• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

0 3073

Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали жилища. Солнце тоже не всегда согревало ласковыми лучами человека и землю. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Буйный ветер вырывал деревья с корнями, разрушал постройки. И человек задавался вопросом: «Кто все это делает?» Конечно, это были какие-то высшие и могущественные существа — боги.

Люди создавали скульптуры богов, давали им имена, и теперь человеку было у кого просить помощи и защиты, было кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажбог, Макош, Перун и многие другие. Чаще всего богов изображали в виде человеческих фигур. Наверное, это были и самые первые куклы. 

У наших предков, древних славян, был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву людей. Но однажды предложили отдать в жертву вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли.

Так кукла-полено спасла человека. Эту первую славянскую куклу — игрушку для богов — назвали Коллодией. А отголоски мрачных обычаев сохранились в сказках, где от чудовища откупаются прекрасными девушками.

Появились и другие куклы, которых приносили в жертву разным богам: Кострома, Морена, Купава, Ярило, Русалка и Другие.

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, а затем отдавали их богам — топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям, взамен просили счастливой жизни, любви, хороших урожаев, здоровья.

Некоторые из этих обычаев сохранились. По сей день с песнями и играми сжигают чучело зимы — Дуню-Масленицу, а после лакомятся блинами — символами солнца. Мистический обряд стал веселой игрой, а кукла-полено и соломенное чучело — заменой жертв богам.

С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать обереги. И эти обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев.

Оберег — амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. И сейчас они еще сохраняются в наших домах. Почти у каждого есть какой-нибудь оберег. Наверное, некоторые люди даже не понимают, что у них есть обереги: оберегать может просто какая-то вещь, которая им почему-то нравится. Во многих домах встречаются подковы, висящие на стене в прихожей, или венички, или домовой из холщового мешка, упрятанный в укромное место.

Обережных кукол было немало: их делали на рождение, на свадьбы, от сглаза, для дома, для родных и любимых мужчин, которые уходили надолго из дома и т. п.

Куклы-заместители по-доброму представляли (дублировали) какого-то конкретного человека. Наверное, самая известная из них — сказочная кукла Василисы Прекрасной. Если помните, она олицетворяла собой умершую мать девушки, всегда была рядом, наставляла и давала дельные советы.

Таких кукол мастерили из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Держали либо в красном углу избы, либо при себе. Например, все та же Василиса прятала свою куколку в кармане и везде носила с собой. Примечательно, что она даже кормила тряпичную наперсницу, что придавало последней магических сил.

Кукол-заместителей мастерили, когда кто-то покидал семью, например, если уходил в ратный поход муж или сын — тряпочный образ человека оставался в родном доме. Если вдруг с куклой приключалось что-то нехорошее, это считалось дурным предзнаменованием и для прототипа — семья начинала готовиться к худшему.

Также замещающая магия кукол нередко использовалась в обрядах рождения и погребения. Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего соответственно).

Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме, например, обязательно «проживали» куклы-лихорадки, которые были сделаны из тряпок по принципу традиционной игровой куклы. Они висели возле печки и оберегали хозяев от различных болезней.

Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. В быту русской деревни еще в первые десятилетия XX века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях обязательно были такие куклы.

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться — неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье, и даже замужние женщины.

Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле. И не зря — по красоте куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки.

Бывало, что девушка, выйдя замуж, брала с собой любимых кукол и играла ими в свободное от домашних хлопот время, пока у нее не рождалась дочка. Тогда куклы переходили к малышке по наследству. И даже совсем взрослые люди с удовольствием следили за детскими играми — целыми кукольными представлениями, долгими, обстоятельными.

В детских играх ярко отражалась жизнь деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей. И сейчас можно услышать в деревне подробные рассказы о детских забавах прошлого. О том, как в свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, сначала искали укромное место для игры и строили там шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали все, как в настоящем жилище: кухню, сени, горницу, хлев, сарай. Потом начиналась игра: парни уходили за дровами, пахать, косить, девушки оставались дома — стряпать, прясть, ткать холсты, нянчить детей. Все эти знакомые роли часто исполняли с куклами.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские, праздничные обряды. На игры собирались группами: зимой — в избе, летом — на улице. Каждая девушка приносила коробочку с куклами. Одним из самых любимых занятий, которое скрашивало скучные зимние вечера, была игра в свадьбу. Свадебный обряд — это целое представление — длительное, многоактное ритуальное действо, сопровождавшееся песнями и присказками. Закрепленная последовательность исполнения требовала от всех участников обряда знания традиции. Участие принимало множество кукол: невеста, жених, родители, подруги, друзья, сваты, гости. Интересно, что мужчин изображал просто кусок скатанной ткани, куклы мужского пола; появились в России только в XIX в.

Сцена за сценой развертывались сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня,; девичник. Кукле-невесте расплетали кудельную косу, и девочка в роли подруги голосила:

«Не светила, да рассветается»! А потом все участники игры пели хором «Уж ты Аксиньюшка!» После венчания кукле-невесте заплетали две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжной стол и наконец «молодых» оставляли вдвоем. Кукольная свадьба заканчивалась. Хозяйки собирали своих кукол и расходились по домам до следующей игры.

Детей увлекал сам процесс игры, ее ход, а не результат действия, как это бывает в жизни. В ней раскрывался мир детства, увлечений и интересов. Играющие по своему усмотрению сокращали или продлевали игру, вносили в нее новые ситуации или события. Особенно выделяли театрализованные моменты: долго кланялись и здоровались, пели, танцевали. Словом, игра была каждый раз импровизацией и вместе с тем поражала готовностью перейти в реальность.


"Чё ле делай, даром не живи!"

Оставьте Олю в покое, придурки

Ощипанные птенцы Навального и прочая либеральная взвесь никак не унимается в своих наскоках на Ольгу Любимову, нового министра культуры РФ. Страшное дело, в ее ЖЖ нашли два поста замшел...

Ключевое назначение в правительстве - не сам Мишустин

То, что ожидали от Владимира Путина в 2018-м году, сразу после победы на выборах при уникальной поддержке народа, случилось в январе 2020 года – внезапно и неожиданно для всех «инсайде...

О чём говорят первые сигналы из нового правительства?

Новое правительство уже можно характеризовать, хотя оно пока не приступило к работеНовое правительство России едва сформировано, и потому на месяц-полтора любимым спортом аналитиков буд...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

    Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнен...
    2177

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    2433

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    2724

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    6376

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    2392

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2757

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    2613

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    2921

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    3938

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    2198

    Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

    Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сей...
    3440

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    2651

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    2820

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    3507

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    3355

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    5752

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    13165

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    6451

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    14117

    Фольклор. - Игра народная - от Египетских пирамид к Донским Казакам.

    Интерес людей к своим «корням», особенностям той культуры, в которой они живут и развиваются, вполне закономерен. А одним из источников этих «корней» являются народные игры, в которых, по словам ряда специалистов, зашифрованы важнейшие послания предков, позволяющие человеку лучше понять самого себя и других, сориентироваться в происходящем и осмыслить то, как можно ре...
    7434
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика