Екатеринбург есть, а Храма нет. Третий раз.

2 3391

Город Екатеринбург начался с  железоделательного завода и его плотины на берегу реки Исеть.  Этот завод  запустили в  1723 году.  Легенда гласит, что завод-город  начал строиться по Указу Петра I.  Указ действительно был, в 1719 году он содействовал развитию горного дела на Урале, не касался конкретно основания города. Тогда почти всё на Руси делалось по царскому велению.  Да и во все времена в России на всё  оказывала влияние центральная власть, чаще всего царская. Другой власти в России не знали, не ведали. Не вполне себе была развита частная инициатива. Точнее она всегда выходила, вычленялась из государевой службы. Конкурировать с государственными заводами было не возможно ввиду того, что государство имело власть над людьми, имело право направлять людей на работы вместо отрабатывания оброка или уплаты податей. Только в таких условиях могли ставиться тогда крупные казённые заводы. Во главе угла стоял не найм простолюдинов, а бесплатное использование крепостных. Появление указа Петра I  от 1719 года собственно и можно считать  де-юре  основанием Екатеринбурга. Благодаря действиям   государственного чина - командира капитана  В.Н. Татищева, уполномоченного от Берг-коллегии развивать на Урале горное дело. И благодаря начальнику казачьих  войск  В.И. де Генину, который поддержал Татищева, когда строительству завода начали противиться Демидовы.  С нынешней  плотины возник исторический центр Екатеринбурга. Параллельно строительству завода на месте современной площади Труда, что в то время называлась Екатерининская площадь,   возвели  церковь во имя покровительницы города Святой Екатерины. Не в честь супруги царя  Петра Екатерины, а честь Святой мученицы Екатерины был назван и город и Храм. И уж никак в честь  невестки Петра I  Екатерины II, как  считают некоторые. Сначала это было   простое мазанковое здание с каркасом из бревен, проложенных глиной. Когда церковь достроили  в 1726 году и  открыли под залпы пушек, нарекли сиё творение   "Градо-Екатеринбургский Екатериниский собор". В  миру "Екатерининский собор".   Деревянное здание сгорело лет через 20. Каменным собор стал  в середине ХVIII по проекту чертёжника А.Кичигина. 

По приданию советских летописцев, а скорее благодаря исследовательской работе краеведов, было установлено, что в 1930 году здание Екатериниского храма было взорвано.

Нынешняя площадь Труда и есть первоначальное место нахождения Собора.  Если уж придерживаться исторической справедливости.  

Если кто желает, есть  замечательная книга этот счёт с множеством исторических фактов,ссылок и фото. просто отличная Книга о Екатеринбурге и  Екатерининском Храме 

В 2010 году  региональные власти задумались о восстановлении Собора во славу Святой  Екатерины, хранительницы города.   С тех пор было несколько проектов:  сначала на историческом месте - на площади Труда.  Часть горожан пошла на митинги против строительства тут Храма.  Затем был проект на искусственном острове в Исетском пруду. Горожане стали обнимать пруд. Да и в проекте нашлись изъяны. Отказались и от этого. Теперь место под храм выбрано иное.  По новой задумке городских властей он должен был появиться на территории сквера у Драмтеатра. Это недалеко от площади Труда.

Но  часть горожан снова оказалась против. И против не просто на словах.  Люди снесли символический забор вокруг будущей стройки. Люди были активно против и готовы были от митингов переходить к противостоянию и разрушению ограды, что бы не дать стройке сбыться. 

И вот ту возник самый важный вопрос: сбыться стройке Храма как культовому сооружению? Или протестующие будут против любой застройки в центре города? Однако на протяжении последних лет центр застраивался зданиями очень плотно. И ни одна стройка не встречала такого мощного сопротивления.  И тут нужно отметить и давнюю свердловскую традицию противостоять появлению именно этого Храма, хотя именно этот Храм основополалагающий для Екатеринбурга. Не могут же люди быть настолько манкуртами, что бы не осознавать этого. Сторонники храма зачастую аргументируют свою позицию восстановлением исторической справедливости — храм святой Екатерины, или Екатерининский собор, существовал в городе с его основания, а затем был снесен. Противники строительства храма взяли на вооружение постулат, что они де не против храма как такового, они против того, что бы  был уничтожен сквер, против того, чтобы  православными учреждениями застраивался центр города. Их де слишком много. Добавить сюда  нужно мнения протестующих по факту. Против всего, что исходит сверху.  После объявления пенсионной реформы, сворачивания бесплатной медицины, бесплатного образования, других социальных программ, население ждёт от властей только худого. Увы, но это так.  Скорее всего, людям дали отличный повод проявить протест в традиционно свободном, интеллектуально развитом городе. Он наслоился на протест 2016 года против храма.  Люди тут активно выступали и против сноса советской телебашни. Они не только и не столько против Православия, скорее всего. И не против конкретного Храма в честь Святой Екатерины, хотя, уверен что часть людей именно против появления ещё одного именно православного Храма. Протест тут имеет комбинированный, гибридный характер, как принято сейчас говорить.  И доля вины самой РПЦ, что является оконечным заказчиком, тут весьма велика. РПЦ, к сожалению, после объявления её большим учреждением добрых дел и национальнообъединяющей  силы, в глазах россиян стала выглядеть  не как духовный орган, который настраивает паству и священнослужителей на единение служению Добру и Согласию. Оно в последнее время выглядит как министерство Православия, которое вписывается в реестр бюджетополучателей, особенно легко ей достаётся земля в центрах российских городов, а отдачи почти нет. Нет ни открытия учреждений медицины, образования, хосписов, ночлежек, столовых под патронатом РПЦ.  Ничего того, что всегда отличало Православие добрыми делами по отношению к простым россиянам. И вот простые россияне пришли за ответом к РПЦ во втором по уровню бандитизма 90-х городе РФ после Санкт- Петербурга.  И еще вопрос звучит: как же так произошло, что так сильно изменился лик прежнего Собора Екатерины?  Теперь он выглядит не копией прежнего, а выглядит другим, чужеродным для Екатеринбурга, копией Успенского собора во Владимире.

Как же так получается? Собирались возродить утраченное, кивали на историческую справедливость, а сами подмишурили с этой исторической справеливостью в сторону укрупнения масштабов застройки?  Может быть у спонсоров застройки в это не простое время дела идут в гору, они могут себе позволить в кризис не считать ни квадратные , ни кубические метры нового здания, которое в и ширину и в высоту около 50 метров, но население таких аппетитов ни олигархических структур, ни РПЦ не поняло.  
 Екатерининский Храм был таким как был, всё остальное уже-попытка под видом восстановления исторического облика города сваять нечто новое и огромное, как нынче возводятся огромных масштабов  развлекательно-торговые центры. Так может быть новая инициатива властей и есть возвести под видом Екатерининского храма некий  ТРЦ культового уклона?  Так эдак даже истинно верующий, а не только агностик с большевицкими корнями скажет: не любо.

Нынче протест вроде бы свели на нет. После вмешательства Президента В.В. Путина забор стройки убрали, власти города и региона готовятся провести опрос на тему возможной площадки под застройку. Да только этого ИМХО мало. Нужно обязательно обратиться к внешнему облику будущего Храма и его размерам. И если он был первоначально таким, то и выглядеть должен таким же.

Фото  itsmycity.ru

И рядом с часовней ему самое место, не обязательно претендовать на фонтан "Каменный цветок". Не обязательно возводить гигантских размеров не скромное культовое учреждение. Небольшой Храм вполне может вместиться у часовни и создать с ней отличную композицию как компромисс. А иначе не логично: часовня тут будет стоять, а Храм будет где-то в другом месте.

А иначе к истории это отношение мало будет иметь. К истории города по крайне мере. К исторической справедливости тем более. Иначе история просто ширма для любителей возводить офисы РПЦ под видом храмов. И какой там зал, для какого  количества молящихся...на 2,5 или на 3-4 тысячи человек, это уже не важно. Храм на Крови, что в Екатеринбурге воздвигнут на месте Ипатьевского дома, где произошло ритуальное убийство последнего русского царя Николая II с семьёй, посещает небольшое количество екатеринбуржцев. Все умещаются в небольшом зале на втором этаже, где за ними присматривает бдительная охрана. Да так, что ритуал таинства прекращён в наблюдательный процесс людей в форме с рациями. Вот что больше всего отталкивает людей. Не добрый замысел, а дурное исполнение. Помнить бы это всем олигархам, их фондам и охранникам с татуированными крестами на груди, что являются или собираются быть модераторами  обрядов, связанных с верой.  Вы либо верите людям, либо верите в своих богов, которые к людям, к прихожанам  отношения не имеют.  Либо находите компромисс и занимаетесь просвещением так, что история вызывает у людей Уважение, а не Пренебрежение, когда слишком много истерики раздуто вокруг одних фактов, да так, что они превращены в  махровый пиар, либо уделяете внимание Истории очень ответственно, грамотно и культурно, чтобы не жонглировать "историческими справедливостями". 

Никогда города на Руси тех времён не назывались в честь людей, ибо никто из смертных не мог поставить себя выше святых, выше Создателя., выше веры. И название Храма и самого города Екатеринбурга идёт всё же не в честь  супруги Петра I, а в честь Святой Екатерины. Называть города в честь людей, вождей и подмастерьев вождей пошла с советских времён, с эпохи  "безбожия".  И такие города как Екатеринбург, Екатеринослав (Днепропетровк), Екатеринодар (Краснодар), они назывались в честь Святой Екатерины, а не в честь Екатерины I. И тем более не в честь  Екатерины II, которую так нарекли после переворота, который устроили проанглийские круги, воссадив на престол эту   креатуру Лондона -  Фредерику Цимбарскую, мужеубийцу якобы непопулярного царя Петра III, внука самого Петра I, словно в истории России были прямо-таки популярные цари. С момента правления  Фредеририки Цимбарской, к которой пиарщики того времени прикрутили массу титулов и легенд  о золотом веке Екатерины Историю тех времён с той поры мы знаем в английском исполнении. В том числе историю восстания  Емельяна Пугачёва.  И собственно легенду о самом прогрессивном русском царе Петре I так же знаем с английских слов. Одна из таких легенд про Екатеринбург гласит:  "Екатерина II даровала Екатеринбургу статус  города, что отражено в историческом гербе Екатеринбурга. Во время правления Екатерины II через молодой город проложили главную дорогу Российской империи — Большой Сибирский тракт. Таким образом, Екатеринбург, в числе других  городов, стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, "окном в Азию", подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу"

Кто такая на самом деле была Екатерина II широкой общественности ещё предстоит узнать. 

Попытки донести правду о её царствовании и последствиях этого периода для Отечества делаются  всё чаще прежде всего на Урале

После событий с возведением Храма Екатерины в сквере у Драмтеатра, история Храма становится историей "Храма на драме" и историей "Храма несогласия".  Очень жаль, что так выходит, хотя история возведения Храма отсылает нас в изучение тёмных времён нашего не очень светлого прошлого. Не очень высветленного прошлого, в котором очень много тёмных пятен, которые чаще всего выдаются за белые.  Насилие в определении властных особ на престоле России почти всегда применялось и было ключевым фактором осуществления государственных дел. Как-то даже удивительно произошло на этот раз, что насильственного  насаждение Храма Святой Екатерины не произошло, хотя дело связано с традициями Православия и должно считаться богоугодным. Но что есть Крест православного человека, если не терпеть насилие? Ведь сам Екатеринбург, его первый железоделательный завод и Храм построены людьми, которых пригоняли на стройку словно скот, потому что им взимание подати в пользу государства и олигархов тех лет было заменено на неоплачиваемые работы на горные нужны России?  В духе Православия по канонам РПЦ и за веру, за царя и Отечество. И гибли тут люди ничуть не меньше , чем на строительстве Санкт-Петербурга, где Храмов и Соборов было не меньше, даже больше. Стало быть чем больше бесплатных дел, не особо затратных для себя, особо выгодных  дел государство и его госзаводчики дел собираются на горбу населения наделать, тем больше храмов ставилось.   Вот такие они, получаются, моменты истины.

Как знать, может это ментальное пробуждение тех, кого недавно призвали вставать с колен, а не удачная работа врагов и бесов, что желают России худого... А бесы те, облачившись в рясы, пробрались в руководство РПЦ и сделали из веры Православной некий оффшор чести и совести.  Как знать?  Никогда ещё не было такого, что бы храмы ставились через вражду и насилие. И начинать бы не нужно. Хотя не было на Земле ещё святых, что насилие это не познали. И без насилия собственно и святости нет, вернее без преодоления насилия, без его познания.  Сама Екатерина через веру свою и стала святой.  Через пытки и насилие. Казнённая в  Екатеринбурге царская семья   тоже была причислена к лику святых. Замкнутый круг Православия.

Святая Екатерина, спаси и сохрани нас всех, если на этот раз сможешь.

 



Пять минут хорошего настроения. Часть 28

Ребёнок  подрастает,  остаются  детские  вещи.  Захотела  помочь  какой-нибудь малоимущей семье. Посмотрела в интернете, чего они хотят. Оказалось, чт...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Обсудить
  • Вы абсолютно правы. Вот казалось бы не мой вопрос (я не Екатеринбуржец ) Но когда я увидел проэкт этого храма ... ,Ну зачем эта помпезная грандиозность...? Это как Самая Большая в Мире яхта у олигарха.Зачем ? Человек сразу подумает- с жиру бесятся , деньги девать не куда !(А ведь так и есть.)И как Вы правильно заметили - какая отдача от РПЦ ?