Золотое наследие: иконостасу Петропавловского собора исполняется триста лет

3 580

В Санкт-Петербурге устроят пресс-тур, посвященный 300-летию начала создания уникального памятника декоративного искусства петровской эпохи - иконостаса Петропавловского собора. Все три века шедевр существует в первозданном виде.

Пресс-тур начнется ровно в полдень 25 апреля в Музее истории Санкт-Петербурга. История одной из самых старых жемчужин Северной столицы начинается 21 марта 1722 по старому стилю, когда архитектор Доминико Трезини написал секретарю Петра I: «Также посылаю ныне до вашего превосходительства меру где быть иконостасу в святой церкви Петра и Павла». Через полмесяца, 7 апреля, Петр I дал указание зодчему Ивану Зарудному начать работу над иконостасом строящегося Петропавловского собора.

Золоченый резной иконостас Петропавловского собора в столице под руководством Ивана Зарудного творили резчики Трофим Иванов и Иван Телега. Его изготовили в Оружейной палате Кремля, по частям привезли в Санкт-Петербург и смонтировали в соборе. В итоге получилась почти двадцатиметровая конструкция. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, а на каркас пошла лиственница. С деревом мастера не ошиблись – все свои триста лет иконостас провел в первозданном виде. Только в 1866 году обветшавшие деревянные Царские врата заменили идентичными из бронзы, покрытой позолотой. Композицию выбрали, равняясь на западноевропейские барочные образцы, она значительно отличается от традиционных алтарных преград русских церквей XVI-XVII веков. Вместо сплошной стены ее центральная часть выполнена в виде величественной триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами. Сорок три иконы для киотов писались в течение трех лет в Санкт-Петербурге русскими художниками А. Меркурьевым (Поспеловым) и Ф. Артемьевым (Протопоповым).

Данный шедевр является типичным представителем парадного Петербурга. Его постоянно показывают гостям, в честь юбилея даже устраивают пресс-тур. К сожалению, в городе есть и непарадная часть, которая только ширится. Северная столица в последние годы уверенно приходит в упадок. Все больше исторических домов разваливается на глазах. И речь идет не об одном-двух зданиях, а местами о целых кварталах, как в Апраксином дворе. Несколько раз инвесторы готовы были реконструировать комплекс из полусотни домов в центре города. Существует несколько проектов реставрации объекта культурного наследия регионального значения для его современного использования, но ни один из них не был реализован. Инициативы не находили поддержки в Смольном, хотя инвесторы и приобретали статус стратегических. В результате за долгие годы без ремонта здания с длинной историей начали разрушаться. Борьба с этим велась разве что посредствам использования строительной сетки, которой покрывали фасады обветшавших корпусов. Не далек тот день, когда вся «Апрашка», где сегодня полно людей, ведь здесь самый крупный и «дикий» рынок в городе, будет окутана зелеными покрывалами. И подобная тенденция прослеживается во всем центре. Все чаще вместо лепнины и архитектурных изысков прохожие наблюдают строительную сетку и щербины штукатурки. Говоря о причинах «заруинивания», заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов заявляет:

Мы находимся на грани потери школы реставраторов, которая была создана в СССР после войны. На глазах последние профессиональные кадры уходят из жизни. У нас в Петербурге не осталось ни одного специализированного института, который бы профессионально занимался проблемами реставрации — всё уничтожено под ноль.

Так что дни, когда Зарудный с сотоварищами создавал произведения искусства на века, как в случае с иконостасом, безвозвратно ушли. Но не это самое печальное. Куда хуже, что Смольный ничего не делает, чтобы непарадный Петербург перестал разрастаться, как раковая опухоль.

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
  • И впрямь Санкт-Петербург един в двух лицах, и в компанию к роскошным Исаакию и Эрмитажу, ни мало не смутясь вписываются разваливающиеся Красный треугольник и Апрашка. Прям красавицы и чудовище.
  • Я так люблю этот город, но с каждым годом виду, как ему становится хуже и хуже. Да, иконостас замечательный, слов нет. Петропавловка, Спас на Крови, Казанский, Исаакий — всё это суперклассный Петербург, который любят туристы. Но вот Апрашка, дворы Васильевского острова, Конюшенное, Красный треугольник — вот эта та жуть, до которой никто из туристов не добирается, а мы видим каждый день. И вот стоит триста лет этот город, что-то сохраняется, а на что-то забивают.
  • Видать, духовное превыше материального… Хотя та же Апрашка – это часть культурного наследия. Причем, по сей день работающая по назначению. Чиновников даже не смущает банальная безопасность покупателей, не говоря уже о сохранении наследия или престиже городского центра.