Японцы и монотеизм

43 5989

Очередной раз выплыло из просторов инета перечисление ограничений, якобы существующих для мусульман в Японии. Очень забавная это стена текста, я её впервые вообще на американском конспирологическом форуме увидел. Потом услышал её повторение из уст уже вполне профессионального арабиста по радио и ушёл в глубокий фэйспалм.
Я там в комментариях ответил, конечно, но считаю нужным немного прояснить ситуацию. И если с 10-ым пунктом всё ясно - это фишка, больше связанная с культурой труда и бытом, то своё пояснение к девятому пункту считаю нужным прояснить отдельно.

Так вот, как японцы воспринимают монотеизм?

Если коротко - никак. Они его просто не воспринимают.


Напомню историю вопроса. Ну или расскажу для тех, кто вообще не в курсе.

Собственно исконно японской религией в Японии является Синто (что, на самом деле читается как "Щинто" с чуть более коротким "щ"). Строго говоря, это не совсем религия, скорее система верований. В общем - классическое язычество, не имевшее в оригинальном состоянии вообще никакой системы и получившее некое подобие оной благодаря влиянию других религиозных (главным образом Буддизм и Даосизм) и философских (Конфуцианство) систем. Но в целом, общие представления и понятия в этой системе остались в виде, мало отличающемся от самых ранних письменных свидетельств, до нас дошедших - а это, на секундочку, 8-ой век нашей эры.

Первой условно-монотеистической религией, пришедшей на территорию Японии был Буддизм. Причём буддизм Махаяны (т.е. "широкой колесницы", подразумевающий крайне широкие "возможности" по достижению нирваны в отличие от "узкой колесницы", в которой оной могут достигнуть лишь монахи), местами в крайне мистической версии. И, что характерно для Востока в целом, религии эти начали сосуществовать, а не бороться друг с другом. Не трогая Синто, Буддизм занял собой те ниши жизни, которые оказались мало разработанными в традиционном культе - посмертное воздаяние, понятие греховности и т.д. и т.п., что в бытовой жизни означало, что буддизм забрал на себя в основном ритуалы, связанные со смертью, похоронами, поминовением усопших и т.п.

При этом, я не зря назвал Буддизм "условно" монотеистическим. По сути, это вообще религия без Бога - если следовать ей буквально, то выходит, что даже индуисткие боги в общем не совсем таковые, а сам Будда вовсе не божество, а учитель, обнаруживший некую непреложную истину и открывший её людям. 
Тем не менее, в японской среде (да и не только японской) эта в общем мистически-философская школа быстро приобрела религиозные черты с поклонением Будде как божеству. И, что особенно характерно для Японии, с поклонением ботхисатвам (которых можно условно воспринимать как "буддистских святых") как богам.
Далее - школы, как буддистские, так и синтоистские, пытавшиеся как бы соединить две сосуществуюшие религии в одно. Буддистские утверждали, что японские божества, дескать, суть инкарнации ботхисатв. Синтоистские - с точностью до наоборот.

Но не суть. Суть в том, что первые христиане появились на архипелаге только в 16-ом веке. Были это, главным образом, иезуиты. Их предводитель, Франциск Ксавье, помнится, с большим удивлением отзывался в своих дневниках о японских религиозных представлениях. Так, мне кажется, и не понял, что те два вида храмов, которые он увидел - разных религий. Христиане даже пользовались некими преимуществами, покуда де факто правителем Японии был Ода Нобунага, недолюбливавший буддистов и видивший в Христианстве противовес оным.
Впрочем, недолго музыка играла. Менее века. Быстренько, как только поднялся первый мятеж в наиболее христианизированных провинциях под христианскими флагами, проповедь Христианства оказалась в Японии официально запрещена, а страна - закрыта для иностранцев. Разрешили заход двух голландских судов в год на один островок в бухте, если мне не изменяет память, Нагасаки. И то - по большому блату: голландцы, когда разразился тот мятеж, одолжили свою канонерку для обстрела крепости мятежников - те ведь были католиками, а голландцы - протестантами...
Короче, не задалось. Там и гонения были, и распятья, и фумиэ - специальное испытание на скрытых кристиан, когда людей заставляли для проверки наступать на икону...

В следующий раз христиане более-менее свободно себя начали чувствовать в Японии только после реставрации Мэйдзи (Мэйджи). На том этапе опять поприжали Буддизм, повытесняли Конфуцианство и победившая философская школа Кокугаку-ха (Школа национальной науки) провозгласила, что нужно вернуться к Синто как основе японского духа. Привело это к систематизации Синто (объявленного параллельно государственной религией) и низведению всех остальных религий до некоего общего уровня "нихай живэ".
Т.е. ты можешь быть тридцать раз христианином. Ходить в свою церковь, молиться своему Богу. Но японский Император - всё равно потомок солнечной богини Аматэрасу. Хоть ты тресни. Вот тогда, да, за отрицание этого непреложного факта и правда можно было в тюрьму загреметь.

Ну, естественно, после поражения Японии в Войне, Синто перестало быть госрелигией и все догмы, с этим связанные были отменены. С тех пор Япония - чисто светское государство, в котором притеснение кого бы то ни было по религиозным соображениям - вне закона.


Так что же сейчас?

Сейчас представление японцев о монотеистических религиях примерно... никакое. Они вообще не понимают, как это. Ну за исключением, может, очень небольшого количества и правда в одну из них погружённых или учёных, ими занимающихся.

Тут я, на самом деле, не смогу ответить стопроцентно фактами и научно, буду ссылаться на крайне условные источники и собственные ощущения. Не обессудьте. В частности, тут моим основным источником вдохновения будет современная популярная культура - японские игры, анимэ, манга и т.п.

Я сразу обозначу то, как в Японии обозначается высшая сакральность. По сути, таковой сакральностью для японского сознания обладает ровно один человек - японский Император. Выражается она на практике в том, что он не изображается нигде и никогда в художественных произведениях. Максимальные отсылки, которые я могу вспомнить, это отсылки вида продемонстированного кадра с видом на императорский дворец или когда кто-то говорит с ним по телефону. Голоса при этом мы не слышим. По сути, это некто, безусловно присутствующий, но не принимающий участия в событиях. Он как бы вынесен за скобки и не является специальным фактором и/или деятелем. 
Тут, кстати, можно упомянуть, что даже существующая в Японии Коммунистическая Партия не имеет в своей программе ничего, связанного с упразднением монархии. К слову.

Так вот, по моим ощущениями, монотеистическая религия воспринимается японцами в том ключе, что оное единое божество воспринимается примерно в том же статусе - выносится за скобки. В Христианстве, кстати, обычно, туда же отправляется и Иисус Христос как воплощение (аватара) христианского Бога. Что, кстати, перекликается с одним из определений японского Императора - он арахитогами - "явленное божество".

Я тут не беру отдельные произведения типа того же "Saint Onii-san", кадр из которого использован в заголовке. С хвостами не в счёт.

При отодвигании за рамки восприятия Бога, от того же Христианства в его мистической надчеловеческой части остаются ангелы и демоны. Которые японцами в свою очередь, уже воспринимаются отнюдь не так, как европейцами. Ангел - это, ведь, по сути, посланник. В канонической трактовке даже не имеющий собственной воли как таковой. А демоны - те же павшие ангелы, так же не имеющие души и по сути воплощённое зло.
Японцы же накладывают на ангелов образ своих богов, ками. На демонов - своих демонов, ёкай. А это ведь совсем другая ситуация и другая картина мира.
Потому что ками, лишившийся почитателей - это тот же ёкай. А ёкай, которого начали почитать как ками - становится оным. И у всех души, у всех личности. У всех свобода действий и возможность принимать решения за себя и других.


Короче говоря, возвращаясь к изначальному утверждению, для японца принять Ислам - это сломать себе психику. Ибо формула "нет Бога кроме Аллаха" для него абсурдна.
При этом, японцы очень хорошо относятся к внешней и ритуальной частям западных религий, пока те не пытаются давить им на психику. Часто японцы сочетаются браком в христианских церквях, празднуют (пусть и специфично) то же Рождество. Но утром 1-го января подавляющее большинство всё равно пойдёт на хацумодэ (первое посещение храма) в ближайшее синтоистское святилище. И они не видят в этом никакого противоречия...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Для меня суровым открытием было, что у японцев в их религиозном понимании нет "изначально зла". Как понятия. Вообще. Все духи - ками, одни сильнее, другие слабее, одни умнее, другие тупее, и все могут меняться с обстоятельствами. А так, чтобы глобальное воплощение изначального зла было - нету. Чуть отдельно стоит лишь несколько личностей, Аматерас например, но они настолько легендарны бесконечно далеки от дел простых человеков, что собственно в жизни японцев практически не существуют.
  • У Бога нет религий!
  • В программе КПЯ нет пункта о ликвидации монархии, зато они громче всех требуют возвращения "северных территорий ".
    • Chatos
    • 21 февраля 2017 г. 16:53
    Можно попытаться сделать ещё один вывод (лично я наблюдал похожие явления во Вьетнаме). В странах, где возникли предки монголоидной расы (сама Монголия, Казахстан и другие страны - ближние спутники России к очагам возникновения монголоидной расы не относятся) людям недоступна религия, если под религией понимать попытки какого-либо приближения к Единому Богу. Всё остальное, в общем-то подпадает под определения "атеизм" или "идолопоклонство". То-есть и китайцы, и японцы без всяких душевных терзаний могут соблюдать любые понравившиеся им обряды. Но Веры в Бога там нет и быть не может... И вообще, суть попыток обмена свечки на собственное благополучие, обмена тыквы на хороший улов рыбы одна - идолопоклонство)
  • Аффтар, а Вы-то как воспринимаете монотеизм в современном мире? Олёлях сотворил вселенную Большим Взрывом штоль, и при этом мочит шайтанов камнями, когда они подслушивает его распоряжения ангелам?