Фольклор. - Обрядовое ряженье. - Часть II. -Традиционные бесчинства Русской Свадьбы.

0 5335

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы продолжаем знакомить Вас, с особой частью традиционной культуры русского народа - обрядовым ряженьем. Сегодня хотелось бы поговорить с вами, о традиционных бесчинствах, которые свершались, как правило на втором дне свадьбы, итак, традиционный обрядовый глум, или как играли свадьбу "наоборот"...

 Второй день - форменное безобразие и веселье. В этот день гуляли только взрослые гости - нечего молодежи делать на родительской свадьбе. А именно в этом ключе и проводилось свадебное воскресенье.

На пороге гостей встречали ряженые: цыгане, "дохтура", "гиниколух" (это был поздний персонаж) и прочие размалеванные и веселые личности. Каждому пришедшему подносилась рюмочка для лечения. В качестве зарабатывания денег чаще всего использовали катание: двое ряженых брали рядно (ткань) за края, гостя сажали в эту люльку и катали. За это требовалось заплатить. Все деньги шли в фонд родительской свадьбы. Проще говоря, в этот день главными героями гуляний выступали родители жениха и невесты, которых как бы женили заново.

После того как подтянулись основные гости, родителям начинали мыть ноги. Этим занимались сами гости, которые и платили за такую честь. На самом деле все это более похоже на веселый фарс.

Потом родители танцевали "чоботочки" (пляшут кто во что горазд, а гости за это им под ноги бросают деньги). В общем, все в общий котел.

Потом ряженые ехали за обновками на базар. На собранные деньги закупались вещи для родителей - от трусов до шапки. При этом особым шиком для ряженых всегда было что-то украсть. И почти всегда получалось.

Приехав с обновками домой, предстояло переодеть родителей в новое для новой жизни, но перед этим… выкупать. Ряженые сажали родителей в тачку и с гиканьем и песнями везли к ближайшему водоему. Чаще к луже. Там их попросту вываливали из возка в воду и "помогали помыться". "Вымытых" родителей везли домой - переодевать. Этот глумливый процесс и объясняет отсутствие молодежи на втором дне свадьбы.

Немаловажной частью в свадебной церемонии было "забивание кола". Когда в семье женился последний сын или выходила замуж младшая дочь, перед воротами дома забивался символичный кол. Таким образом родители хотели уберечь семьи от разводов.

Обращает на себя внимание и факт ряжения в войлочные маски и вывернутые овчинные шубы. Маска позволяла участнику представления скрыть свое человеческое начало и быть инкарнированными в образ первопредка. Получалось своеобразное совмещение в одном лице ряженого и объекта ряжения, что создавало условную символику, в основе которой лежала магия подобия. Установлено также, что шерсть (шкура) и одежда из нее являются у многих народов символом благополучия, обильного урожая и плодородия в целом, заменяющими живые жертвенные существа. При помощи этих важнейших атрибутов ряжения происходила временная инкарнация ряженого в тотем, в предка. Такой непосредственный контакт с целью войти в особые отношения, заручиться поддержкой и обеспечить благополучие определял сущность обрядового ряжения.

Одежда ряженых выполняет уже названную функцию «антиповедения», когда одеждой становились вещи, непригодные для одеяний по своему размеру, качеству, родовой принадлежности.

1. Одевались кто как, в любую одежду:

«На Старый Новый год вечером собираются девочки и ребята, те, которые постарше, с 14 лет, кому уже, позволяли ходить на улицу. Вот они одевались, кто во что горазд, колядовали».

2. Надевали вещи не своих размеров, например, дети - взрослых:

«На Рождество дети собирались небольшими группами и ходили колядовать. Они для смеху одевали родительские шубы, большие шапки. Мальчишки помазывались сапухой, девочки красились. Заходили они в каждый двор с пожеланиями счастья, богатства, хорошего урожая летом».

3. Надевали вещи не своего рода, например, женщины одевались в мужчин и наоборот: «Взрослые ходили ряжеными на Святки: рядились в вывернутые шубы, бабы - в мужиков, мужики - в баб. Дети не рядились».

«Рано утром на Рождество ходили по домам и христославили. При этом одевались в широкие юбки, женщины переодевались в мужчин и наоборот. Христославили в доме перед иконой: «Нынче Бог родился...» Хозяева обязаны были дать тем, кто христославил деньги, блинцы, конфеты».

Из этого приведенного примера видно, что рядились даже утром на Рождество, когда ходили христославить.

4. Одевались в вывернутую наизнанку одежду, мехом наружу:

«В Новый год с утра парни и девушки собирались улицей и шли на «щедровку», значит - поздравлять с Новым годом. Щедровщики наряжались в праздничные одежды. Парни были в вывернутых наизнанку полушубках, валенках, а девушки надевали юбки с широкими лентами, казачки, полушубки, разноцветные шали на голову. Лица раскрашивали сажей и красной краской»

5. Делали из конского волоса усы:

«На Святки водили танки, катались на салазках с яра. Пели щедровку: «Щедрики - ведрики, дайте вареники». Ходили ряженые. Наряжались в конский волос, приклеивали усы»

6. Зимой обували лапти, делали головной убор из соломы:

«Наряжались в вывороченные шубы, соломой обвёртывают голову, одевают лапти и ходят по домам».

По мнению Г.В. Лобковой солома в качестве головного убора неслучайно фигурирует в ряженье: «Солома как атрибут святочных обрядовых действий подчеркивает общность отмеченных персонажей с мифологическими представлениями о духах, населяющих житные поля, овины, амбары и т. д. Связь обнаруживается и при сопоставлении с деталями и образным строем пожиналь-ных обрядов».

Не только внешний облик, но и поступки ряженых можно было отнести к «антиповедению». Например: «В первый день Нового года ходили компаниями по домам ряженые с песнями и шутками. Они поздравляли хозяев, желали благополучия и счастья, пели колядки. Часто в шутку обменивали ворота у дворов, угоняли телеги, а днем их искали».

4. К весенне - летнему периоду (Юрьеву дню, Вознесению, Троице, Ивану Купале) приурочены обряды вождения ряженого, главным элементом наряда которого служила зелень -- ветки деревьев, цветы, венки. Особенностью их было участие одного (реже -- двух) главного ряженого, которого вели остальные участники процессии. Такими персонажами, полностью скрытыми под зеленым нарядом или имевшими лишь венок на голове (как единственный знак ряжения), были у восточных славян «Куст», «Тополя», «Весна», «Русалка»; у западных славян -- «Троицкий король» или «Король и королева»; у южных -- «Зеленый Юрий», «додолы», «пеперуды». Этих ряженых водили по дворам (в дома они обычно не заходили), либо с ними шествовали по селу, выходили за границу села, обходили вокруг полей. Центральный персонаж двигался первым или его вели под руки сопровождающие. Лицо было закрыто платком, волосами, зеленью венка, высокой конусообразной корзиной, густо утыканной ветками. Хозяева старались щедро одарить ряженого, облить его водой, потанцевать с ним для обеспечения себе хорошего урожая.

В завершение свадьбы, а также во многих обрядовых играх устраивалось пародийное венчание ряженых «жениха» и «невесты» с участием «попа», «дьяка», «родителей новобрачных» и других персонажей.

5. Женщины часто рядились в мужчин, мужчины - в женщин. Старались, чтобы их не узнали: лицо закрывали маской из бумаги либо мазали сажей или свеклой, рисовали усы, приделывали бороды. Изменяли голос - брали в рот пуговку или копейку, «чтобы язык был шепелятый» или молчали.

Одевались «всяким манером»: надевали решето на голову, подвязывали его - получалось, как большая голова в шляпе. Ряженые приходили и на молодежные гулянья («вечера»), где также плясали, шутили или пугали, разыгрывали сцены. Среди способов Ряжения этих персонажей часто упоминается чернение лица сажей, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, ношение необычных остроконечных шапок, обкручивание соломой рук и ног, чтобы сделать их толстыми и кривыми; навешивание на костюм старых веников, лаптей, колокольчиков и т. п. Нередко ряженые старались подчеркнуть особенно устрашающие черты своей внешности -- закутывались в белое полотно, вставали на ходули, приделывали длинные зубы из репы. Носили на голове тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой.

Часто рядились в кожух, вывернутый шерстью наружу. Так рядили в разных местах «козу», «медведя», «вожака», который водил их на поводке; «мехоношу» - участника колядной группы, который носил собираемые по домам продукты; «святого Николая». Например, в Московской обл. нарядившийся «курицей» или «журавлем» ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, в руках держал кочергу наподобие клюва.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженный «покойником»: его одевали в белое, натирали лицо мукой, вставляли в рот торчащие зубы из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову «козы», «кобылы», «тура»; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по хате, махали хвостом и т. п. Иногда двое участников составляли одну фигуру «коня» и вместе подражали поведению животного. Следует обратить внимание на такую характерную деталь, отмечаемую этнографами, что ряженые изменяют свой природный голос, при обращении к хозяевам дома. Это фиксировалось и в обходах русских ряженых, которые "сообразно принятым на себя личинам, говорят не своим голосом".

Интересно также, что в некоторых вариантах обряда в состав ряженых включалась молчаливая фигура, которой нельзя было произносить ни слова.

В традиционных вариантах обходов часто отмечался обычай одного из ряженых возить на санях во время колядования

Иногда это был "мехоноша". В Петербургской губ. молодежь возила на санках "старуху" с кошелем за спиной; ее подвозили к каждому дому, под окном она запевала, остальные подхватывали пение. Лицо раскрашивали:

1. Краской, карандашом

2. Свеклой, морковкой

3. Сажей, золой

4. Мелом

«Наряжались в разные маски, мазались «сапухой» (золой), разукрашивались мелом, толкли дурман-траву и зелёным по белому мазали, наряжались в тряпки».

6. Широко распространены были разнообразные зооморфные маски: «медведь», «волк», «корова», «конь», «гусак», «петух», «куран» (индюк), «жоров» (журавль). Чаще всего для ряженья использовали вывернутые шубы - «хохлатые» (лохматые). «Медведя» в вывернутой шубе привозили лежащим на санях.

Маска как важнейший элемент театрализованных празднеств возникла намного раньше этих зрелищных представлений. Первоначальная функция маски и связанных с ней всех известных способов маскировки (ряжения) сводится к стремлению преобразить себя, перевоплотиться в иное существо, создав при этом конкретный образ.

В подобном понимании маска представляет сложный и многозначительный элемент традиционно-бытовой культуры. Она связана с переходами и метаморфозами, искусственными нарушениями существующих границ и норм в обществе. «В маске,- по словам М. М. Бахтина, - воплощено игровое начало жизни, в основе ее лежит совсем особое взаимоотношение действительности и образа, характерное для древнейших обрядово-зрелищных форм»

Трактовка маски как памятника изобразительной деятельности человека наиболее точно передает ее функциональные свойства. Учитывая, что традиционные маски фактически уже исчезли из быта, описание их, как правило, основано на информации представителей старшего поколения и литературных источниках. Маски изготовлялись кустарным способом из подручных материалов, в первую очередь, из войлока черного , коричневого и серого цветов, а также из остатков выделанных шкур домашних животных: козла, бычка, теленка или барана. Она, как правило, напоминала головной убор шлемовидной формы, который целиком закрывал не только лицо, но и всю голову до плеч, хотя другая разновидность масок закрывала только лицевую часть головы. Маска имела отверстия для рта, глаз, носа. Глазницы и отверстие для рта нарочито подчеркивались, для чего их обшивали лоскутами яркой, чаще всего красной материи. Обычно маски не имели волосяной бороды, так как в самом покрое личины нижняя ее часть напоминала бороду, зато всегда отделывались пышными усами из шерсти или конского волоса. В облике маски часто улавливались зооморфные черты в виде небольших рожек.

Наиболее широко маска и обрядовое ряжение известны на праздниках новогоднего цикла, связанных с периодом зимнего солнцестояния и поворота солнца «на лето» - момента, важнейшего в жизни земледельца, открывающего сельскохозяйственный сезон.

Характерными для колядования являются рождественские маски, участвующие в группах колядующих. В качестве наиболее распространенных масок можно выделить "козу", "медведя", "буку", рядились также "Бабой-Ягой" и "дорожными людьми": "у буки лицо в саже, голова с рогами, уши обвернуты лохмотьями, руки из соломы, ноги толстые и кривые, тело обвивалось чем-нибудь косматым. "Коза" - в вывороченном тулупе."Баба-Яга" ехала в ступе с костяными ногами, помелом заметала своё след. "Дорожные люди" ходили с палкою в руке, в лаптях и дорожном кафтане. Лица имели подкрашенные; иные из них разыгрывали калек с поддельными горбами, привязав к спине решето или короб; иные были с кривыми, уродливыми ногами. Их расспрашивали, откуда они идут, что где слышно, куда направляются.

Маска козы могла быть представлена и в другом варианте , на палке. Голова колядующего пряталась под тулупом. Необходимым элементом облика ряженого была маска (личина, харя, рожа). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха, льняной кудели, пучков непряденой шерсти, ткани, кружева. На маске с помощью краски часто изображались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины дополнялись длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии маски лицо ряженого мазали сажей, мелом, мукой, раскрашивали краской. Головы животных делались из соломы, коры, выдолбленного дерева, льна и насаживались на длинную палку. Ряженые несли их в руке и закрывали ими лицо, измазанное сажей, мукой, завешенное тряпкой. Маски, как правило, изготавливали к конкретному дню, а затем выбрасывали и лишь в редких случаях сохраняли до следующего праздника.

В обряде ряжения присутствуют, причудливо переплетаясь, элементы аграрной обрядности со сценами народной бытовой драмы, традиционные христианские мотивы с отголосками площадного театра, уличного карнавала, древних вакхических увеселений.   

Колядование - один из наиболее древних и наиболее широко распространенных святочных обрядов Европы. Удивительное сходство святочных обычаев народов современной Европы заставляет предположить, что не только сходство их древних верований легло в их основу, но общее древнее культурное влияние, распространявшееся разновременно, и оставившее свои черты в новых обрядах. Вероятнее всего европейские святочные традиции формировались под влиянием дохристианских греко-римских верований и традиций, которые в конце концов и легли в основу святочных христианских обрядов. 

Продолжение следует...


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...