Об эпосе восточных славян

1 328

Знаете ли Вы, что историк, изучающий южнославянские очаги эпоса, имеет перед собой гораздо больше версий, чем историк, использующий как исторический источник — русский эпос, что даёт ему дополнительные возможности, тем более, если он и «через Балканы» стремится лучше понять общество восточных славян-язычников?

На относительно поздней стадии развития происходит циклизация эпоса – явление, когда, в частности, одному герою приписывается несколько эпических функций или деяний, ранее присущих нескольким героям. Кроме того, происходит и соединение героев и их подвигов вокруг какого-то основного центра.

В русских былинах это Киев князя Владимира Красное Солнышко, в старших исторических песнях – Москва грозного царя Ивана Васильевича. Киевизация старин, по крайней мере, окончательная, произошла уже в XIV–XV в. или даже несколько позже. Но многие герои сохранили реликты того, что некогда они не связывались с Киевом. Таков, в первую очередь, Волх Всеславьевич. Но и Алёша порой живёт не в Киеве, а в Смоленске или в Чернигове. «Служение» же Потыка князю Владимиру также эфемерно. Былины отразили также и изначальную чуждость самого Ильи киевским святыням и ритуал приобщения будущего фактического правителя Руси (давайте уж называть вещи своими именами!) к последним: Входит в полату, молится чужим образам, / Полоняется на все стороны, / Величает царя Владимира…

Нельзя не учитывать и своеобразие фольклорного, в том числе и «эпического мира» вообще. В частности, чтобы быть эпическим центром, Киеву необходима и эпическая периферия (не только киевские, но и черниговские богатыри на пиру у Владимира), и эпическое соперничество с представителями последней. Москва в эпосе так же может быть подчинена Киеву, что в целом соответствует исторической истине: Владимир князь столен киевской, в частности, может послать Добрыню за данью во ту да во матушку в каменну Москву, / Во каменну Москву да в хоробру Литву.

Однако, далеко не все произведения не только южнославянского, но и великорусского эпоса могли приспособиться к унификации вокруг одного эпического центра. Для многих хорватских и черногорских произведений Цариград не является таковым, а у русских сохранился отдельный новгородский цикл. Имеет место наделение географических объектов определенными сюжетными функциями, и Киев, Новгород и Москва являлись столицами в разные эпохи. В других случаях необходимо признать, что в киевский цикл не вошли либо относительно новые эпические произведения, либо, напротив, древнейшие.

Агитация и пропаганда. Слабоумие и позор

"Больше мёртвых топ-менеджеров, пожалуйста" - надпись на митинге в Нью-Йорке. Но официозная медийка вам такое не покажет. Прочитал я статью ув. Виктора Мараховского, что он думает про р...

Обсудить
  • Разве киевский цикл существуют? Все наиболее менее древнее находили на севере Руси