Фольклор - О чем молчат детские игры?

0 3725


Феномен игры, как фактор развития ребенка, несёт под собой ряд внутренних конструктов крайне важных для исследования российского массового сознания, архетипов, фольклора и мифологии.

Игра - это часть традиционной культуры, отдельно созданное игровое пространство, со своими законами, принципами и ролями, во многом это пространство, выстраивает совершенно определенные конструкты, которые своей историко-мифологической памятью, порою восходят, чуть ли не к первобытному сознанию.

Но обо всем по порядку...

С самого раннего детства человек входит в пространство игры. Сначала это пальчиковые игры, игры, которые развивают мелкую моторику ребенка, знакомят его с функционалом собственного тела, окружающим миром и особенностями родного языка. Одной из таких игр будет любимая всеми игра "Ладушки".

Наибольшим интересом в ней пользуется текст, который используется для связки движений в ходе игры. Позволим себе, напомнить его содержание:

"Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки. Чего ели кашку? Кашку.

Чего пили? Бражку.

Чего на закуску? Хлеба да капустку.

Попили, поели, и полетели

Ой, люли, люли, Прилетели гули,

На голову сели, ох, улетели."

(Коллекция потешек из собрания фольклорного архива Нижегородского ГУ)

Каша или кутья/сочиво и брага - традиционно ритуальные блюда. "Ладошки" - архаичный ритуальный символ, жест. Рука в современной телесно-ориентированной психологии - средство, инструмент взаимодействия с миром. Откуда это? Из естественного, архаичного языка тела. Ладонью: машем при встрече, прощании; делаем жесты "внимание!" и "стоп!", с ладони кормим, даже незнакомой собаке демонстрируем ладонью: "Не бойся! Иди, поглажу!". В древности открытая ладонь означала: "нет оружия!". Наконец, ладонями мы гладим, ласкаем, обнимаем ребенка, даем ему базу для восприятия кнута и пряника.

Менее известна популярность сакральных ладонных жестов. Например, в Африке и Австралии есть архаичный обычай отпечатывать ладони на стенах пещер, ((сакральных мест)) . Такое обозначение себя, как носителя души, ее бессмертия, возрождения фиксируется еще с ветхозаветных времен, о чем свидетельствует в изображении богоматери в римских катакомбах, в особом виде, ладони и руки ее подняты вверх, ладони развернуты к молящему, символ такой носит название оранта, знаменуя собой, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

Ладонями касались (еще недавно!) русской печи в ритуале сватовства. Это архаизм, значение которого в большинстве утрачено. Отсюда и привязка к ладушкам, ладоням.

Итак, к кашке! Каша или кутья - не только "вообще" ритуальное, но - поминальное блюдо. Как и брага/мед, а ныне - водка. И сюда "вписывается" бабушка - предок, собственно поминаемый. Покойный. Но - свой, "бабушка добренька" - своя, предок, защитник, помощник. Соответственно играя в ладушки, мы знакомим ребенка со смертью и сакральным к нему отношением?

Ладушки у нас "летают" - конечно, и теперь на кладбищах принято рассыпать крошки и пшено. Кому? "Птичкам!" логически поразмыслив ответим мы сами себе. Но изначально это доверение зерна, как символа бессмертия природы, отдавалось душам. Птица - обитатель двух миров - неба и земли. Живет на грани миров, между мирами. Между небом - обителью ушедших из этого мира, и землей - миром живых. Это животное - посредник, точнее один из посредников-медиатров. Прилетели/навестили живущих/помянули/улетели... Все вполне логично.

И ладушки с этой точки зрения - своего рода архаичный букварь, первоначальные представления о мире, об обрядах. Возможно и первое участие малыша в поминальных обрядах.

Игра в "жмурки", "покойника", "прятки", так же не обходит вниманием вопроса главного палеолитического страха, страха смерти. Вообще сам факт игры в жмура-покойника, по идее должен, не только настораживать, но и вызывать в нашем сознании ряд вопросов.

Разберем пожалуй самую близкую нашему восприятию игру - прятки. Внутри игрового пространства, есть вполне огороженное пространство - спасения, именуемое "коном", там дети - "конаются" - принимают решение общинно, как правило, по жребию, выбирая "воду" - "водящего". Интересно как внутри этого пространства работает функционал игровых ролей. Есть жертвы, которых вода ищет, игрок принимающий на себя роль жертвы, не только укрывается (прячется), от воды, но и фактически боится стать обличенным, страх быть, осаленным кончается там, где его ладонь касается кона, как правило, чего-то твердого, что служит причиной обозначения души, ее бессмертия, спасения наконец, примерно та же параллель что и в случае с первой разобранной нами игрой "ладушки".

Весь этот игровой конструкт, сильно нам напоминает социальный уклад первобытно общинного строя, когда в условиях темноты и огромного количества в ней опасности - диких животных, духов, страхов, человек чувствовал себя под защитой, только в пространстве пещеры, родоплеменной общины. А тот, кто оставался последним, то есть не вернувшимся из рук тьмы, становился духом, злым ли? Добрым? Вопрос открыт. Но череда правил игры, оставалась прежней.

Мы с вами, в очередной раз сталкиваемся с многогранностью народной памяти, глубинными аспектами которые и по сей день существуют не только в народной традиции, но и в нас самих. Выходит все мы родом из палеолита?

Задержим внимание на этой мысли...

Продолжение следует...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...