• РЕГИСТРАЦИЯ

Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

Судьба Русов
"Чё ле делай, даром не живи!"
29 мая 09:16 1 2601

Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сейчас вы можете познакомиться с народной скрипичной традицией и узнать любопытные факты об этом инструменте.

Капризничать скрипка умеет, словно дама. И на погоду она реагирует. По характеру звучания скрипки на Руси предсказывали природные явления. Если инструмент звучит ладно и позитивно — погода будет сухая, ясная, если «ворчит» — дождливая.

Скрипка — девушка сложная в обращении и требует деликатного подхода. Может быть, поэтому, в отличие от широкой души — гармони или простой девчонки — балалайки, на скрипке на Руси умели играть немногие. Обычно все сельские музыканты были самоучками или перенимали мастерство друг у друга на ярмарках, гуляньях, вечеринках.

Различия в скрипичном репертуаре были связаны с особенностями местных традиций. Скрипичные наигрыши исполнялись «под песни», «под шествие», «под драку», «под пляску», «под частушки». Довольно забавно представлять, как в деревне идет кулачный бой, а скрипач выступает в качестве тапера.

Свадьба под гармошку или балалайку у шошминских удмуртов не приветствовалась. Если на свадьбе не играла скрипка — ее дразнили «собачьей».

В Псковской области скрипка проявила себя и как интроверт, в качестве сольного инструмента, и как экстраверт, участвуя в сборных ансамблях. Сегодня сложно представить, но порой она даже вступала в дружеские отношения с аутентичными гуслями.

Самобытная традиция игры на народной скрипке — кубызе зафиксирована только на территории проживания шошминских удмуртов в Республике Татарстан и Марий Эл. Там умение играть на кубызе считалось особым даром и гарантировало уважение коллектива.

На кубызе исполняли музыку на праздновании Пасхи и Троицы. На торжествах музыкант не только демонстрировал свою игру, но и следил за очередностью притоптывания поющих. Раз-два — три прихлопа, раз-два— два притопа.

Не терпящие соперничества музыканты-кубызчи предпочитали играть сольно. Но иногда собирались на турниры по мастерству. Себя показать и своими «половинками» похвастаться.

Среди новгородских древностей не менее часто встречается и так называемый гудок – трехструнный смычковый инструмент. Его история интересна не только для людей, пытающихся разобраться, как же выглядел древнерусский музыкальный ансамбль, но и для музыковедов, которые хотят понять, что послужило истоками современного скрипичного искусства.

Хорошо известно, что в современном оркестре смычковые занимают особое место. Предки данных инструментов появились ещё в конце первого тысячелетия нашей эры. Ученые полагают, что первые в мире смычковые инструменты, которые давали непрерывный скользящий звук со всем богатством полутонов, родились в Средней Азии. В ХI веке смычковые инструменты попали в Европу и мгновенно распространились по всему континенту. В то время они уже были известны в Испании, Италии, Франции, Англии. Разумеется, после появления этих инструментов в музыке произошли серьёзнейшие изменения. Музыка Средневековья, ограниченная отдельными тонами и звуками, благодаря смычковым инструментам сумела стать более певучей и мелодичной. К концу Возрождения в музыке утверждается гомофонный (мелодический) стиль. В ХI веке смычковые инструменты успешно добираются и до Руси.

Все гудки, обнаруженные в Новгороде представляли собой трёхструнные смычковые инструменты. Сначала учёные не могли решить, к какого рода инструментам они относятся: щипковым или смычковым. Для этого они решили сравнить археологические находки с большим количеством иконографических памятников, включая изображения музыкальных инструментов на средневековых миниатюрах Западной Европы.

Аналоги новгородских находок были обнаружены на многочисленных изображениях, найденных Н.И. Приваловым – большим специалистом по русским народным инструментам. На этих изображениях музыкант одной рукой держит гудок за шейку, оперев его на ногу, а другой – смычок. Более близкие аналогии можно увидеть ещё и на миниатюрах и фресках Западной Европы. Такие трёхструнные фидели были найдены на миниатюре английской псалтыри, датируемой второй четвертью XII века, специалистами в Кембридже, а также на миниатюре Страсбургского календаря 1154 года и даже на миниатюре из Библии в Национальной Парижской Библиотеке.

В словаре Даля значение слова «гудок» трактуется, как род скрипки без выемок по бокам с плоским дном и покрышкою, в три струны. В отличие от тех же гуслей, в древнерусских письменах гудок не упоминается до середины XVII века. Вместо него в разных летописях XVI века упоминается инструмент «смык». Скорее всего, именно так гудок назывался ранее.

К слову, гудок, вообще-то не особенно поощрялся церковью. Например, в списках «Кормчей книги» – своде законов, православной церкви – говорится о невозможности «гудения лучцом». Отмечу, что в основу этих церковных документов легли византийские оригиналы, переведены на церковнославянский язык.

Это не мешало гуду активно использоваться в светской жизни. В Новгороде этот инструмент был обнаружен на территории усадьбы, принадлежавшей боярскому роду Мишиничей. В то время, когда гудок был в употреблении, там могли жить посадник (глава города, назначенный князем) Онцифор Лукич и его дети Юрий, Максим и Афанасий (впоследствии Юрий Онцифорович также стал знаменитым посадником – тут о нём можно почитать отдельно).

Благодаря находке нескольких заготовок гудков XIV-XV веков учёные также установили, из чего делали струны для этих инструментов. Предполагается, что для этого использовали кишки. Они крепились с одной стороны к костяному струнодержателю с тремя отверстиями. Сам струнодержатель крепился к низу корпуса деревянным штифтом. С другой стороны струны вставлялись в щели колков и затягивались.

Смычки для гудков бывали самых разнообразных форм и размеров, судя по западноевропейским изображениям. Они могли быть сильно изогнутыми, полукруглыми, напоминающие лук, плоскими, круто изогнутыми с одного конца и пр. Вариантов бесчисленное множество и все они существовали одновременно. Стандарта не существовало. Обычно длинна смычка колебалась от 30 до 70 см. На него натягивали конский волос, как и на современные смычки, правда, если в Древней Руси обходились 3-10 волосами, сегодня нужно уже 100.

Пусть гудок и не является чисто русским изобретением (его родина – Азия или Византия), но для современной музыки его появление стало настоящим прорывом. Он обогатил культуру и искусство, добавив инструментальному исполнению удивительную певучесть.


"Чё ле делай, даром не живи!"

Будут ли в России репрессии?

Вопрос, на самом деле, хоть и не праздный, но отвечать на него возможно лишь сугубо теоретически, анализируя как характер власти, так и текущую ситуацию в её проекции на будущее.Для нач...

Руки прочь ото Дня Сурка!

Нынче всё довольно быстро надоедает. Как изрекла одна очень симпатичная девушка «Я хочу чтобы между нами каждый день всё горело, а с ним не горит. Всё одно и то же».Надоедает, понимаешь...

"Убивал контру". Самая кровавая банда в истории России.

Согласно Книге рекордов Гиннесса самым "плодовитым" убийцей в мире является главарь колумбийской банды Теофило Рохас. В период с 1948 по 1963 его банда лишила жизни 592 человека. На неофициальном ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

    Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнен...
    1284

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    1704

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    1806

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    4958

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    1518

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2133

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    1904

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    1906

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    2868

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    1533

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    1864

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    1924

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    2393

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

    Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались...
    2178

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    2318

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    4403

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    11953

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    5328

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    12658

    Фольклор. - Игра народная - от Египетских пирамид к Донским Казакам.

    Интерес людей к своим «корням», особенностям той культуры, в которой они живут и развиваются, вполне закономерен. А одним из источников этих «корней» являются народные игры, в которых, по словам ряда специалистов, зашифрованы важнейшие послания предков, позволяющие человеку лучше понять самого себя и других, сориентироваться в происходящем и осмыслить то, как можно ре...
    6293
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика