Знаете ли Вы, что история — как на Востоке, так и на Западе, — по крайней мере, до Геродота — очень долго изображалась в мифологическом ключе. Действия народов воспринимались, так или иначе, как действия богов и полубогов. История у славян также неизбежно мифологизировалась, поэтому древние великаны на определённой стадии стали отождествляться с врагами славян – псевдоабарами. Отсюда и летописное название авар — обры, тогда как польск. Olbrzym, чешск.Obr`великан`. Подобные примеры легко умножить (ср. также нем. Hüne `великан`, букв. `гунн`). В «Сказании Исайи пророка» с исполинами сравниваются русы. Таким образом, данное произведение было создано или, скорее, переработано в кругах, близких к св. Петру Симеоновичу, врагу Святослава Игоревича. Впрочем, и слово «пахлаван» также изменило своё значение от 'парфянин' к 'герой, богатырь'.
Легендарными фигурами после смерти становятся остготский король Теодорих Великий, Карл Великий, Болеслав I Храбрый (Великий), Чингисхан, св. Юрий Всеволодович, сближавшийся в народном сознании с самим св. Егорием Победоносцем, Стефан Душан, Хосров Ануширван (арабск. Кисра) и даже Аббас Великий. Так, Кисра Ануширван, по словам географа ал-Идриси, якобы построил все главные города Кавказа, что, разумеется, в большинстве случаев не имеет никакого отношения к реальности. В преданиях сербов Стефан Душан умирает или в приготовлениях к великому походу на Царьград, или даже под стенами последнего, но подобного также не было.
Отсутствие в письменных источниках достоверных «соответствий» былинным персонажам объясняется не тем, что летописи слабо отразили историю восточных славян IX–X вв., а в том, что архаическое сознание видит (может осознавать) не личность, а миф и ритуал и их «героев». И в преданиях «историческое лицо» наследует функции мифологического персонажа. Так, «взяв воды из родника, Рокаччу облил Петра в бане – и тот сразу же выздоровел». Так называемый «исторический роман» у древних греков на самом деле был мало связан с историческими фактами. И эпос, и ранняя литература, в частности, одинаково изображают эмоции через нередко ритуализированные внешние действия персонажа. В архаике это норма, а не отражение, к примеру, мировоззрения определённых школ певцов (так иногда писали про космозерцев).
Оценили 6 человек
8 кармы