• РЕГИСТРАЦИЯ
Судьба Русов
18 февраля 13:59 2211 1 18.07

Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XI

18+

Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.

И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…

Но – обо всём по порядку.

Отметим особо, что верность клятве и слову всячески превозносится и в «Махабхарате», что имеет и параллели в классической древности, подробно разобранные, в частности, Э. Бенвенистом и Л.Л. Кофановым (1), так что перед нами, по всей видимости, едва ли общеиндоевропейская архаика. Ещё более ярким примером, иллюстрирующим последний тезис, можно считать осетинское понятие «арда», означающее присягу, в том числе и по обычному праву, и связанные с ней представления. Д.Т. Шанаев показал языческий или восходящий к языческим временам характер осетинской арды. Данное слово явно восходит к общеарийскому слову «арта», в различных модификациях известному в «Авесте» (aša) и «Ригведе». «Арта» - это миропорядок, высший закон всех вещей (2). Вследствие специфических фонетических законов, данный корень преобразовался в древнерусское слово рота. Исследователи, например, И.И. Срезневский, переводят данную лексику как `клятва`. Однако М.Л. Серяков справедливо отметил тот факт, что слово клятва было прекрасно известно древнерусским книжникам, следовательно, рота и клятва - не совсем одно и то же. «Будь эти оба понятия абсолютно одинаковыми и равнозначными, - заключает данный исследователь, - то одно из них неизбежно выпало бы из обихода» (3). Следовательно, рота - это (изначально) языческая клятва особого рода, применявшееся в некоторых, видимо, очень важных случаях. Однако, тщательный анализ договоров Руси с греками, проведённый П.С. Стефановичем, показал, что ротой могли называться и языческая, и христианская клятва (4). Судя по всему, противоречия здесь нет: рота, в первую очередь, это 'наиболее важная клятва'. Однако, Бог христиан для язычника так же реален, как и свои боги, и так же карает за клятвопреступление (5). Отсюда ротой могли назвать и 'наиболее важную клятву' христиан.

В частности, это слово употребляется в тексте договора Игоря с Византийской империей, помещенном в «Повести временных лет» (ПВЛ) под 945 г. Ради мира, по словам греческих дипломатов, послы Игоря «водили суть цареве наши роте, и насъ послаша роте водить тебе и муж твоих». «И ходи Игорь роте и люди и его, елико поганыхъ Руси, - читаем в источнике, - а хрестьяную Русь водиша роте в церкви святого Ильи». Употребление данного термина, было, разумеется, оправдано, ибо Игорь собирался заключить такую клятву, которая «да не разрушитса, дондеже солнце сьяеть и весь миръ стоить - нынешнея веки, и в будущая». Т.к. это слово было неразрывно связано с язычеством, относительно христианской присяги его, видимо, старались всё же не употреблять, хотя данный принцип выдерживается в древнерусской письменности далеко не всегда. Так, при описании заключения того же договора 944 г. в Ипатьевской летописи ротой называется только клятва язычников, а в Лаврентьевской и Радзивиловской летописях на роту ходят и язычники, и христиане, последние – в церковь св. Ильи (6). Особое значение древнерусского рота косвенно подтверждается и современным осетинским языковым материалом, и западноиранским именословом. У осетин ard – более наполненное высшей смысловой нагрузкой слово, а не просто ´клятва´ в нашем понимании. Её смысл приближается к современному ´бог´. Древнеперсидские имена Артаксеркс, Артаферн, Артабан имеют в себе тот же корень. У осетин встречаются такие выражения, как Хurawy ard ´ард Бога´, zæххy ard, ´ард Земли´, adæmy ard ´ард народа´. Имеется и грозное предостережение-заклятие Ard dæ bajjafæd! ´Да постигнет тебя ард!´ (7). У восточных славян слово рота едва ли следует воспринимать как заимствованное из каких-то арийских диалектов, даже в весьма отдалённые времена (до VI в.), по крайней мере, только как заимствованное. Подобно слову кънязь, оно в любом случае было понятно всем без того, что в наше время называют переводом. Как результат арийского, скорее всего, разумеется, иранского влияния можно воспринимать болгарские гидронимы - названия рек Арда и Малка Арда (8). Связь же данного понятия именно с водными объектами можно объяснить как следствие сакрализации рек в славянской языческой культуре. Обращаясь же к русской сказке, необходимо отметить, что именно преклонение перед «правилами игры» в широком смысле приводит к тому, что обычно правилом здесь «является выполнение всякой просьбы, в том числе и ведущей к подвоху и приносящей разнообразное зло» (9). Герой в таком случае чист, а на антагонистов обрушивается вся мощь Мирового Закона древних индоевропейцев.

Иная параллель между славянскими и осетинскими данными, что также, пусть парадоксальным образом, показывает огромное значение концепта священной клятвы у данных групп индоевропейцев, - это отказ в ряде случаев от клятвы в реальной практике. У восточных славян в тексте «О дняхъ мутных» по рукописи XVI в. говорится о том, что в 25-й день Луны Бог пустил казнь по Египту, потому в тот день «аще кто кленется, погыбнет». На первый взгляд, перед нами – чисто книжное влияние, связанное с расхожими в Средние века астрологическими или восходящими к ним представлениями. Однако, подобное явление, кажущееся, на первый взгляд, непонятным, в гораздо более императивной форме мы видим и у балтийских славян XII в., что отметил Гельмольд. В одном месте своего труда он пишет о том, что славяне очень серьёзно относятся к принесению клятвы, но ниже заявляет: «Iurationes difficillime admittunt, nam iurare apud Sclavos quasi periurare est, ob vindicem deorum iram».

Наш перевод: «Клятву они приносят с большим нежеланием, ибо клятва у славян равнозначна клятвопреступлению, поэтому они боятся её, ибо боятся гнева богов».

Подобное явление вызывает недоумение, но обращение к позднейшим этнографическим параллелям осетин, по нашему мнению, оказывается своего рода «ключом» к пониманию вышеприведённых текстов. У осетин в XIX в. были люди, которые наотрез, даже под угрозой проигрыша всего судебного дела и серьёзных наказаний, отказывались от очищения с помощью клятвы. Дж.Т. Шанаев приводит примеры, которые раскрывают мотивы последних. Дело в том, что полуязыческая клятва осетин воспринималась последними как контакт с такими могущественными и грозными сверхъестественными силами, вызывавшими неподдельный ужас даже у самых отчаянных храбрецов. Поэтому порой люди вообще не хотели прибегать к ней, даже если были уверены в своей правоте (10). О заимствовании, пусть и очень древнем, говорить здесь не приходится. Одинаковая логика понимания присяги приводила и к примерно одинаковым последствиям у различных групп индоевропейцев.

Очень серьёзное отношение к клятве мы видим и в позднейшем восточнославянском фольклоре. «Слово держать и свято хранить есть дело богатырское, - говорит герой в одной из сказок, записанных ещё в доафанасьевский период, - что обещал тебе, то свято сохраню». В другом сказочном тексте мы встречаем описанный выше формализм, что следует признать чертой, стадиально соответствующей именно языческому, а не христианскому обществу: хитростью заключённый мирный договор, заключённый навечно, также запрещено нарушать (11). Ту же безусловную силу клятва имеет и над верховной повелительницей мира смерти – Змеёй, предшественницей Змея-Велеса времён материнского рода. Вначале в онежской былине Добрыня отпускает её, записав договор в записи великие. Последний, как известно, всегда нарушается. Чудовище похищает Забаву, племянницу Владимира, что является стадиально ранней формой осмысления смерти как похищения души главой мира мёртвых, как мы видим то в сибирском шаманизме. Добавим попутно, что примерно тот же самый смысл имело и похищение Марьи Дивовны в былине с данным сюжетом из сборника Кирши Данилова. Полагать, вслед за Б. Мериджи, что это следствие нарушения женщиной тайн, связанных с мужской инициацией, источник не даёт оснований. Возвращаясь же к онежским старинам, необходимо отметить следующее. Видимо, Забава - это дочь сестры князя. Таким образом, прерывается преемственность власти, ибо владычество над восточными славянами некогда переходило от дяди к мужу дочери сестры последнего, о чём мы говорили в другой работе, и похищение Забавы имело огромное значение для всей общины (рода людей). Тогда Добрыня, воин и шаман в одном лице, топчет змеёнышей, совершая покушение на самое ценное, что есть в змеином роду - потомство. Змея обвиняет его в нарушении священного договора, и герой в ответ указывает, что первой записи великие нарушила она сама. В большинстве былин с рассматриваемым сюжетом далее происходит новый бой и гибель самой Змеи, сопровождающееся вызволением полонов российских (душ мёртвых) и Забавы (12), но в одном из текстов сборника А.Ф. Гильфердинга, обвинив врага в нарушении договора, Добрыня выводит Забаву и полон без сопротивления со стороны Змеи. Таким образом, перед нами в данном случае – стадиально ранний вариант сюжета, когда клятву обязаны соблюдать все существа. В русском эпосе есть и другие аналогичные тексты. Так, в одной из старин дети Соловья Рахмановича выкупают отца, и Илья берёт с него роту велику: / Не сидеть тобе на семи дубах. Типологически сходным является сюжет одной из башкирских сказок, где клятву соблюдают и дивы-людоеды (13). Нарушение своего обещания в кулойской былине Ильёй, который взял откуп с заманивавшей людей девицы, а затем, освободив её узников, снёс ей голову, судя по всему, - неудачное переосмысление сказителей. Дело в том, что, получив откуп, богатырь вначале завалил девицу серым диким каменем (14), что в эпосе вовсе не тождественно казни: перед нами просто отправление зловещего существа в иной мир, с которым, по всей видимости, он изначально и связан. Нарушение слова, разумеется, имеет место в сказках. Здесь оно бывает приписано отрицательным персонажам, соответствующие качества которых не требуют для носителей традиции объяснений, но и эти персонажи, мягко говоря, решаются на это не без серьёзной внутренней борьбы: «Не хотелось ему отступиться от слова своего царского, да и покинуть замысла поганского – захотел он съесть живьём и молодца, да и с дочерью» (15).

Однако, если всё вышесказанное верно, подобное восприятие должно отражаться не только в тексте и ритуале договоров, но и в реальной потестарно-политической практике. Подобное мы видим и относительно Новгорода в 1471 и 1477 г., когда Иван III идёт на новгородцев-клятвопреступников, и летописец сравнивает его с дедом Дмитрием Ивановичем, а врагов – с воинством Мамая («всегда бо изменяху, крестное целование преступающе»). Отсюда и жестокость москвичей и псковичей в Новгородской земле в эти годы, что промосковский источник вовсе не стремится замолчать (16), воспринимая её в данном случае, по всей видимости, как вполне допустимое явление. Обратимся теперь к анализу событий языческой эпохи. П.П. Толочко предполагал, что поход Игоря на империю в 941 г. являлся реакцией на происки византийской дипломатии. Последняя, начиная с 920 г., натравливала на Русь печенегов, но русские раскрыли роль греков в этом неблаговидном деле только через два десятка лет. Имея в виду сохранившийся корпус источников, следует отметить, что едва ли данное предположение когда-либо будет доказано, хотя и отвергать его с порога мы также не решаемся. Несомненно, между двумя странами существовали тогда некие серьёзные разногласия, которые и привели к войне. Скорее всего, это прекращение Романом Лакапином выплаты дани либо её уменьшение. Согласно резонному предположению А.Н. Сахарова, упоминание в договоре 944 г. о враждолюбце-дьяволе – глухое свидетельство частичного признания Византией своей вины («и от тех заповедано обновити ветъхии миръ ненавидящаго добра и враждолюбьца дьявола разорити от многъ летъ»). Трактовка же Н.А. Полевого и А.В. Лонгинова, согласно которой всё дело в том, что русские не хотели уважать договора (17), противоречит всему имеющемуся у нас материалу и не может быть принята.

Что же касается более позднего времени, то здесь ситуация в целом яснее. А.В. Лонгинов считал, что клятвопреступником, с точки зрения людей того времени, был и Святослав Игоревич, ибо в 944 г. последний, через своего посла Вуефаста, также участвовал в заключении русско-византийского договора. Отсюда и голод при зимовке в Белобережье как гнев Волоса, бога обилья, и смерть от рук печенегов как результат гнева Перуна (18). Действительно, при чтении ПВЛ может возникнуть впечатление о беспринципности русских князей и их народа-войска. Получается, что русские заключают договор только для того, чтобы нарушить его. Но так ли это? В Болгарию они были приглашены василевсом Никифором II Фокой официально (19). Можно предположить, что убийство последнего собственным двоюродным братом Иоанном I Цимисхием (20) разорвало все предшествующие договоры. Поэтому все ссылки нового василевса на последние и даже заявление о том, что Игорь погиб за своё клятвопреступление, не имели в глазах Святослава и его воев никакой цены. «Καί παρίημι τόν αϋθις οϊκτιστον μόρον έκείνου, - говорил Иоанн, - παρά τούς Γερμανούς έκστρατεύσαντος, καί πρός έκείνων ληφθέντος, καί φυτών στελέχεσί προσδεθέντος, καί είς δύο διαμερισθέντος τμήματα» (21). («Я не говорю о его плачевной судьбе, ибо, отправившись на войну против германцев (древлян – И.Л.), он был пленён, привязан к стволам деревьев и надвое разорван»). Но ещё большее значение, по мнению русского князя, имело следующее: он может оставить императору Балканы только за огромный выкуп и за большую дань. «Εί δ` ού βούλεσθαι `Ρωμαίους ταΰτα καταβαλείν, - читаем в источнике, - άλλά τής Εύρώπης θάττον άφίστασθαι, ώς μή προσηκούσης αύτοϊς, καί πρός τήν Άσίαν μετασκευάζεσθαι άλλως γάρ μή οϊεσθαι, Ταυροσκύθας είς σπονδάς `Ρωμαίων ξυμβήσεσθαι» (22).

Наш перевод: «Если же ромейский василевс не согласиться заплатить, что я желаю, пусть тут же оставит Европу, на которую не имеет никакого права, и убирается в Азию, по-иному же и не надеется на мир с тавроскифами».

И здесь имеет смысл остановиться на гипотезе А.А. Горского, согласно которой знаменитая речь Святослава Игоревича перед решающей битвой была сказана в подражание императору Священной Римской империи Оттону I Великому перед решающим сражением на р. Лех с мадьярами в 955 г. В качестве серьёзного аргумента исследователь отмечает слова русского князя о том, что греки не имеют права на Европу и должны убраться в Азию. По мысли А.А. Горского, это своего рода «отражение» слов Оттона Великого к своим войскам о том, что они властвуют почти над всей Европой (23).

Но так ли это? М.Я. Сюзюмов и С.А. Иванов видели здесь воспоминания о событиях VII в., когда славяне заняли почти весь Балканский полуостров (24). Не отрицая подобного объяснения, предполагающего, кстати сказать, достаточную глубину исторической памяти славян, следует вспомнить, что деление славян на восточных, западных и южных – исторически достаточно позднее явление. Последняя значительная группа племён из Подунавья выселяется в Среднее Поднепровье примерно на рубеже IX и X вв., если не позже (25).

Это значительно актуализировало древние представления о Дунае как о священной Мировой Реке, сосредоточии славянской земли вообще, - те представления, которые сохранялись в фольклоре даже в XVIII-XX вв. (26). Так, в одной из кулойских былин сорок калик купаются не в Ердань-реке (27), как обычно, а в Дунай-реке (28). В представлениях о райских реках в русских средневековых литературных произведениях с переводными истоками под Фисоном могли понимать не только Инд или Ганг, что отсылает к комплексу представлений о рахманах, но и Дунай (29), что по-своему вполне понятно и предсказуемо. Концепцию дунайской прародины славян, исток которой тянется от ПВЛ, в последние десятилетия возродил О.Н. Трубачёв. Концепция последнего базируется на столь солидной базе (30), что игнорировать её нельзя. Вновь обратимся к летописи. Под 969 г. читаем: «Рече Святославъ къ матери своеи и къ боляромъ своимъ: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити с Переяславци в Дунаи, яко то есть середа в земли моеи, яко ту вся благая сходятся…» (31). Заявление князя, что Переяславец стоит в среде его земли – это не декларация личной воли возгордившегося славянского властелина (32), не показатель того, что ранняя дружина Древней Руси, в отличие от дружины XII в., могла ещё поменять родину (33), и даже не только признание чрезвычайно выгодного географического положения этого города, находившегося в устье Дуная, хотя военно-политические и чисто экономические соображения также не имеет смысла отрицать (34). Святослав ведёт себя так, как ему велела древняя традиция – велела, скорее всего, устами стариков, для которых уход с Дуная на восток был ещё живым воспоминанием детства. Земля предков священна для народа и его сакрального владыки, потому война за неё не просто объяснимый, а, по всей видимости, единственно возможный вариант поведения для идеального князя и его воев.

Отметим также, что слова (и деяния) Святослава и в данном случае нельзя считать чуждыми и Северу Руси. «Ключом» для нас здесь, похоже, является такой парадокс (впрочем, таковым он может оказаться только на первый взгляд), как возрождённое после гибели Любшанское городище в районе Ладоги. Первоначально это финно-угорское городище, появившееся в III-IV вв., и имевшее своё капище. На рубеже VII и VIII вв. оно гибнет. Возрождается оно, судя по найденным женским украшениям, уже как славяно-угро-финская крепость с дерево-земляно-каменными укреплениями, не известными в Восточной и Северной Европе того времени. Однако, подобные небольшие крепости известны в то время у славян Подунавья (35), что также указывает если не на миграцию, то на серьёзнейшее влияние с юга, со священной Мировой Реки, на переселенцев противоположной части Славянского Мира. 

Продолжим пожалуй, в следующей части...


"Чё ле делай, даром не живи!"

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    AlexZenit Фитиль
    Вчера 19:28

    Кто взрывал метро и Мавзолей. Теракты в Советском Союзе

    В современных новостях сюжеты о терроризме и терактах появляются едва ли не каждый день. Совсем иначе было в СССР, где каждый теракт становился преступлением союзного значения и где подробности о таких происшествиях держали в строгом секрете. Лишь спустя много лет о них стало можно говорить публично.Кто устраивал взрывы в Мавзолее? Как проходил всесоюзн...
    -->
    752
    sugochka Вчера 08:42

    Связаны ли “викинг” и “витязь”?

    О происхождении русского слова витязь от скандинавского викинг можно прочитать у ряда авторов, пишущих в жанре скандинавской теории. Высказывался в таком духе не так давно, например, Л.С.Клейн. Однако, на самом деле, слово витязь совершенно определённо не происходит от скандинавского викинг. Дело в том, что слово витязь является общеславянским. А от славян заимствован...
    -->
    339
    Дмитрий Байда Вчера 01:51

    Тайны Мироздания. Часть 4. Скифия, Тартария, Русь

    Возрождение нашей цивилизации после Мировой ядерной войны. Фрагменты из нашей новой книги о секретах Мироздания. Эта статья о том, как восстанавливалась цивилизация наших предков после Первой мировой ядерной войны и Второй планетарной катастрофы 13 тысяч лет назад...           1 часть, 2 часть, 3 частьСледы высокоразвитой цивилизации наши...
    -->
    428
    sugochka 23 марта 08:57

    "ЛАТВИЙСКИЕ РУССКИЕ: ДЕСЯТЬ ВЕКОВ ИСТОРИИ»

    Споры о месте и времени происхождения славян происходят в науке уже более двух столетий. Археологи, лингвисты, антропологи, этнографы предлагают разные концепции и неизменно остаются каждый при своём мнении. Известно, что славяне выходят на историческую арену в 6-м веке нашей эры, и потому велик соблазн считать их молодым народом.Но, с другой стороны, славянские языки...
    -->
    459
    NATA-SHA 22 марта 22:07

    ИЗ СОЛДАТ В РАБОЧИЕ: ИСТОРИЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЖИПАХ.

    Во многих языках, в том числе и в русском, слово «джип» давно стало нарицательным и означает транспортное средство повышенной проходимости. Иногда такое наименование автоматически прикрепляется даже к тем автомобилям, которые вовсе не обладают вездеходными свойствами и уж тем более не имеют никакого отношения к одноименной марке. Впрочем, название это возникло от жарг...
    -->
    380
    Denis 22 марта 00:32

    Пермский зодиакальный календарь.

    Шумер, Египет. А что же наши северные народы? Уже ли на звёзды не смотрели? Вот и бронзовый "промысловый календарь" с р.Вычегды по официальной версии может означать всё что угодно, но только не созвездия. Охотничий промысел в календаре.. Какой толк от промысла на белку, например? Как-то в байдарочном походе по р. Кузюг зашёл к нам на стоянку местный егерь. Ненавя...
    -->
    799
    ОТШЕЛЬНИКЪ 21 марта 12:40

    ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРѢНИЕ или КОНЕЦЪ ГЛОБАЛЬНАГО МiРА.. Подоплѣка События въ Многомерномъ Разсмотренiи, или "Синдромъ Восхода Солнца".

    Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости блога! Продолжая знакомить Вас со своими давнишними постами, теми, что находится глубоко внизу ленты, ретроспектирую пост сей, слегка подредактировав, сообразно обновившегося (со времени написания 6 мая 2017г.) уровня понимания.ЛЕГЕНДАЛегенды о некогда едином человечестве существуют у многих, если не у всех...
    -->
    1669

    КТО ТАКИЕ БИБЛЕЙСКИЕ ХАНААНЕ?

    https://www.oum.ru/upload/medialibrary/f39/f39debdbff05997c3da69abfcbf105dc.jpgЕсли на территории Великой Тартарии часть земель управлялась Ханами, то нет ничего удивительного в том, что и вся страна называлась Ханааном, т. е. ханством. А имя Царя Ханаан — Иавин — не что иное, как искажённое Иоанн, или Иван.ОСГ комиссара Катара...
    -->
    579

    Сайт "Русская вера" начал частичную публикацию "Русского Летописца" 1649 года

    Недавняя новость об обнаружении "уникальной книги" получила продолжение. Сайт "Русская вера" начал размещать фотографии страниц Русского Летописца. В настоящий момент доступны для скачивания разделы Летописца от начала русской истории до призвания варягов (PDF файл). Помимо фотографий, дается транслитерация, с комментариями редакционной коллегии сай...
    -->
    447
    Star Fire 21 марта 19:36

    "Ушкуйники": кем были основатели "пиратской" республики в Вятке

      Знаете, откуда пошло слово «свистопляска»? Толковый словарь Владимира Даля говорит нам, что это диалектное вятское слово со значение «тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам, пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвёртая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и ду...
    -->
    411
    Sage 21 марта 16:02

    Тайны древнего Тмутараканского княжества.

    Долгое время исследователи и ученые считали, что Тмутараканское княжество – это всего лишь выдуманная часть из летописи «Слово о полку Игореве». И только в 1792 году на Таманском полуострове во время препровождения черноморских казаков в Тамань была обнаружена мраморная плита, названная позже Тмутараканским камнем, на которой имелась древнерусская надпи...
    -->
    740
    Grrrrrx 21 марта 13:02

    "Хто ж из Ху" ? Казаки и татары .

    "Хто ж из Ху" ? Казаки и татары . Кубанкие казаки - значит я расписывал от куда они появились - https://cont.ws/@grrrrrx/1264510 , пока не дошло что они же потомки Запорожских казаков , вышли с Украины и возникает вопрос а украинцы там где ??? Конечно возможен вариант что там таки есть украинцы но на них просто не попали а проверка велась на небольшом количестве ...
    -->
    569

    Фольклор. - Мода русских крестьян.- Часть II.

    В народе говорят: "своя рубаха ближе к телу". Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления.Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных...
    -->
    726
    Sage 21 марта 09:49

    В древности на Земле была внеземная цивилизация, как выглядели ее летательные аппараты?

    До наших дней сохранилось много странных артефактов и описаний устройств, напоминающих древние летательные аппараты. Особенно выделяются индийские мифы и артефакты из Мексики.Так как в индийских мифах преобладают описания, то мы будем рассматривать мексиканские артефакты. Даже несмотря на вероятность подделки некоторых из них, можно найти очень любопытн...
    -->
    3070
    ОТШЕЛЬНИКЪ 20 марта 18:36

    ОЧЕВИДЦЫ о ВОЗСТАНИИ СТЕПАНА РАЗИНА / Иоганн Марций (издано в 1674г на территории современной Германии)

    Приветствую уважаемых подписчиков, читателей и гостей блога! Только что, попался мне замечательный документ, это доклад (изучаю) заодно решил выложить в блог. Выкладываю целиком, без разбивки и редакции - читайте, работайте с информацией, тут много интересного.Опять же, кое что необходимо офильтровывать (особливо пояснения) так же, след учитывать возможную (скорей все...
    -->
    689

    Летопись русского мира. Часть 4

    Современные исследователи верований и культовых обрядов славянства опираются на немногочисленные летописи раннехристианской Руси, в которых авторы всеми силами громят «поганое язычество». Если бы Вы знали, сколь многочисленны и сколь невежественны научные изыскания в области «язычества» наших предков! До сего дня ученые, основываясь на той же «Повести временных лет» Н...
    -->
    436

    Старая Москва

    " ... Исус Христос или «Молящийся Распятый Царь» (деисус, деисис – прошение, моление; хри-стос – крест и царь (штос, стос, фараон); христосоваться (целоваться трижды) – распинаться в память о трех распятых на Голгофе). Потекла кровь Христа, пронзенного копьем Лонгина на Лобное место-Череп-Голгофу и капельки ее превратились в бруснику – виноградную лозу ...
    -->
    846

    мысль - великая Энергия!

    В нача́ле бы́ло Сло́во — первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна. Существует множество её переводов, о которых возникают многочисленные религиозные трактовки и споры. Почему именно так начинается «книга книг»? Давайте разберёмся?! Для понимания попробуем заменить слово (произнесённое вслух мысль!) на то, что действительно является первоочередным началом...
    -->
    450

    Новий мировой порядок начинаеться с Исландии. Там уже избавились от евреев банкиров, теперь избавляются от религий!

    Сегодня в 12 часов дня по Московскому времени в штаб квартире ООН прошли слушания по ситуации в Исландии. Как сообщает пресс служба министерства иностранных дел РФ ( Цынк)Исландия объявила вне закона все религиозные организации. ООН лишила Исландскую делегацию  права голоса в ходе обсуждения Соответствующее заявление сделал председательствующий на слушаниях Робер...
    -->
    2489

    ,,,,,,,,,,,,БОГИ . БЫЛИ . ПРАВЫ ,,,,,,,,,,,,, Боги были сто раз правы, Нас, желая извести: Мало нам хмеля-отравы, Мало маку не цвести… ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    ,,,,БОГИ   БЫЛИ   ПРАВЫ,,,,Боги были сто раз правы,Нас, желая извести:Мало нам хмеля-отравы,Мало маку не цвести… Нам уже пары бензина Доставляют нужный кайф, А усатая резина Отправляет прямо в рай.Нам не страшен рак и стронций,Не ужасен птичий грипп.Нам плевать, что вспыхнет СолнцеИ Земля наша сгорит. Боги даже друг от друга ...
    -->
    560
    Nikkuro 18 марта 12:24

    Волчица и потерянное время: какие тайны хранит римская история

    Исторический наброс  Древнеримские историки ошибались в определении даты основания города, а знаменитую бронзовую волчицу вообще отлили на много веков позже, нежели принято считать. Что же на самом деле происходило с историей Древнего Рима?  Как вычисляли дату основания Рима Греческие и римские историки долго не могли прийти к соглашению и пре...
    -->
    1496

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать отечественные письменные источники.Итак, «Слово о полку Игореве»… Произведение, вызывающее наибольшие споры и наибольший интерес не только среди учёных, но и среди писателей, поэтов.Всех руссичей.Или считающих себя таковыми.Как правило, его датируют концом XII в., обычно - временем между 1185 и 1187 гг....
    -->
    1365
    ОТШЕЛЬНИКЪ 18 марта 07:51

    ЕДИН НАРОД - ЕДИН йАЗЫК, по всей Земле! ИЛИ что означает СЛОВО "mamácha" на языке "кечуа"? / Привет от инкского ТЯТИ !

    Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости блога! Давеча, прочел интересный комментарий к своему давнишнему посту в ЖЖ (этот же пост на КОНТе - ссылка ниже) Пишет юзер "nik_normann" :(начало комментария) Подкину еще до кучи. Живу в Перу, потихоньку учу кечуа, самый распространённый язык индейцев в Южной Америке. На нем говорят в Перу, Эквадоре, Боли...
    -->
    2416
    Grrrrrx 17 марта 22:49

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 3.

    Доказательства в основном косвенные , думаю хорошее доказательство это проследить путь народов по ДНК .Исследования хорошее так как ученые многое сделали , при этом сделав как всегда временную ошибку а историки до сих пор не понимают что они лоханулись и вовремя не приняли меры ) . ДНК исследования говорят что от до половины и даже до более 60% русских э...
    -->
    1299
    Россия-Сегодня 17 марта 18:22

    ОБ ИСКОННОМ КАЗАЧЬЕМ ЯЗЫКЕ.

    На каком языке говорили предки казаков? В одном из своих комментариев Судья Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ) К. Э. Козубский написал: «Тупизм великодержавников зашкаливает! Они приписывают казакам русское происхождение, делая упор на то, что все казаки русскоязычны. Но я вот потомок татароязычных казаков-касимовцев. Далее. Ирл...
    -->
    821

    Русский Летописец 1649 года это Повесть временных лет или фальсификация Русской Веры?

    В первый день Великого поста целый ряд светских СМИ сообщил сенсационную новость: старообрядцы обнаружили в своих закромах уникальную книгу: оригинал Повести временных лет, описывающую неизвестную ранее историю Руси.Забегая вперед отметим, что сайт-источник сенсации “Русская Вера” – псевдостарообрядческий и финансируется из совместного фонда прихожанина РПЦ МП и митро...
    -->
    891
    NATA-SHA 17 марта 12:18

    Что будет, если не мусульманин скажет мусульманину «Ас-саляму алейкум».

    Приветствие — «Салам алейкум» (اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ‎) — с арабского переводится как «мир вам» или «мир с вами». Это выражение используется не только мусульманами разных национальностей, но также арабами-христианами и арабами-иудеями. Учитывая различное произношение многочисленных азиатских диалектов, можно услышать как «салам», так и «салям». Оно является однокорен...
    -->
    1129
    al-termezi 16 марта 22:22

    Территория идиотов или вновь о «лунной афере».

    Однажды к Ходже Насреддину обратился уважаемый человек по поводу болезни дочери: — Каждое утро она чувствует лёгкое недомогание, я был у всех докторов, но они говорят, что всё в порядке, ничего страшного. Что мне делать? Ходжа задумался, затем спросил: — Вы даёте ей молоко перед сном? – Да! – ответил мужчина. Насреддин сказал: — Ну, тогда я знаю, в чём...
    -->
    5197
    NATA-SHA 16 марта 21:57

    Был ли Киев хазарским городом?

    «Киев – мать городов русских», – твердили нам отечественные историки. Однако часть современных исследователей с этим не согласна, считая, что древний Киев был хазарской крепостью, защищавшей западные границы каганата.ГипотезаИзраильский лингвист и хазаровед Иосиф Ольшаницкий в одной из своих работ привел воспоминания отставного советского полковника, который рассказыв...
    -->
    1094
    .Взор Здравомыслие.
    16 марта 21:26

    Ну, кто на нас с Тартарией!?

    Здравствуйте, уважаемые читатели. Прошу простить, что давно Тартарию не вспоминала. Тут на днях презентовали ажна замшелый дремучий "Летописец", от которого так и несёт фальшивкой. Я так понимаю, что не в те времена фальшивками решили нас закидать :о) Народ уже не тот, что при советах, не такой доверчивый к слову печатному. Уже присматриваться к данайцам, дары принося...
    -->
    2302

    О потреблении алкоголя в России

    Свидетельства иностранцев 16-17 века о потреблении алкоголя в РоссииСамуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь. Неоднократно и подолгу бывал в России.Из дневника Маскевича 1594-1621 годов: "Москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России...
    -->
    923

    Александрия - это Санкт-Петербург

    Александр Македонский и Александр Невский один и тот же исторический персонаж, сын Дмитрия ДонскогоВсевидящее око символ русских ВитязейАтланты и маленькие люди - памятники истории ...
    -->
    1105
    Grrrrrx 16 марта 01:20

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 2 .

    Я не собираюсь писать новую историю , просто мои представления . Главное что нужно понимать что после последней "смены полюсов" Россия и Европа пострадала крайне сильно и особенно Россия , почти вся обезлюдела с крайне сильным изменением климата , похолоданием , но воды потопа сойдя оставили после себя слой ила который очень быстро превратился в слой чер...
    -->
    1435

    ,,,,,,,ВСЁ . ПРЕДЕЛЬНО . ПРОСТО ,,,,,,, Во Вселенной всё предельно просто: Выживает лучший образец. Нострадамус или Калиостро –

    ,,,,ВСЁ   ПРЕДЕЛЬНО   ПРОСТО,,,,, Во Вселенной всё предельно просто: Выживает лучший образец. Нострадамус или Калиостро – Чушь собачья! – Прости, Бог-Отец. Если бы не боги-аннунаки, ...
    -->
    740

    Зачем скрывают русскую историю и археологию?

    Русскоговорящие историки и правители России служат и подыгрывают Китаю. Наши руководители государства только на словах заботятся о единстве государства. На деле потакают и внутри России, и вне неё историкам, которые работают на свои мелко-племенные проекты.Тому пример – Украина. Она создала себе историческое пространство без Русского народа.Всё приписала себе – убогой...
    -->
    919
    Бонин Николай 15 марта 00:52

    ГЕРОИЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ и их роль в циклах судьбы СЛАВЯНО РУСОВ (продолжение XIII).

    ВОЛХВЫ СЛАВЯНО РУСОВ. ПРЕДСКАЗАНИЯ НА 2019 г.“Песнь о побиении иудейской хазарии Светославом Хоробре” (http://www.anaslav.ru/forum/viewtopic.php?t=1703)Знаменитые славяне...А славянин, не зарясь, скажет «Честь тебе»И платы он от путников не требует себе,Хоть сам с оружьем на коне… он не старается напасть.И это Греку дивно, его иная гложет страсть.Природою своей он плу...
    -->
    957
    Grrrrrx 14 марта 20:50

    История по ДНК с учетом смен полюсов , мтДНК - N1a .

    История по ДНК с учетом смен полюсов , мтДНК - N1a . Не люблю женские гаплогруппы они слишком неподвижно-текучие но данное исследование очень сильное .Неподвижно-текучие - это когда непонятно откуда они взялись . К примеру - у пары 10 детей , 5 мальчиков и 5 девочек , они выросли , мужчины завели семьи и создали деревню , племя , народ и т.д. а деву...
    -->
    1120
    Vladimir Parshakov 14 марта 18:34

    Про "Гуннов" с юмором.

    В конце IV века был у готов северного Причерноморья король Германарих. Который страсть как любил собрать войско, посетить какое-нибудь племя с дружеским визитом и обложить гостеприимных хозяев данью. В том числе, как указано в Гетике, доходили архаровцы Германариха и до предгорий Урала, где завассалили тамошних финно-угров.Здесь стоит особо заметить, что с тех пор, ка...
    -->
    821
    Sage 14 марта 17:56

    Двухглавый орел древнейший солнечный символ.

    Двуглавый орел в культуре разных народовДвуглавый орел является одним из древнейших символов. Он был широко распространен в Шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии.Вероятно, еще более древний двуглавый орёл был выточен из дымчатого нефрита ольмеками; он нахо...
    -->
    1799
    Яковлев Алексей 14 марта 13:53

    Русский Летописец 1649 года это Повесть временных лет или фальсификация Русской Веры?

    В первый день Великого поста целый ряд светских СМИ сообщил сенсационную новость: старообрядцы обнаружили в своих закромах уникальную книгу: оригинал Повести временных лет, описывающую неизвестную ранее историю Руси.Забегая вперед отметим, что сайт-источник сенсации “Русская Вера” – псевдостарообрядческий и финансируется из совместного фонда прихожанина РПЦ МП и митро...
    -->
    737

    Старообрядческий портал заявил, что "матерью городов русских" был не Киев

    Старообрядческий портал "Русская вера" объявил, что начинает первую публикацию "Русского летописца" — рукописи, которую старообрядцы считают "первоисточником" знаменитой "Повести временных лет", опровергающим общепринятое мнение о Киеве как о "матери городов русских". При этом опрошенные историки скептически отнеслись к находке, отметив, что по летописям уже проводили...
    -->
    922

    Фольклор. - Тайнопись русской вышивки.

    Все, что на современном языке называется "украшениями", имело в древности ясно читаемый религиозный магический смысл. Оберегами у языческих славян считались предметы и явления природы, составляющие основу их верований и распространялись на все сферы их деятельности. Это относилось к жилищам, быту, одежде и т.д.Древнейшей, самой любимой и распространенной нательной оде...
    -->
    1998
    АЛЬТАИР 14 марта 00:41

    Знания, о которых мало кто расскажет

    Знания, о которых мало кто расскажетВидео:https://www.youtube.com/watch?v=m667mzmKkf4А. А. Тюрин Автор: Алоха Ростов-на-ДонуОпубликовано: 3 февр. 2019 г....
    -->
    1140
    Вадим Витихов 12 марта 13:27

    Мифы и правда о погромах

    Платонов Олег Анатольевич(p. 11.01.1950), русский ученый и писатель. Труды по экономике («Русский труд», «Качество трудовой жизни», «Тысяча лет русского предпринимательства», «Экономика русской цивилизации», «Воспоминание о народном хозяйстве») и истории России («Убийство царской семьи», «Григорий Распутин», «Николай II», «Русская цивилиз...
    -->
    1568
    Канал Валерий 13 марта 17:05

    Ваджра. Дома в гигантских пнях. Правильная методика подсчета населения земли

    ...
    -->
    957
    dentvideo 12 марта 23:37

    Александр Дугин. Русская тайна. Что значит быть славянином

    Философ Александр Дугин рассказывает о трёхфункциональной системе индоевропейских обществ. Что значит быть индоевропейцем и славянином. Почему в современном мире мы теряем свою идентичность. https://www.youtube.com/watch?v=j1-apmO0Zq0 ...
    -->
    694
    Star Fire 12 марта 19:00

    В Перу найдены... славянские статуэтки возрастом 3800 лет

    А.А. ТюняевВ Перу обнаружены три глиняных фигурки, сообщает nplus1.ru. Возраст статуэток составляет 3800 лет. По мнению ученых, создатели находок принадлежали к культуре Норте-Чико – старейшей цивилизации в доколумбовской Америке. Об открытии сообщает Peru Reports со ссылкой на Министерство культуры Перу.Статуэтки были найдены в перуанском городе Вегета...
    -->
    516
    Молва-ТВ 12 марта 09:34

    Жидо-русофобские утопии держатся за счет их поддержки российской исторической наукой.

    Русофобские псевдо-исторические мифы родились отнюдь не в один день и даже не в одно столетие. Да, многие из них появились тогда, когда Романовы пригласили для переписывания древнерусской истории группу немецких историков (Байера, Миллера, Шлецера), которые должны были сделать легитимным не совсем русское происхождение этой династии русских царей...
    -->
    703

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие читатели!Мы начинаем серию публикаций, посвящённых письменным источникам по истории восточного славянства.Итак, древние законы…Вторая половина I тыс. н.э. не оставила после себя законодательных документов, кроме вошедших в состав «Повести временных лет» (ПВЛ) текстов договоров Руси с Византией, представляющие собой синтез норм «закона русского» и...
    -->
    1490

    Страшные пытки над женщинами в Туркестане.

    Страшнейшие ПЫТКИ, которые переплюнули даже инквизицию.В 30-х, годах прошлого века, советская власть пыталась установить свою законность в центральной Азии. Естественно это вызвало недовольство у большого количества местного населения и появились повстанческие отряды басмачей, которые устраивали террористические акты. Они убивали в основном русских спец...
    -->
    1933

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие читатели!Мы продолжаем серию постов, посвящённых письменным источникам по истории восточного славянства.Сегодня мы рассмотрим, - с одной стороны, - тексты, написанные относительно поздно, а с другой, - возможно, сохранившие информацию более древнюю, чем мы разбирали с вами ранее…Но обо всём по порядку.Кроме летописных текстов как таковых, особое ...
    -->
    1672
    dentvideo 9 марта 14:54

    Кодекс чести русских богатырей. Психоистория

    Девять правил русских былинных воинов. Как и почему древнерусские дружины могли контролировать огромные территории и отражать нападения самых страшных врагов? Какими качествами обладали профессиональные солдаты Руси Изначальной? Чем отличается образ сказочного богатыря, который нам навязали в детстве, от того, что показывают тексты Русского Эпоса? Почему простой народ...
    -->
    2286
    Хандусенко 8 марта 12:30

    Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт

    Решил сегодня слегка похулиганить, уж больно интересная питерская легенда попалась на просторах тырнета: 1. Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост "восемнадцати яиц"? П...
    -->
    1197
    Sage 7 марта 15:24

    КОГДА ПРАЗДНОВАЛИ МАСЛЕНИЦУ НА РУСИ.

    В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь. До конца XVII в. новолетие начиналось не с января, а с марта. С началом аграрного цикла. Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев пр...
    -->
    1572

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть пятая.

    В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный – география Киевской Руси IX – X вв.: Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Суздаль, но три последних города лишь упоминаются, а Смоленск-Смолягин часто подменяет собою Чернигов, который появляется то как неотделимый от Киева город-близнец, то предстает оппозиционным Киеву городо...
    -->
    1642

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть четвертая.

    Одной из былин, не получившей убедительного толкования, является былина «Вольга и Микула». Ученые XIX – XX вв. в целом имеют дело с тремя уровнями толкований былины: славянофильское (могущество общины и ее добровольное сотрудничество с княжеской властью), народническое (воспевание крестьянства) или социалистическое (сатира на князя, возвышающая над ним представителя т...
    -->
    2122
    Ин-Ко 6 марта 01:15

    Русский Бодхи часть I

    Слышали ли вы о таком русском святом по имени Агапит?!Это имя тесно связано с древнерусской медициной. Это был выдающийся монах Киево-Печерского монастыря, врачевавший в XI веке… Киево-Печерская Лавра Схема Киево-Печерской ЛаврыПещерные города и храмы – часть VIII. Киево-Печерская ЛавраКиево-Печерская лавра - один из первых монастырей в Др...
    -->
    1013
    Ин-Ко 6 марта 01:16

    Русский Бодхи часть II

    начало здесь - Русский Бодхи часть IАгапит Печерский Истинный облик Святого Лекаря Киевской Руси. Портрет Агапита Печерского художницы Анастасии Новых. Антоний с превеликой радостью встретил своего давнишнего друга. Видя такое уважительное отношение старца к Агапиту, и остальная братия отнеслась к нему с таким же почтением. Агапит не переставал уд...
    -->
    972

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть третья.

    В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ: «У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые: в три-ряд вились вкруг верховища, а у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!» Это напоминает ...
    -->
    2658
    dentvideo 4 марта 19:20

    Александр Пыжиков. Как изгои превратились в правителей

    Чем богатырь отличался от князя, почему нет ни одного князя-богатыря. Зачем нужна была община. Каким было общее дорелигиозное мировоззрение разных народов Евразии. Почему по всему материку примерно в одно и то же время произошло выдавливание народной культуры и замена её инородной. Кто осуществлял этот коренной перелом в разных странах и культурах. Почему фигуру основ...
    -->
    862
    NATA-SHA 4 марта 13:03

    Бог наказывает человека за грехи болезнью: так ли это.

    В Евангелии есть довольно много эпизодов, где Христос говорит о важности искренней молитвы и о силе веры. Одно из самых известных изречений, например, содержится в Евангелии от Луки: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10).Бог не создаёт, не п...
    -->
    797
    Гарри Химик 2 марта 12:18

    Ханты и манси - самые загадочные народы Сибири...

       Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку.    Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях. Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*.  ...
    -->
    2566
    Вадим Витихов 1 марта 13:54

    Великие о евреях. Евреи о себе.

    «еврейский вопрос» вставал перед народами ВСЕХ стран, где селилось еврейское племя. Это и Древняя Греция, и Древний Рим, и Византия, и Древняя Русь, Италия, Голландия, Швейцария, Румыния, Австрия, Венгрия, Финляндия, Польша, Англия, Япония, Алжир, Россия, Португалия, Франция, Соединённые Штаты Америки, Германия.., словом «ненависть к евреям народов всех времён служит ...
    -->
    1297

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть IV.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    1948

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть V.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    1872

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть III.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    2202

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть II.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    2265

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть I.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, начи...
    -->
    2715
    Oleg Krieger 20 февраля 00:52

    Версальский договор + Weimar Republik ист. заметка №7 - этого нет ни в учебниках Истории России ни в учебниках Истории Германии

    Если верить книгам по истории,все политические лидеры действуют вопреки всякой логике и здравому смыслу.Но ведь это невозможно! Дураков во власти не бывает.Государственные мужи преследуют выгоду вверенной им державы и следуют только такой логике в своих поступках.Если у власти стоит марионетка, она тоже следует потребностям державы.Только не своей — вот и вся разница....
    -->
    1860

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XII

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку...О том, что эти данные возможно толковать именно так, показывает и Никоновская летопись. Судя по данному источнику, наря...
    -->
    2319

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. X

    Итак, дорогие читатели, мы продолжаем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе…Не будем пока делать соответствующих выводов относительно причины изображённых выше парадоксов, и обратимся к языческой эпохе. Как воспринималась клятва за несколько веков после вышерассмотренных событий? В науке известно мнение, согласно которому в сл...
    -->
    1471

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    2742

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом тат...
    -->
    2183
    Александр Нагибин 14 февраля 09:36

    Действительно ли нефилимы были потомками сынов Божьих и дочерей человеческих? Нефилимы ( игрофильм).

    Данный фильм склеен из игровых роликов DmC. Исполины или нефилим (ивр. ‏נפילים‏‎‎‎ – падшие) — библейские персонажи, упоминаемые в Пятикнижии (первые 5 книг Ветхого Завета). В русском Синодальном переводе это название передано как «исполины». В русском переводе Нового мира сохранено слово «нефилим» . В чешских переводах Библии «нефилим» передается как obří (Обры) или ...
    -->
    1228

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    2353

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    2574

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    2151

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».Итак, продолжим…При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в ...
    -->
    2624

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    2204

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. II

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен – в основном, на восточнославянском материале, но не только.Продолжим с того, что каждый из христианских святых, с точки зрения крестьян, как бы «специализировался» на покровительстве тому или иному занятию или ремеслу, причём такая «специализация» часто не была связана ...
    -->
    2106

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. I

    В предыдущих постах, посвящённых образу волка у славян на индоевропейском фоне, вы, мои дорогие читатели, нашли немало интересных вопросов, которые, в свою очередь, снова заставили думать уже меня самого.Спасибо вам за это.Многие из ваших вопросов связаны, как мне кажется, с тем, что далеко не все люди нашего времени (и учёные, скажу вам по секрету) понимают разницу м...
    -->
    2344

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть V.

    Удивительно, но тема жертвоприношений или ритуального поедания у разных древних народов касается практически любых животных, птиц, пресмыкающихся и насекомых, но только не волков (разумеется, с учётом региона постоянного проживания того или иного народа). Фрэзер упоминает всего лишь два момента, связанных с волками: в первом случае речь идёт о герое скандинавского пре...
    -->
    2145

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть IV.

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Приятно видеть ваш отклик, и горячие обсуждения, сегодня, продолжая статью, хотелось бы обратиться к анализу образа волка в текстах русских и европейских сказках.Итак, начинаем..При сравнительном анализе русских, европейских и восточных сказок разных времён складывается устойчивое ощущение существенного различия характеристик волка ка...
    -->
    3222

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть III.

    Среди разнообразных звуков, издаваемых волками, особенно выделяется вой – выразительный, тоскливый, ледянящий душу звук, слышный на большом расстоянии, который всегда будоражит воображение людей, никого не оставляя безучастным. Пожалуй, именно слышимая в вое тоска действует на подсознание человека, вызывая беспокойствие и смятение в душе каждого, чьих ушей достигает о...
    -->
    2345

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть II.

    В различных источниках, отражающих развитие религиозных воззрений наших предков, наряду с упоминаниями о разных культах можно встретить сведения о почитании животных. В системе традиционных народных представлений об окружающем мире животные выступают как особая разновидность мифологических персонажей, вместе с божествами, демонами, стихиями, небесными светилами, самим...
    -->
    2636

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть I.

    Богатство любого народа заключается в его историческом наследии. Изучение истории, а также мифологии позволяет приблизиться к корням, имеющим архетипический характер и залегающих в глубоких пластах бессознательного передающегося из поколения в поколение. Одним из таких архетипов, занимающим ведущее место является волк. В мифах и сказках разных народов, в том числе и д...
    -->
    3226

    Фольклор.-Мифологические пространства. Часть II. - Леса и болота.

    В роли персонажей, которые отвечают на вопросы гадающих, выступает и дворовой, часто отождествляемый как с домовым, так и с хлебником. В быличках и бывальщинах дворовой–хлевник фигурирует в качестве оракула довольно часто. Локализация дворового, а подчас и домового, именно в хлеву достаточно устойчиво.Гадают по домашним животным накануне Рождества, под новый год. Деву...
    -->
    2426
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика