• РЕГИСТРАЦИЯ

Славяне и арии: касты и их происхождение. Ч. II

2 3021


Прежде чем приступать к рассмотрению данной теории применительно к аланам и восточным славянам, необходимо обрисовать общую картину на общеиндоевропейском фоне. Начнём с того, что в праиндоевропейские времена, и в этом следует согласиться с О.Н. Трубачёвым, ничего подобного не существовало. Сословия и даже предсословия – это признаки достаточно развитого общества, общества с далеко зашедшим процессом общественного расслоения. Тем не менее, даже у германцев в начале нашей эры, судя по сведениям, сообщённым Тацитом, имело место общество ещё позднепервобытное. Рассматривая данную ситуацию и отмечая огромные заслуги Ж. Дюмезиля, нельзя не согласиться с выдающимся отечественным лингвистом в том, что распространение трёхчленности общества далеко вглубь тысячелетий «обращает на себя внимание отсутствием идеи эволюции» (1).

Имеют некоторое значение и иные аргументы против данной теории, высказанные О.Н. Трубачёвым. Изначально имели место не жрецы, а жрицы. Наиболее, пожалуй, «архаичные индоевропейцы», говорившие на анатолийских языках, в первую очередь, хетты, у которых, к примеру, миф ещё не оторвался от ритуала, о чём подробно писал В.Г. Ардзинба, не знали ничего подобного описанной выше трёхчленной организации общества (2). Общественное же развитие различных ветвей индоевропейцев могло идти с неодинаковой скоростью. Ещё с одним аргументом языковеда – существованием четвёртой общественной группы, т.е. ремесленников, которые выделяются ещё во времена неолитической революции (3), можно поспорить: третье сословие – это непосредственные производители, а не одни скотоводы, или же земледельцы и скотоводы в целом. Однако, если представить себе процесс динамически, то исчезают многие упрёки в адрес Ж. Дюмезиля. Изначально трёхфункциональность у индоевропейцев отсутствовала. Их лидеры совмещали в одном лице жрецов, полководцев, администраторов, судей и, изначально, непосредственных производителей - охотников, земледельцев и скотоводов. Данный синкретичный образ имеет немало общего с реконструируемым образом изначального восточнославянского родовладыки, носившего название кънязь, как его представлял, к примеру, А.Н. Афанасьев(4). Таким образом, снимается и тезис В.И. Абаева о всеобщности и естественности «трёх функций» Ж. Дюмезиля применительно ко всем народам, не обязательно говорящим на индоевропейских языках или испытавшим на себе серьёзное влияние индоевропейцев.

На самом деле ничего подобного в условиях классической первобытности быть просто не может. Параллельно находится ответ и ещё на один вопрос, отмеченный ещё самим Ж. Дюмезилем: почему у северокавказских народов, внесших свой вклад в живое развитие нартовского эпоса, не удержалась трёхфункциональность осетинского нартовского эпического общества? (5) Ответ на самом деле весьма прост и является ещё одной, причём довольно яркой иллюстрацией того вроде бы общеизвестного тезиса о том, что, в случае любого заимствования народ перенимает лишь то, что ему так или иначе близко, что он способен воспринять. Адыго-абхазские и иные народы Северного Кавказа, судя по всему, сохранили гораздо больше архаичных черт, чем аланы, потому арийская трёхфункциональность оказалась не настолько им близка, чтобы органично её усвоить. Рассмотрение же вопроса о трёхфункциональности у тюрок, поставленный В.И. Абаевым на примере сюжета о трёх дарах – стреле, писании и пастушеском посохе (6) – не входит в нашу задачу и нуждается в специальном рассмотрении специалистов-тюркологов.

Тем не менее, отрицать существование данного деления общества у самих ариев тоже нельзя, как нельзя обойти вопрос о происхождении самой трёхсословной общественной модели. Данная проблема чрезвычайно многоаспектна, полностью исчерпать её на современной стадии развития индоевропеистики надеяться нельзя. Тем не менее, собранных и сейчас фактов вполне достаточно для некоторых, хотя и предварительных выводов. Огромное значение имеет само число «три», игравшее особую роль в мифе и в культуре вообще. К примеру, судя по традиционным восточнославянским представлениям, три радости (или три угодья) дарует людям весна. В колядках Бог, Богородица или св. Юрий даруют три дара, три доли предназначаются герою от Бога, царя, пана и т.д. (7)

Три сословия древних племён подразумевали, хотя бы частично, и символику различных цветов. Само слово «варна» в санскрите, обозначавшее то или иное «сакрально обусловленное» сословие, обозначает «цвет». Цветовые различия, в конечном итоге, стали, по всей видимости, связывать с социальной классификацией (8). У индоевропейцев можно проследить следующую иерархию цветов: белый – цвет жречества, цвет древнеиндийских брахманов и древнекельтских друидов, менее почётный красный, цвет воинов-кшатриев, и третий цвет, который не имел чёткого обозначения. Часто это синий или же голубой – цвет более низких социальных рангов. Вспоминая древний хеттский обряд вызывания духов, можно отметить, что боги здесь выходят к жрецам-волшебникам по белой, красной и голубой дорогам. Существовали и иные варианты. Так, три рода богов в Древнем Риме были связаны с животными белой, чёрной и красной мастей (9). Однако, в русской культуре известны и иные варианты «трёхцветья» (например, упоминание в русском фольклорном тексте шёлка красного, зелёного и чёрного) (10). В цветовой же символике же болгарской свадьбы постоянно сочетаются белый и красный цвета (11).

Обращаясь же к восточнославянским историко-этнографическим свидетельствам, легко установить, что у этих народов довольно долго существовало ритуальное раскрашивание лица румянами и белилами, что было связано, по всей видимости, с обрядами перехода, т.е. посвящения (инициации). Белила, с семантической точки зрения, были связаны с серебром и месяцем, а румяна - с золотом и Солнцем. Смысл раскрашивания состоял в наделении девушки здоровьем и плодородием со стороны космических стихий. В старину выйти не набелённой и не нарумяненной было совершенно немыслимо. В конце XIX – начале XX вв. данное явление повсеместно исчезает, но в свадебном обряде, где традиции держались строже, раскрашивание белилами и румянами по-прежнему было необходимым условием для самой невесты и для её подруг. Последнее – ещё один аргумент для тезиса о древнем характере подобного обычая (12).

Теперь перейдем к рассмотрению сохранившихся свидетельств о реальных и чётко выделенных трёхфункциональных структурах у древних индоевропейцев. Как правило, в литературе отражено мнение, согласно которому три изначальные варны индоариев сложились до прихода последних в собственно индийские земли, а четвёртая варна – шудры («чёрные») – по своему происхождению связана с доарийским населением Индии, в основном, дравидоязычным, в меньшей степени, - говорившем на австроазиатских языках (13). Действительность же, судя по всему, была гораздо более сложной. Элементы «пра-шудр», по мнению, отражённому в новой литературе, начали формироваться ещё в очень отдалённые времена, возможно, даже в праарийский (общеарийский) период в степях Северного Причерноморья. Изначально шудры – не столько «чужаки», сколько «ритуально нечистые» (в то числе, и чужаки), а ритуально нечистыми вполне могли быть и изгнанные из рода преступники, и люди, просто связанные с обрядово нечистой деятельностью. Многие шудры – действительно выходцы из темнокожего населения Индии, но, видимо, далеко не все. Кроме того, часть дравидов и мунда, так или иначе, вошла в состав трёх варн «дваждырождённых» (14), иначе совершенно не понятен антропологический облик многих современных индийцев.

В ведический, особенно в ранневедический период истории не всегда соблюдались и запреты на браки между варнами. Даже гораздо позже эти правила вовсе не были так строги, как в Средневековье, лишь не рекомендовалось брать в жёны шудрянку, если сам жених принадлежал к «дваждырождённым». Лишь позднее «дваждырождённый», женившийся на шудрянке, становился изгоем. Индийский автор Р.Б. Пандей, высказывавший данное мнение, ссылается на тот бесспорный факт, что некоторые уважаемые ведические персонажи, упомянутые в первой мандале «Ригведы», имели своими матерями рабынь или шудрянок (15). Видимо, на заре истории Индии это никого не шокировало, не было и редкостью. Противоположное мнение высказывал А.А. Вигасин: «Само существование сословно-кастовых групп в ведийский период не позволяет сомневаться в наличии реальных препятствий для межкастовых браков» (16). Но примеры «Ригведы», как мы видимо, бесспорно показывают иное.

Запреты на брак, видимо, даже на несколько столетий позже, всё же имели, скорее, характер идеальной нормы с нередкими исключениями, а не скрупулёзно применяемого правила. Данный частный вопрос подводит нас к группе проблем, связанных со становлением самого варно-кастового строя в Индии и борьбе вокруг него, в том числе и в сфере идеологии, носившей в те времена, разумеется, религиозно-мифологическое наполнение. «Появление» данного социального явления не было и не могло быть одномоментным, его нельзя и «уложить» в относительно небольшой промежуток времени. Упрекая, пусть и справедливо, самого Ж. Дюмезиля в статичности и универсальности нарисованной им картины, критики его теории сами порой не учитывают совершенно естественной противоречивости и мозаичности картины древнеиндийской, да и древнеиранской или древнетуранской жизни, как она рисуется нам источниками. В первую очередь, это относится к И.М. Дьяконову. Упрекая Ж. Дюмезиля в различных неточностях и натяжках, нередко – отдадим ему должное – упрекая справедливо (17), данный автор, в основном, фактически «упрекает» сам исторический материал – неизбежно разностадиальный или имеющий узколокальные черты. Трёхфункциональность индоарийского общества бесспорна, но вся древнеиндийская культура полна ещё живых черт становления этой системы и борьбы вокруг неё различных социальных и этнических групп. Высшие боги индоариев, да и других индоевропейских народов, где исследуемая система бесспорно имела место, не потому с большим трудом «укладываются» в «три функции», что Ж. Дюмезиль или его последователи ошибаются в самом главном, а потому, что многие черты данных божеств гораздо древнее самой этой системы, явно не существовавшей в праиндоевропейские времена. Сам французский исследователь не акцентировал на этом должного внимания, картина, нарисованная им, действительно во многом статична, но на этом основании нельзя делать вывод о том, что она неверна в целом.

Приведём несколько конкретных примеров того, какая борьба происходила вокруг варно-кастовой системы в самой Индии. Во-первых, правители с трудом отказывались от претензий на прерогативы верховного жреца. Во-вторых, сами брахманы едва ли не с таким же трудом отказывались от военных прерогатив. Даже через несколько столетий после складывания ведийского канона ещё существовали военные отряды, состоявшие из брахманов.

Подобные примеры связаны с изживанием гораздо более древнего синкретичного образа лидера – жреца и воина в одном лице. Поэтому, добавим попутно, постулирование у радимичей, кельтов, лютичей и ранов касты (sic!) жрецов, о чём пишет Е.А. Шинаков (18), совершенно невероятно. Обращаясь теперь к древнеанглийскому материалу, следует отметить, что запрет носить оружие, известный здесь относительно жрецов (19), - стадиально более позднее явление, чем рассмотренные выше древнеиндийские примеры.

Второй упрёк И.М. Дьяконову – недооценка им иных, неиндийских фактов, свидетельствующих в пользу теории Ж. Дюмезиля. В первую очередь, мы имеем в виду собственно иранский материал. Он не настолько яркий, как индийский, но отбрасывать его тоже нельзя. Так, известно о четырёх сословиях сасанидского Ирана. Подобное деление идёт с очень отдалённых эпох, хотя и оформляется окончательно лишь ко времени правления шаханшаха Хосрова I Ануширвана (Справедливого) (20). Но оно сменило явно более древнее деление не на четыре, а на три сословия. При правлении той же династии – последней, стремившейся во многих сферах общественной и религиозной жизни продолжать традиции далёкой древности, – существовало три официальных огня, которые покровительствовали трём основным сословиям – Фарнбаг, Гуснасп и Бюрджин-Митр. Об этом неоспоримо свидетельствует, к примеру, такой пехлевийский источник, как «Книга деяний Арташира, сына Папака» - основателя династии Сасанидов: «Ādur-Farrōbāy dēn dānāgīh ī men-mardān ud moγmardān ud Ādur-Gušnasp artēštār ud spahbedān ud Ādur-Burzēn-mihr wāstriyōšān ud warzkardārān ī gēnāh» (21). Данный документ, правда, отражает реалии и лексику не III, а VI в., т.е. реалии и лексику времён правления шаханшаха Хосрова I. Впрочем, этот правитель ввёл в употребление учёную авестийскую терминологию, т.е., иными словами, архаизировал его лексику (22). Отзвук подобных реалий сохраняет и «Письмо Тансара», где наследника избирают представители всех вышеперечисленных сословий, пусть и в качестве статистов (23).

Подобное социальное деление явно архаичнее, чем даже деление в гораздо более раннем, в хронологическом отношении, древнеиндийском обществе. Здесь были возможны смешанные браки, при определённых обстоятельствах был возможен переход из сословия в сословие, сасанидский шаханшах был и верховным жрецом сначала богини Анахиты, а затем – и Ахурамазды. Судя по иным источникам, ситуация здесь относительно мало изменилась в течение довольно длительного времени, по крайней мере, как идеальный вариант. Так, согласно «Бундахишну», у Заратуштры – три сына: жрец, воин и хозяйственник (24), что воспроизводит ту же самую модель общественного устройства. В надписи Дария I упоминаются три бедствия для страны – враждебное войско, неурожай и Drauga, букв. ´Ложь´. Это также имеет самое непосредственное отношение к разбиравшемуся выше делению древнеиранского и иранского раннесредневекового общества: вражеское войско должно быть нейтрализовано сословием воинов, неурожай - непосредственными производителями, а Drauga – жрецами. Последнее понятие лучше перевести как ´Вселенская Ложь´, противоположность Aša, т.е. «Арте». О том, какой зловещий оттенок придавался иранцами Drauga, можно понять, используя иной индоевропейский лексический материал. Так, в древнеисландском языке draugr – ходячий мертвец, встающий из могилы, чтобы вредить живым, порой частично разложившийся (25).

Наконец, Хаома, обожествлённый в более поздних частях «Авесты», вопреки проклятиям самого Заратуштры, дарит великоколесничным героям силу и мощь (2-я функция), женщинам – великолепное, блистательное потомство (3-я функция), а знатокам священных текстов – вдохновение и озарение (1-я функция). Сообщение о жертвах пучине при переправе через Геллеспонт, принесённых древнеперсидским царём Ксерксом, также содержит, по резонному мнению В.И. Абаева, следы тех же самых представлений. По свидетельству Геродота, персы тогда принесли в жертву чашу, золотой кувшин и акинак. Чаша в общеиранской, в том числе и аланской традиции, - принадлежность жречества (вспомним чашу Уацамонга или Нартамонга у нартов). Акинак – знак воинов-профессионалов. Золотой же кувшин – явно «кувшин изобилия», соответствующий третьей функции (26). 


1. Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 1991. С. 61

2. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982

3. Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. С. 61-62, 144

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу в 3-х тт. Т. II. М., 1994. С. 51-55

5. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1977. С. 178, 183, 186

6. Абаев В.И. Избр. труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. С. 425-426

7. Агапкина Т.А. К проблеме вариативности обрядового фольклора// Традиции русского фольклора/ Под ред. В.П. Аникина. М., 1986. С. 183-185

8. Иванов Вяч.Вс. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии// Ранние формы искусства: Сб. ст./ Сост. С.Ю. Неклюдов, отв. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1972. С. 110

9. Иванов Вяч. Вс. Цветовая символика… С. 166

10. Поэзия крестьянских праздников/ Вступ. ст., составление, подг. текста и примечания И.И. Земцовского. Общ. ред. В.Г. Базанова. Л., 1970. № 479

11. Николова В. «Сладкая ракия» в болгарской свадьбе// Славяноведение. 2000. № 6. С. 29

12. Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С. 83-85

13. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1990. С. 121; Павленко Ю.В. Человек и власть на Востоке// Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти/ Отв. ред. Н.А. Иванов. М., 1993. С. 45

14. Вигасин А.А. Комментарии// Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1990. С. 253

15. Пандей Р.Б. Указ. соч. С. 156-159

16. Вигасин А.А. Комментарии. С. 269

17. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С. 116-118

18. Шинаков Е.А. Племена Восточной Европы накануне и в процессе образования Древнерусского государства// Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год. Предпосылки и пути образования Древнерусского государства/ Отв. ред. сер. Е.А. Мельникова. М., 2012. С. 50

19. Глебов А.Г. Англия в раннее средневековье. Воронеж, 1998. С. 67

20. Дьяконов И.М. Указ. соч. С. 116-117; Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. С. 297, 314

21. Книга деяний Арташира сына Папака/ Транскрипция текста, пер. со среднеперс., введ, коммент. и глоссарий О.М. Чунаковой. М., 1987. С. 39

22. Чунакова О.М. Введение// Там же. С. 13; Кузнецов В.С. Йездигерд III// ВИ. 2001. № 6. С. 50

23. Луконин В.Г. Иран в III веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. М., 1979. С. 63, 64

24. Абаев В.И. Избр. труды. С. 425

25. Там же. С. 427; Гуревич А.Я. История – нескончаемый спор. М., 2005. С. 163

26. Абаев В.И. Избр. труды. С. 424


"Чё ле делай, даром не живи!"

Охлобыстин объяснил, откуда знаменитости взяли моду называть россиян быдлом

Известный российский актер Иван Охлобыстин рассказал, откуда, по его мнению, у знаменитостей взялась тенденция непочтительно отзываться о простых россиянах.После многократно прокативших...

Единая методичка о "конституционном перевороте Путина"
  • sntdpni
  • 19 января 16:59
  • В топе

Ну, вот, период деморализации, разброда, шатаний и полного замешательства в рядах "людей с прекрасными лицами" счастливо завершился! Единая методичка доведена до всех-всех-всех борцов з...

Мы наш, мы новый мир построим

Как одно мгновение прошли все новогодние праздники от встречи Нового года до Крещения, но в тоже время - от поедания тазика салата оливье под взрывы фейерверков до купания в проруби - п...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

    Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнен...
    2161

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    2416

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    2709

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    6360

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    2377

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2750

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    2603

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    2900

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    3931

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    2188

    Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

    Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сей...
    3431

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    2640

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    2809

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    3493

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

    Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались...
    3065

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    3340

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    5741

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    13158

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    6438

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    14110
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика