Александр Щипков: «Судьба «Матильды» — уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему «православного экстремизма» (06.10.17)

2 392

В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя «Матильда» не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок. В последнее время в связи с угрозами кинотеатрам возник еще один, прежде никогда не поднимавшийся вопрос: существует ли такое явление, как православный экстремизм. О глубинных причинах происходящего в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал профессор философского факультета МГУ, доктор политических наук, член Общественной палаты РФ Александр Щипков.

— Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион выступил с официальным заявлением в связи с ситуацией, сложившейся вокруг «Матильды», и сравнил ее с происходившим вокруг скандального издания «Шарли эбдо» — когда опять выбор сводится к одной дилемме: либо вы на стороне так называемого «Христианского государства» и тех, кто призывает к запрету фильма, либо вы на стороне Алексея Учителя и всех тех, кто поддерживает картину. А третьего как бы и не дано. А вы как относитесь ко всему этому?

— Сначала, как мы знаем, поднимался разговор об искусстве — о границах дозволенного, о свободе творчества. Если вы перечитаете «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, то у него два зека как раз рассуждают на эту тему на зоне в 1940-е годы Так что разговор не новый, не первый раз поднимается.

Но сейчас эта тема переходит совсем в иную плоскость и наполняется совсем иным содержанием — в тему обсуждения «православного фундаментализма». Некие политические слои начинают заявлять о существовании некого «православного фундаментализма», источником которого является православие. В информационную среду вбрасываются словосочетания, которые зеркалят известную политическую проблему: «христианское государство», «православный ИГИЛ», «православный Талибан» и так далее. Только в Сирии и Афганистане — реальные структуры, а в России — подставные, фейковые, как сегодня принято выражаться. Тема «Матильды» через пару месяцев иссякнет, и на её место готовят новую антихристианскую повестку.

Рассмотрим внимательно сложившуюся политическую ситуацию. В 2014 году после возвращения Крыма произошла консолидация российского общества. Подавляющее большинство — замеры показывали 86% — одинаково положительно оценивали события, связанные с Крымом. Возник ценностный консенсус, связавший воедино большую часть общества. О таком мечтает лидер каждого государства.

Долгое время нам внушали, что существуют «красные» и «белые», что российское общество навсегда расколото. Тема постоянно подогревалась, общество держали в искусственном напряжении. В своих статьях я называл это проектом «перманентной гражданской войны», которая никогда не закончится. А она взяла, да и закончилась.

Еще одна важная деталь: в 2014 году по отношению к Крыму произошел консенсус не только внутри общества, но и между властью и обществом. Редкий для России случай. У власти появилась мощная социальная опора, что испугало наших оппонентов. И теперь, в разгар информационной идеологической войны, перед ними стоит задача расшатать этот «крымский консенсус» — консенсус между властью и ее социальной опорой.

Как это можно сделать? Нужны точные информационные вбросы. Нужно сформулировать некие взрывные идеологические тезисы. Нужна некая повестка, которая сумеет взбудоражить общество и поссорить людей между собой и властью. Посмотрите, какие варианты за последнее время использовались.

«Реновация» — попытка раскачать лодку на социальной почве. Не получилось. Вывод на московские улицы несовершеннолетних, копия майданного проекта «онижедети» — попытка раскачать лодку на политической почве. Не получилось. «Тангейзер», «покемоны» и проч. — попытка раскачать лодку на почве «культурного» столкновения «актуального» и «архаичного». Не получилось. Можно собрать и другие примеры.

— То есть, Вы полагаете, что и «Матильда» — это такая очередная попытка?

— Очевидные вещи. В чем трудность для наших оппонентов? Сегодня Россия находится в уникальном положении: в религиозной и национальной плоскостях ситуация стабильная. Да, никогда не бывает всё абсолютно гладко, но реально ситуация очень хорошая. И ее нужно сохранять, ее нельзя раскачивать. Но как раз сюда и направлена новая операция по созданию фейкового «православного фундаментализма», которого реально просто не существует в природе.

Дело в том, что у наших протестно-либеральных кругов — дикая нехватка протестных сюжетов. Просто голод. Им нужен помощник, им нужен радикальный контрагент. Однако в силу упомянутого «крымского консенсуса» его не существует. Не существует, значит нужно создать искусственно, в медиа-пространстве, что они и пытаются делать. Так появляется подставной фундаментализм, о котором начинают говорить как о реальном различного рода «агенты влияния»: журналисты, ученые, общественники всех сортов.

В идеале им нужны посадки разного рода хулиганов для того, чтобы объявлять их либо «экстремистами», либо «узниками совести». В зависимости от ситуации и политической конъюнктуры.

— Как бы там ни было, совсем скоро уже будет премьера фильма, он пройдет, все, кто хотят и не хотят, его посмотрят. Аргумент, что «вы не видели фильм», уже не будет действовать. После этого, вы считаете, общественное противостояние еще обострится?

— Те силы, о которых я говорю, не занимаются культурой — они занимаются политикой. Мы сейчас наблюдаем точку перехода — от дискуссии о свободе художника и цензуре к теме христианского аналога ИГИЛ. Судьба фильма и режиссёра их не интересует, это уже отходы, отработанный медийный шлак. Эти ребята сейчас уже находятся в повестке января-марта 2018 года.

— Можно сказать, что это некий новый всплеск информационной войны против Русской православной церкви?

— То, о чем я говорю, это, в первую очередь, направлено против российской государственности. Поскольку для этой политической работы выбрана религиозная составляющая, то Церкви в этом пропагандистском виртуальном спектакле они готовят роль пестуна «православных экстремистов». В течение октября-ноября вы насчитаете десятки статей и круглых столов на тему «православного фундаментализма».

— Недавно вы выступали на одном из центральных телеканалов и жестко высказались в отношении министра культуры, сказав, что ситуация с «Матильдой» — это его «политическая ошибка». Позже режиссер Никита Михалков вам ответил, что Мединский тут ни при чем, поскольку фильм финансировал «Фонд кино»…

— Если бы я сказал, что это финансовая ошибка, тогда да, этот ответ можно было бы принять. Вот у Кирилла Серебренникова — финансовые ошибки и соответствующие результаты. Но я говорил о политической ошибке. Министр культуры — это тот человек, который несет ответственность за состояние культурного пространства в стране. Культурное пространство — это культурно-политическое пространство. Не надо делать вид, что культура существует отдельно, а политика отдельно.

— Еще совсем недавно в обществе была горячая дискуссия вокруг скандальной постановки «Тангейзера». Сейчас директор Большого театра заявил, что обеспокоен возможной агрессивной реакцией определенной части общества в связи с выходом балета «Нуреев». Все эти вещи, порождающие полемику и некое противостояние, связаны со сферой искусства. Вы полагаете, что все это — звенья одной цепи, и они тоже входят в ту парадигму с «Матильдой», про которую вы выговорите?

— В целом, да. Искусство в информационной войне используется для оскорбления каких-то глубинных представлений народа. Речь не идет о чувствах только верующих — подавляющее большинство населения живет в традиционной нравственной парадигме, независимо от степени своей религиозности или отсутствия оной. Например, нельзя обижать мать, оскорблять святыни, уничижать сакральное. Сакральность разная может быть. Есть прямо религиозная — как, например, храмы, или распятия; но она же распространяется на Мамаев курган и Бородинское поле, на Освенцим и Терезин, на Кремль и Херсонес. И Достоевский сакрален, и Пушкин сакрален для русского народа, и поэтому так же недопустимо издеваться над ними на театральных подмостках.

Традиционные ценности одинаковы для всех. Благодаря им происходит цементирование нации. Поэтому нация реагирует болезненно, когда бьют именно в эту точку.

— Иногда говорят, что тот или иной деятель просто «свободный художник», и он лишь «самовыражается», что для него как раз свобода творчества и свобода искусства — это, так сказать, «свято»…

— Это ложь. Он занимается политикой. Или же те люди, которые им манипулируют и его финансируют, они занимаются политикой и преследуют политическую цель. А цель — дестабилизация общества. Поэтому мне разговоры о «свободе творчества» скучны и неинтересны, это демагогия. Они занимаются политикой.

— Демократия предполагает свободу…

— Демократия — это власть большинства, это власть «крымского консенсуса». Это власть большинства при соблюдении прав меньшинств. Конечно, творчество должно быть свободным. Но свобода здесь тогда хороша, когда она соединяется с тем, о чем сказал Пушкин. Он восславил ту свободу, которая идёт рука об руку с чувствами добрыми и милостью. А государство, со своей стороны, должно способствовать развитию именно такого творчества, именно такой культуры.

Источник: Интерфакс

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • +++
    • NMP
    • 9 октября 2017 г. 14:18
    пусть эти свободные богоизбганные  "творцы" лучше мошонки себе прибивают на площадях,а не лезут в историю Государства Российского.