Глава 11. Кобениться силой | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

0 702

Следующая глава - прелюбопытная!

Водящие

..............................................................................................

Глава 11. Кобениться силой

Из того же корня, что пруга и пружина, рождаются еще несколько удивительных слоев русского языка, так или иначе имеющих отношение к силе. Так пружить, то есть взводить пружину, означающее напрягать, натягивать, переть, спирать, гнуть упругое, - порождает «пружиться и прыжиться, что значит напрягаться, силиться, надуваться, надрываться; удерживая дыхание, прилагать все силы свои» и одновременно «пыжиться, стараясь придать себе важный вид, обнаруживать грубыми приемами спесь, гордость, чванство» (Даль).

В этих коротких строках из словаря скрыто изрядное число подсказок для ищущего человека. Возьму лишь главные. Прыжиться – это силиться, надрываясь и (!) удерживая дыхание. Более откровенной подсказки и придумать трудно: хочешь овладеть силой, уменьши дыхание, тогда откроется способность тянуть из воздуха режу, то есть собственно силу. Тянуть как жидкость, бусать, как называли это мазыки. Мы либо дышим, либо пьем, бусаем, и почти не можем наполняться силой, пока наполняемся воздухом.

Другая подсказка: мы можем прыжиться, надуваясь от силы, а можем пыжиться, раздуваясь от важности. Но пыжиться можно и без чванства. «Пыжиться – всеми силами стараться, силиться». Однако любой русский человек понимает, что силиться тем способом, что называется пыжиться, значит, не справляться. И отсюда поговорка: Раньше люди были тужики, а теперь пыжики. Всем миром соломинку поднимают!

О чем речь в этих высказываниях? О том же самом, о чем и в словах о задержке дыхания. Владевшие силой старые люди объясняли: пыж, пыжик – это комок шерсти, которым закрывают заряд шерсти в ружье. Шерсть эта слишком рыхлая, чтобы причинить вред при стрельбе. Поэтому патрон без пули, одним пыжом, называется холостым, то есть не приносящим плодов. Рыхлость же означает, что в человеке, совершающим усилие, слишком много воздуха, и надувается он не силой, а воздухом. Сила его смешана с воздухом, поэтому она и рыхлая.

Тужик же – это не тот, кто тужит, а тугой, то есть плотный человек, силач, может быть, даже богатырь.

Соответственно, из пружить рождается пружничать – усильно, с напряжением работать. Так у Даля. Хотя вернее было бы не работать, а трудиться, поскольку этимология слова «работа» восходит к рабу, а слова «труд» к силе, как это понятие жило в некоторых индоевропейских языках.

С пружить родственно «прут» (пру, упругий, пружить) голая древесная ветвь…». Прыжить порождает прыже – «более, больше; сильнее, пуще». Отсюда же – прыгать, прыскать и прыть. Прыгать – это особый способ использования силы, когда ее надо влить в мышцы резко, как выстрелить. Прыскать – это выбрасывать силу словно брызгами, создавая неровный, неуловимый рисунок прыжков или рывков. А прыть – это скорость, быстрота, то есть способность накачивать большое давление силы в жилы и удерживать его долго, подкачивая во время бега.

Но такая способность долго находиться в силе, подходящей для прыжков, меняет самый нрав человека. Поэтому прыть – это «вообще проворство, живость, удальство, хваткие приемы, молодечество» (Даль).

Живость, удаль, хваткие приемы и молодечество – это черты бойца-удальца, ватажника-поединщика. Именно эту способность в отношении силы необходимо развивать у бойцов, готовящихся к боям и к воинской службе. Иными словами, если Россия хочет поставить допризывную подготовку, она должна задуматься именно о прыти, как определенном состоянии силы, называемой пругой.

Прежней Руси в этом отношении было проще. Традиционная культура была выстроена относительно годичного цикла праздников, которые решали отнюдь не задачу отдыха населения. Праздники были временем переходов и требовали очищения. Поэтому они предполагали магические действия, позволяющие омолаживать мир. Важнейшей частью народной магии были бои сил жизни с силами смерти. И раз мы до сих пор живы, значит, силы жизни всегда побеждали.

В рамках этой обрядовой магии и развивались как искусство боя, так и определенные отношения с силой, полагающиеся для каждого общественного сословия. Люди знатные, изысканные развивали в себе способность управлять силой степенно. Бойцы учились прыти.

Прыть проверялась на праздниках, где собственно драки были недопустимы, но зато обязательным было особое поведение, называвшееся кобеньями, а в более позднее время – ломаниями.

Кобь известна на Руси с глубокой древности. Ранние русские летописи рассказывают о кобях и кобниках, как о гаданиях по полету птиц и собственно гадателях. Очевидно, что кобник – это одна из колдовских или волховских специализаций. И ведет себя кобник, судя по более поздним этнографическим материалам, как шаман при камлании. Он, кобенится, то есть позволяет некому духу снизойти на себя и раскрыть способность видеть и предвидеть.

Чтобы дух-провидец мог войти в человека, необходимо ослабить хватку личности. Для этого можно принять какое-то психоделическое средство вроде мухомора или воскарников – психоделических грибов.

Те, кто ел мухомор, помнят, что он вызывает сильнейший прилив сил. Ощущается это так, как если бы некая внешняя сила входила в тебя. Если ты это принимаешь, тебя начинает «ломать», то есть всячески выгибать тело, словно делая его мягче, без чего невозможна чувствительность. Если эти ломания пустить под наигрыш или напев, рождается весьма непростой пляс, который постепенно, очевидно, под воздействием христианского порицания, стал восприниматься как неприличный. И осуждался, как знаменитый Камаринский.

Так рождается понятие пружаться:

«Пружáться, ломаться, кобениться, коверкаться, особенно противясь чему-либо или в припадке. Пьяный пружается, в свою дверь его не вопрешь! И се дух емлет его, и внезапу вопиет и пружается с пенами. Лука.» (Даль).

Очевидно, что за кобениями есть история и длительных одержаний, и история сумасшествий, вроде припадков с галлюцинациями. Но более всего они остались в памяти нашего народа как спесивое поведение пьяницы.

И так за деревьями не рассмотрели леса. Обрядовое использование силы для переработки всего силового состава человека было забыто и утрачено. А с ним закрылось множество возможностей для желающего познать подлинную природу человека.

_________________________________________________________

Обсуждение на портале РУШКОЛА: http://ru-shkola.ru/course.htm...

_________________________________________________________

Книга "Сила" в издательстве "Роща": http://roscha-akademii.ru/Knig...

_________________________________________________________

Источник: http://ru-shkola.ru/courses.ht...

_________________________________________________________

РУШКОЛА на КОНТ: https://ru-shkola.cont.ws/

_________________________________________________________

От Школы: http://ru-shkola.ru/aboutschoo...

... мы категорически не принимаем сложившейся сейчас сетевой, форумной культуры общения, в сущности, являющейся разгулом хамства. Поэтому будем предъявлять требование корректного общения, допустимого для отношений слушателей и профессоров высшей школы.

Так же мы надеемся, что изучение основного курса – Основ народной психологии и Науки думать – позволит овладеть точным и строгим рассуждением, которого и будем добиваться от всех участников.

Никакие политические, религиозные или национальные цели этой площадкой не преследуются, и потому мы не ограничиваем участников никакими требованиями, кроме терпимости и дружелюбия. Но будем пресекать любые попытки навязывать взгляды или использовать школу для ведения какой-либо агитации, выходящей за рамки сохранения народной культуры.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...