Фольклор. - О чем пели наши предки? - Часть I — Колыбельные.

1 6652


Музыкальная культура, песенный фольклор, семантика и прагматика текста внутри традиционной песни, во многом способствовала формированию этнокультурных базисов существовавших внутри народа, его традиционализму, крепости мысли и нраву.

Сегодня когда песенный фольклор проходит фазу временного затухания, хотелось бы откровенно и трепетно поговорить с Вами, уважаемые читатели, о том, что же такое все таки, традиционная песня, как она применялась, в чем ее важность, и почему она была так необходима русскому человеку на протяжении многих веков. Чего увы не сказать о нашем с Вами, времени..

Традиционное пение сопровождая человека от колыбели до самой гробовой доски, на деле менее всего увеселяла душу во времена праздников, гульбищ, вечеринуш, главной задачей песни было сохранение обрядности, попытка пережить стрессы, выплеснуть или заранее пережить беды и горести, совершить необходимые обрядовые действа.

Первым песенным жанром с которым сталкивался маленький человек- была колыбельная песня. Огромная масса архаичных текстов колыбельных, сводилась к двум принципам, либо колыбельная выступала врачевателем-сна, служила средством для успокоения ребенка, или же напротив становилась магико-ритуальным действом, где по сюжету песни ребенка либо поедали, либо он переживал смерти близких родственников, в частности родителей.

Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребенку особую «личную» песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, «оканья», «баюшки», «баюкальные песни» или просто «байки» - оказываются первыми музыкальными впечатлениями ребенка.

Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слышал нежные добрые мамины песни.

Колыбельные песни, это лучшее, что создала и сохранила до настоящего времени традиционная педагогика за свою многовековую историю. Тексты колыбельных охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами и влиянием на эти сферы в жизни человека.

Традиционные колыбельные русского народа долгое время не удостаивались серьезных исследований.

Само слово «колыбельная» происходит от слова «колебать», качать, укачивать. Однако сюжеты колыбельных песен не так просты, как кажется на первый неискушенный взгляд. Помимо этого, очевидного, назначения, колыбельная имеет свойства заклинания. Так же они имели обережное значение для ребенка. Таким образом, в них зачастую скрыт глубокий символизм, имеющий как христианское, так и языческое происхождение.

Народные песни для маленьких детей имеют очень широкий спектр сюжетов — бытовые, песни, в которых фигурируют животные, колыбельные-пожелания, колыбельные-заклинания призывающие добрых духов или ангелов и отгоняющие злых. В первых строчках русских народных колыбельных обычно пропевается имя младенца — для кого поется именная колыбельная.

Ай, люли-люли-люли,

Прилетели журавли,

Прилетели журавли –

Сказку Маше принесли.

По версии некоторых исследователей, наши предки воспринимали сон, как временный отход в мир иной, поэтому во многих колыбельных присутствует мотив края, т.е. Перехода из одного мира в другой: «Сидит ворон на краю», «не ложися на краю», «Живет мельник на краю» и т.д.

Но в большей степени колыбельная песня служила воспитательным целям: раньше не использовали никаких специальных педагогических приемов, и нотаций тоже особо не читали. Развивали и воспитывали ребенка песня и игра. Постепенно, с каждой песней по возрасту, родители готовили своих детей к жизни в обществе.

«Край» – это вообще граница, черта, за которую переступать не стоит. Граница добра и зла, граница личного пространства – своей люльки, своего дома, своего двора, деревни. Это мир, который защищал ребенка и давал представление об устройстве и быте своей семьи и народа.

Главные сюжеты традиционных русских колыбельных

О.И. Капица условно делит колыбельные на три группы:

-песни, описывающие мир матери — в эту группу входят песни-пожелания, песни, описывающие будущую жизнь ребёнка;

-песни мира ребёнка, в неё входят песни о животных, подарках, песни-пугания.

Можно допустить, что в качестве колыбельных исполнялись и песни, не имеющие изначально такого предназначения. Рассмотрим основные сюжеты колыбельных русских народных песен.

В традиционных колыбельных часто упоминаются животные, которым приписывалась связь с потусторонним миром — кошка(кот), имеющая связь с домовым и другими духами и защищающая от них дом, голубь, символизировавший душу человека, заяц, ворон, волк.

А котики серые,

А хвостики белые,

По улицам бегали,

По улицам бегали,

Сон да дрему собирали

Вы коты, коты, коты,

У вас желтые хвосты.

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

* * *

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную,

Во серебряную,

Разрисованную,

Ворон, ворон, не дуди,

Нашу крошку не буди.

* * *

Баю — баю — баюшки,

Да прискакали заюшки

Люли — люли — люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать.

Так же часты упоминания мифических существ, как злых, так и добрых — злая бука, добрые сон и дрёма. Соответственно, колыбельные пелись, чтобы отогнать злых и призвать добрых.

Колыбельные также несли в себе описание мира во всех его аспектах от высших до бытовых, земных.

Есть среди колыбельных и такие, которые, на взгляд современного человека, звучат кощунственно. Некоторые «исследователи» считают, что такие колыбельные пелись «лишним», нежеланным детям. Но на самом деле это не так. Такие песни пелись именно с целью «обмануть смерть», ибо она по поверьям она приходит скорее туда, где её боятся, и не хочет приходить туда, где её ждут. Пример такой колыбельной:

Седни Ванюшка помрет,

Завтра похороны,

Будем Ваню хоронить.

В большой колокол звонить

Безусловно, с помощью колыбельных формировалось общее мировоззрение ребенка, его отношения с окружающим миром, принадлежность к русской традиции и культуре. 

Колыбельные песни, это лучшее, что создала и сохранила до настоящего времени традиционная педагогика за свою многовековую историю. Тексты колыбельных охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека - природой (тексты про животных и птиц: «кису», волчка; «голубы», «гули»); семьей, общиной (барин) и др. Дабы укрепить свои слова в правде достаточно обратится к текстам самих колыбелен.

Особую тему представляли так называемые «смертные байки» – колыбельные с пожеланием ребенку смерти: 

Бай, да побай, хоть сейчас помирай, 

На погост тебя снесем и земелькой затрясем… 

Объяснения им пытались найти самые разные. В основном выделялись две причины их возникновения: 

1) Первая - тяжелые условия жизни, при которых лишний рот воспринимался как обуза, и измученная мать желала ребенку быстрее умереть, чтоб ее не мучить. Эта точка зрения характерна для советской фольклористики (так считали О.И.Капица, Н.И.Гаген-Торн, Г.Г.Шаповалова, Э.В.Померанцева).  

2) Существует еще один вариант подхода к такого рода текстам: в них видят магический смысл. Мать стремилась «обмануть» болезни и смерть, угрожающие ее ребенку. Такие колыбельные наделяются охранительной функцией. Сон приходит и приносится из того света и практически тождествен смерти, ребенку желают смерти, отправляя его на тот свет и ожидая возвращения-пробуждения. Смертные колыбельные – такое же рядовое явление, как и приглашение кота качать ребенка, и они могут соседствовать с пожеланиями младенцу роста, здоровья и счастливой жизни. Смертные колыбельные как бы не имели адресата, к ребенку не обращались по имени, и, вероятнее всего, пожелания смерти относились к «двойнику» ребенка, к «буке», который заставлял младенца беспричинно плакать и кричать, не желая покидать насиженное место. Буку в колыбельных прогоняют, посылают «под сарай», где раньше «хоронили» послед. 

3) Третья точка зрения принадлежит М.Н.Мельникову, который считает, что песни с такой тематикой – шуточные и в них «зримо игровое начало, юмористическая направленность».

Воплощением сна в колыбельных песнях являются такие персонажи, как сон, дрема, угомон, упокой. Приносящими же сон представлены некоторые животные персонажи. Сон и Дрема появляются в колыбельных песнях, как правило, вместе. Они ходят, бродят, разговаривают, ссорятся, укладывают ребенка спать. Они “осознают” свою задачу усыпить ребенка, и основной мотив, с ними связанный, – это поиски его колыбели. Часто Сон и Дрема сами выражают желание спать. Тогда их образы достаточно автономны от образа ребенка. Они ищут колыбель, чтобы уснуть самим: 

Сон ходит по сеням, 

дрема по теремам… 

Ищет сон колыбели себе... 

Образы сна действуют «осознанно», по собственной инициативе. Но часто они призываются исполнителем к младенцу. Тогда песня содержит обращение-призыв. Такие тексты сближаются по смыслу и структуре с заговорами: “Сон да дрема накатись на глаза...” 

В отличие от образов Сна и Дремы, персонификация Угомона и Упокоя носит не столь определенный характер. Их призывают к ребенку как самостоятельно действующих персонажей 

Бай, бай, спи, усни, 

Да угомон тебя возьми. 

Не встречается примеров их олицетворения и наделения столь подробными, как у Сна и Дремы, человеческими чертами. 

Колыбельная песня была рассчитана и на свойства памяти младенца, который еще не способен к прочному запоминанию звуковой (словесной) информации. Отсюда и различного рода повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов, цепочек слов в одной колыбельной: 

Ай, люли, люленьки, 

Прилетели гуленьки. 

Сели гули на кровать, 

Стали гули ворковать. 

Стали гули ворковать. 

Стал мой Юра засыпать. 

Голуби – персонажи, тоже несущие ребенку сон, усыпляющие его, своим воркованием: 

Люлюки, люльки, 

Налетели гульки, 

Байки, байки, 

Набежали бальки, 

Станут гульки ворковать, 

Станет Саша засыпать. 

Образы голубя и ребенка в колыбельных песнях оказываются тождественны, что обусловлено представлениями в традиционной культуре о ребенке и о его появлении на свет. 

В фольклорно-мифологических представлениях рождение ребенка отождествляется с переходом из одного мира в другой, из иного в этот, наш. Но факт родов не означает простое перемещение существа. Новорожденный не считается просто ребенком до тех пор, пока над ним не совершен ряд ритуальных действий, основной смысл которых состоит в том, чтобы «превратить» его в человека. Эти ритуальные действия начинаются с обрезания пуповины и отделением тем самым от тела матери и продолжаются обмыванием как обрядовым очищением, одеванием, наречением имени, крещением и празднованием рождения, укладыванием в колыбель, ритуалами, сопровождающими и оформляющими начало самостоятельного хождения, говорения, прорезывания зубов, отлучение от груди. Все эти особенности положения ребенка в человеческом коллективе, отношение к нему необходимо учитывать при анализе колыбельных, в которых образ ребенка является центральным, а ситуация исполнения рассматривает его как объект воздействия со стороны исполнителя и со стороны потусторонних сил одновременно.

Продолжение следует...


Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить