Душевное пение

0 2169

 В этом разделе мы поведем разговор о Владимирском Душевном пении.

Для меня Душевное пение началось со знакомства с Александром Александровичем Шевцовым, который обучал этой старинной традиции на своих семинарах. Он же, в свою очередь, осваивал Душевное пение в экспедициях по Верхнему Поволжью в среде людей называвших себя мазыками или офенями.

Старики так же называли свое пение Духовным или Совместным. (Подробнее об этом можно прочитать в книге “Очерки русской этнопсихологии” http://roscha-akademii.ru/Knig... , изданной под псевдонимом А.Андреев)

Душевное пение имеет целый ряд особенностей, которые раскрываются и осознаются при его освоении. В нем поющие проявляются своей душой, чувствами, сердечностью. Настоящее Душевное пение приносит душевную легкость и ясность, на такое пение души других людей не могут не откликнуться и им хочется петь вместе.

Так же важна совместность (умение поющих создавать единое пространство звучания, в котором возможна глубокая душевная работа); умение петь сказово – раскрывая через песню некое пространство, в которое поющие входят и проживают образы песни как некое душевное действо, трогающее порой до глубины души. Особый разговор об обрядовом и обережном пении…

Конечно, все это не возможно передать в словах– нужно однажды попробовать!

Для меня Душевное пение, в первую очередь, - это путь в познании себя, своей души и своей настоящей природы; путь исследования и совершенствования своей душевности.

В этом разделе я буду выкладывать материалы, которые помогут получить начальное представление об этом удивительном искусстве.

Это будут мои описания и цитаты из книг А.А.Шевцова, которые раскрывают понятия Душевного пения. Так же, я буду выкладывать здесь описания своего опыта, который продолжаю набирать на семинарах и занятиях.

Приглашаю в это исследование всех, кто уже увлечен Душевным пением или только приступает к его освоению. http://ru-shkola.ru/course.htm...

Добро пожаловать!

Марина Смирнова,

прикладной психолог, преподаватель Душевного пения.

_____________________________________________________

....думаю что верно будет начать рассказ о Душевном пении с главы из первой книги А.Андреева (псевдоним А.А.Шевцова) о стариках-мазыках и о том как они пели.

Пишите свои отклики, что для вас видится важным в этом рассказе, что вызывает вопросы или воспоминания... http://ru-shkola.ru/course-...

М. Смирнова

Из главы «Духовное пение старой Руси. Старики». А. Андреев. «Очерки русской этнопсихологии»

«Все время, пока я был у офеней, я все хотел найти то, на что настроился, и в результате просмотрел многое из того, что мне предлагали. Вот так произошло и с их пением. Поют себе старички и поют. А у меня с детства вместо слуха лишь страх петь. А когда эти проблемы снялись, было уже поздно. И вот теперь нам приходится все восстанавливать по крохам. Мы сумели разыскать многие из их песен. Впрочем в их репертуаре было не так уж много особенных песен. Они пели любые песни, которые пелись. Гораздо специфичнее была их манера исполнения. Она-то и есть главная тема этой статьи.

Свое пение мои старички называли Духовным. Я долго не обращал внимания на то, как они пели. Для меня это был своего рода фольклорный довесок к “настоящему”. Но однажды летом 1989 года в одной деревушке Ковровского района мне удалось собрать вместе сразу троих, причем, одну бабушку, тетю Шуру, я приволок аж из Савинского района. В какой-то момент они решили спеть на три голоса, “как раньше”, но сначала как бы распевались. Благодаря этому я впервые имел возможность не только услышать их “духовное пение”, но и увидеть саму систему входа в состояние такого пения. Они запели какую-то народную свадебную песню, которую я пока еще больше нигде не встречал. Я внутренне заскучал и приготовился пережидать время, пока снова не представится возможность задавать вопросы об офенском прошлом. Начало сразу же не заладилось, наверное, потому что они давно не пели вместе. На мой взгляд им надо было просто поспеваться, но Поханя, как они звали хозяина, сказал тете Шуре: “Позволение, Егоровна, позволение...” Я ничего не понял, но она кивнула и приступила еще раз. Очевидно, у них опять что-то не задалось, потому что Поханя опять остановился и сказал своей жене: “Ну-ка , Кать, побеседуй с ней. Не в позволеньи идет...” Бабки тут же как-то перестроились, будто вырезали свой собственный мирок, замкнулись друг на друга и я услышал после нескольких незначительных фраз о самочувствии, как Тетя Шура рассказывает о том, как к ней не так давно приезжали с радио и записывали на магнитофон ее пение. Сумели уговорить, хоть она и отказывалась. А она после них разнервничалась, потому что это, может быть, грех. Я не смог тогда понять, почему она считала то пение грехом, а это нет, но она рассказала, что чуть ли не дала себе слово вообще не петь больше. Так чуть ли или д

ала? - тут же спросила ее тетя Катя. Тетя Шура засмущалась, а потом призналась, что решила больше не петь совсем, как только Поханя с тетей Катей умрут. Все засмеялись. Ей было около 85 лет в это время, и я понял по их смеху, что хозяева старше.

Мы попили чайку, и они потихоньку снова приступили к песне. Но в этот раз не заладилось у тети Кати. С ней, правда, беседовать не пришлось, потому что, как только Поханя взглянул на нее своим суровым взглядом, она тут же махнула рукой и объяснила: “Не помню, двор, что ли, оставила открытым?.. Люське зайти. Поди скоро пригонются. Сижу, саму свербит вместо пенья”. Очевидно, скоро должны были пригнать с выпаса деревенское стадо, и тетя Катя, не желая отвлекаться во время пения, открыла ворота двора и дверь хлева, чтобы ее единственная коза Люська могла зайти в стойло, да сама в суете и забыла, сделала ли это. “И чё, так и будешь свербиться?” - только и сказал ей на это дед. “Вот ведь дура какая стала!”- пожаловалась она тете Шуре и убежала проверять свои ворота.

После этого песня пошла лучше, но Поханя все-таки перебил ее еще раз, спросив вдруг старушек с хитрым прищуром: “Чего это вы девки важные, молодость, что ли, вспомнили?! - и подмигнул им в мою сторону. Они засмеялись: “Ну как же! Получше выглядеть надо”. “Смотрите у меня”,- только и сказал он им и снова запел. К тому времени я уже неплохо был знаком с их системой очищения сознания, которую они называли Крещением, и, с удовольствием наблюдая ее в практике, подумал, что неподготовленный человек, даже профессионал, пожалуй, ничего бы не заметил, настолько это все бытовое, неброское...

Устранив все помехи, старички все-таки распелись, и маленькое чудо, за которым я приехал, все же произошло для меня. Впервые за шесть лет я услышал, как они поют. Их голоса вдруг начали сливаться, причем, вначале слились каким-то странным образом голоса тети Кати и Похани, хотя я не могу объяснить, что значит для меня “слились”. Но другого слова я найти не могу. Тети Шурин же голос, хоть и красивый, но несколько дисгармонировал на фоне их совместного звучания. Потом вдруг что-то произошло, и она словно впрыгнула внутрь их голоса и слилась с ними. Какое-то время их совместное звучание осознавалось мною как слившиеся голоса, но произошел еще один переход, и общее звучание-голос словно отделилось от них и зазвучало само по себе, будто над столом, вокруг которого они сидели, появилось самостоятельно поющее пространство!..

У меня в теле началась мелкая дрожь, словно я трудился до изнеможения на голодный желудок, в глазах начало плыть. Изменились очертания избы, лица у стариков начали меняться, становились то очень молодыми, то жуткими, то просто другими. Я помню, что ко мне из кромешной тьмы пришли несколько раз очень

важные для меня воспоминания, но это было почему-то страшно и больно, и я вдруг заметил, что боюсь глядеть на певцов. Я сумел выдержать это состояние только потому, что уже испытывал подобные раньше, при учебе у других стариков.

Песня закончилась. Они еще сидели какое-то время молча улыбаясь, словно чего-то пережидая. И действительно, через некоторое время то ли мое состояние, то ли состояние пространства стало возвращаться к обычному: сначала вернулись на место обои на стенах, потом исчезли, точно растаяли у меня на глазах мои странные воспоминания, и я не смог их удержать... А Поханя сказал:

- Вот, совместились...- и велел подавать чаю.

- Ну вы дали! - не выдержал я.

Они засмеялись, и тетя Катя объяснила мне, накрывая на стол:

- Это еще не песня. Это совместное пение... храмовое! А мы тебе просто споем, на голоса.

На вопрос, почему она это пение назвала храмовым, она ответила:

- В Храме так петь надо. Некоторые песни...

Я тут же попытался выяснить, в каком храме:

- В христианском? В церкви?

- Не знаю...- с недоумением ответила тетя Катя. В каком же еще? Мы иногда в церкви так пели... Где ж еще?.. Иногда на гулянье...

А Поханя добавил, засмеявшись:

- Это они так баловали девками. Соберутся так-то компанией девок и пойдут на службу в церковь. Там как запоют, они и подхватят, да переведут на себя! Все и поплывет в храме, головы кружатся! Мы специально парнями, кто понимал, смотреть ходили... Никто не понимает, чего они делают, а они довольны. Идут, хахалятся! Их любили, просили петь...

Нас все время просили, - подтвердила тетя Катя. - И батюшке нравилось. Мы как

придем в церкву, он сам подзовет Лушку, чаще всех Лушку звал, помнишь, Шур?

- Совсем не помню, - ответила тетя Шура.- разве Лушку? Полюшку поди?

- Да Лушку, Лушку! И меня было подзывал, и прямо прикажет: чтобы пели сегодня! Мы и поем, нам чего - молодые девчонки! Храм иной раз пропадет...

- Как пропадет? - мне почему-то вспомнилась тьма, из которой приходили стершиеся воспоминания, и я в этот момент осознал, что не скажи тетя Катя слов про пропадающий храм, я бы и тьму эту никогда больше не вспомнил.

- Так...- странно ответила она.- Плывет, плывет все... стены исчезнут потом... как тьма наступит... Люди из глаз исчезать начинают, у батюшки лики пойдут... Некоторые падали, другие молются про себя, ничего не видят...в молитве...

- Да, да! - подхватила вдруг тетя Шура, - Батюшка потом все про Страшный суд рассказывал!

_ Вот ты от того и петь боишься,- неожиданно сказал ей Поханя, а тетя Катя закончила:

- А нам всё смешно! Девчонки!.. - и без перехода начала новую песню.

Сначала они опять слились, “совместились”, как это у них называлось, и я ожидал, что все повторится. Но после того, как появилось совместное звучание, их голоса начали проявляться внутри общего звучания и ”порыскивать”, выводя свои собственные мелодии.

Общее звучание как бы обнимало отдельные голоса, они текли в нем, как сплетающиеся струи внутри общего потока. “Соплетаясь”, голоса создавали удивительно сильный эмоциональный настрой. Это была какая-то рекрутская песня. Меня захватило настолько, что к глазам подкатили слезы. Я крепился, сколько мог, а потом разрыдался. Я очень хотел сдержаться, мне было стыдно, но в результате рыдания стали по-детски безудержными. Старички не прервали пения, только тетя Шура села рядом со мной и гладила меня по голове... Я долго не мог вернуться в норму и, хоть и знал, что мне лучше всего было бы пройти, условно говоря, сеанс Крещения, и убрать причины моих слез, напрочь отказался от помощи. Уже значительно позже я понял, что это было связано с теми провалами тьмы, из которых приходили воспоминания во время первой песни, и эти старички действительно не смогли бы мне помочь. Тех же, кто смог бы, уже не было... С какого-то мгновения ученичество заканчивается, и ты все должен будешь делать сам и нести за себя полную ответственность!.. Никто из них даже не попытался настоять на своей помощи.

Вот так я впервые познакомился с древним русским Духовным пением, которое, если верить рассказам стариков, досталось офеням от скоморохов, а те, возможно, хранили его еще с того времени, когда по всей Руси Великой стояли еще другие Храмы!... Около двух лет расспрашивал я потом о технических особенностях этого пения, не надеясь когда-нибудь запеть самому. Но это следующий рассказ».


Обсуждение на портале РУШКОЛА: http://ru-shkola.ru/course.htm...

___________________________________________________________

Источник: http://ru-shkola.ru/courses.ht...

___________________________________________________________

РУШКОЛА на КОНТ: https://ru-shkola.cont.ws/

___________________________________________________________

От Школы: http://ru-shkola.ru/aboutschoo...

... мы категорически не принимаем сложившейся сейчас сетевой, форумной культуры общения, в сущности, являющейся разгулом хамства. Поэтому будем предъявлять требование корректного общения, допустимого для отношений слушателей и профессоров высшей школы.

Так же мы надеемся, что изучение основного курса – Основ народной психологии и Науки думать – позволит овладеть точным и строгим рассуждением, которого и будем добиваться от всех участников.

Никакие политические, религиозные или национальные цели этой площадкой не преследуются, и потому мы не ограничиваем участников никакими требованиями, кроме терпимости и дружелюбия. Но будем пресекать любые попытки навязывать взгляды или использовать школу для ведения какой-либо агитации, выходящей за рамки сохранения народной культуры.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...