Восток и Запад - Коллекцивизм и Индивидуализм

5 1999

Надо сказать, что начал я писать сначала вообще на другую тему, но понял, что вся линейка рассуждений не укладывается в одну удобочитаемую статью. Так что решил разбить. Может получится цикл, может ничего не выйдет - я часто выдыхаюсь на середине, не заканчивая начатое. Но попробуем...

Итак, одна из традиционных дуальностей, распространённых в массовом сознании - это дуализм Востока и Запада. Ему традиционно соответствуют многие другие, автоматически накладывающиеся на него, но, пожалуй, одна из первых ассоциаций - это Коллективизм и Индивидуализм как основополагающие столпы этих групп государств.

Сложно спорить, что США как витрина Запада - в основе своей индивидуалистичны, а КНР как витрина Востока - являются коллективиским обществом. Причём это не свойство, скажем, демократии и коммунизма (особенно учитывая, что ни современная демократия, ни китайский коммунизм, в общем, не имеют прямого отношения к тому, что так называлось изначально), а прослеживается исторически у Европейских и Азиатских цивизизаций соответственно. Если взять Европу века эдак 13-го и того же периода тот же Китай - картинка будет, конечно, отличаться, но общие закономерности будут теми же.

Наиболее часто такую разницу объясняют разным типом хозяйствования - древние цивилизации Востока (от Египта и до Китая) - это цивилизации Великих Рек и соответствующих сельскохозяйственных культур, растущих в воде. Процветание этих цивилизаций обеспечивалось за счёт строительства масштабных ирригационных систем. Логика здесь такая - чтобы построить каналы и плотины при отсутствии современной строительной техники, необходимо много рабочих рук, что заставляет население сбиваться в большие коллективы. В местах же, где земледение не требовало таких работ (а если точнее - где это не давало кратной прибавки производительности) - сельское хозяйство атомизировалось, что приводило к формированию более индивидуалистичного самоощущения.

В целом, такая теория достаточно убедительна и прекрасно описывает крайние случаи. Однако, как мне кажется, начинает хромать, когда дело касается случаев промежуточных. Ведь мир не состоит только из крайне индивидуалистических и крайне коллективистких обществ. Градаций много, причём это далеко не только градация по одной линии.

Другую концепцию я, честно говоря, слышал только от одного человека - преподавателя, который вёл у нас ИСАА (Историю Стран Азии и Африки). Он считал основным критерием формирования этого аспекта наличие/отсутствие "варварской периферии" - т.е., попросту, соседство с Великой Степью или её аналогами (для Египта это - Аравийская пустыня) - некоего "инкубатора", из которого с периодичностью в поколение приходят разной интенсивности волны кочевников с набегами. По его пониманию, именно такая постоянная угроза вынуждает людей сбиваться в большие сообщества для самообороны. 

В качестве примеров того, что вписывается в его теорию и не соответствует "хозяйственной" он называл две страны в частности - Россию и Японию. В первой коллективизм сформировался благодаря вечной угрозе от Степи, хоть и нет никакой нужды в ирригации; во второй было практически полноценное Средневековье, мало отличное от европейского, не смотря на ирригационное сельское хозяйство. В этой концепции есть также свои проблемы, хотя полностью неверной её тоже трудно называть. 

Но, вот, на каком-то этапе обе эти линии сложились у меня в голове в сетку координат. Так что я предлагаю вот какую концепцию:
Способ хозяйствования (мелкодворовой/ирригационный) - формирует степень индивидуальности/коллективизма народа и оказывает опосредованное влияние на индивидуальность/коллективизм элиты.
Отсутствие или наличие варварской периферии - формирует степень индивидуальности/коллективизма элиты и оказывает опосредованное влияние на индивидуальность/коллективизм народа. 

В целом, это получаются этакие, не вполне перпендикулярные оси координат (угол между ними явно меньше 90 градусов). В такую совмещённую концепцию, как мне кажется, вполне вписываются как полярные, так и промежуточные случаи:

+ирригация+варвары = Китай: коллективиская элита, коллективисткий народ.
+ирригация-варвары = Япония: индивидуалистически-коллективисткая элита, коллективистко-индивидуалистический народ.
-ирригация+варвары = Россия: коллективиско-индивидуалистическая элита, индивидуалистически-коллективисткий народ.
-ирригация-варвары = Европа: индивидуалистическая элита, идивидуалистический народ.

Я прекрасно понимаю, что концепция досточно спорная, но я попробую её раскрыть ещё как-нибудь отдельно...

Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Куда исчез Борман?
  • Zimin
  • Вчера 11:03
  • В топе

Его искали больше полувека. Мартин Борман бесследно исчез из Берлина в последние дни войны. Список преступлений этого человека огромен, однако приговор на Нюрнбергском процессе ему вынесли заочно....

Обсудить
  • Плюс за поднятую тему! Но есть замечания. =В первой коллективизм сформировался благодаря вечной угрозе от Степи, хоть и нет никакой нужды в ирригации= Зато есть нужда уложиться в краткий сезон с/х и ремонтных работ , которые зимой невозможны. Отстраиваться после пожаров всем миром, чтобы успеть к холодам. =во второй было практически полноценное Средневековье, мало отличное от европейского, не смотря на ирригационное сельское хозяйство= А каков критерий "полноценности" ? Китайское, индийское, иранское Средневековье было "полноценным" или нет?