный, вязный, дородный; видный, рослый, казистый, годный.

Порно нареч. крепко, надежно, дюже, прочно, споро; | порно и порко, иногда парко, бойко, шибко, скоро; прытко. Кони порко бегут. И не порно (сильно), да задорно. Поратый сев. бойкий, сильный, дюжий, усердный, ражий».

Поратый человек – усерден в делах и учебе. Но не всем это дано:

«Каково живете? Каков урожай? "Да непорато", посредственно».

Почему же у одних все спорится и прибывает, а у других дела идут посредственно?

«Пораться южн. зап. заниматься, стряпать, суетиться, управляться чем, спешить к сроку, особ. говор. о бабьем хозяйстве. Упоралась, убралась, отделалась, кончила, поспела».

Очевидно, что простое усердие еще не дает спорости, человеку мало иметь порую силу и бойкость и прыть. Чтобы дела спорились, нужно обрести мудрость. И хоть никто и не знает, что это такое, но старые люди, учившие меня силе, дали подсказку: чтобы обеспечить себе успешность и достаток, нужно освоить не одну пору, но и все силы, которые даны человеку для выживания в теле.

Как это ни странно, но телесные силы, начиная с ражи, не являются телесными. Они все – дорожки, по которым душа приходит в этот мир, а значит, все они могут стать лесенками в тот мир, откуда приходят к нам свет и мудрость. 

__________________________________________________________

От Школы

Мы категорически не принимаем сложившейся сейчас сетевой, форумной культуры общения, в сущности, являющейся разгулом хамства. Поэтому будем предъявлять требование корректного общения, допустимого для отношений слушателей и профессоров высшей школы.

Так же мы надеемся, что изучение основного курса – Основ народной психологии и Науки думать – позволит овладеть точным и строгим рассуждением, которого и будем добиваться от всех участников.

Никакие политические, религиозные или национальные цели этой площадкой не преследуются, и потому мы не ограничиваем участников никакими требованиями, кроме терпимости и дружелюбия. Но будем пресекать любые попытки навязывать взгляды или использовать школу для ведения какой-либо агитации, выходящей за рамки сохранения народной культуры.

__________________________________________________________

 Обсуждение на портале РУШКОЛА: http://ru-shkola.ru/course.htm...

__________________________________________________________

Источник: http://ru-shkola.ru/

Предыдущее, следующее и другое: https://ru-shkola.cont.ws/




Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...