Предыстория (IX — XI вв.)
Ещё в IX — XI веках Новгородская земля обладала важными отличиями от других древнерусских земель. Местная верхушка словен, кривичей и чуди, пригласившая в IX веке варяжского конунга стать военным вождем союза, не была поглощена князем и его дружиной и продолжала оставаться могущественной внутриполитической силой. Несмотря на это, к XI веку позиция князя, представлявшему здесь интересы Киева, значительно окрепла. Об этом в частности свидетельствует тот факт, что князь переехал из Рюрикова городища — в Новгород.
К XI веку в Новгороде существовало четкое социальное расслоение. Так в руках местной верхушки — бояр —находилась значительная часть денежных средств, которые были накоплены в процессе сбора дани с местного населения. В XI веке Новгородской землёй совместно управляли верхушка местной городской общины и наместник киевского князя с дружиной, при этом главенствующая роль была у князя. Однако в 80-ые годы того же века данное положение дел начало меняться. Новгородская городская община стремилась усилить свою роль в управлении Новгородской землёй. Этому также способствовал наметившийся глубокий внутриполитический кризис Древнерусского государства. В 1088 году киевский князь Всеволод Ярославич прислал в Новгород на правление своего малолетнего внука Мстислава, сына Владимира Мономаха. В это время рядом с князем появляется соправитель — посадник, выбранный самими новгородцами.
Борьба городской общины с княжеской властью.
В конце второго десятилетия XII века Владимир Мономах пытался вернуть былую первостепенную роль киевского наместника в Новгороде, посадив в Новгороде вопреки воли бояр своего внука князя Всеволода Мстиславича. Формально двоевластие сохранилось, однако посадник назначался из Киева. Данную политику продолжал и сын Мономаха — Мстислав. Однако после его смерти в 1132 году власть киевского наместника Всеволода Мстиславича резко ослабла, лишившись внешней поддержки из Киева. В 1136 году Всеволод Мстиславич был окончательно выслан из Новгорода и на стол приглашён черниговский князь Святослав Ольгович, который также был изгнан через год.
«В дальнейшем, успешно лавируя между враждебными княжествами и союзами княжеств, новгородцы добились того, что во второй половине XII века все древнерусские князья признавали за ними право приглашать на новгородский стол князя по собственному желанию (так называемая вольность в князьях). Высшим органом власти в Новгородской земле стало собрание жителей города — вече, которое решало, какого князя пригласить на новгородский стол и на каких условиях он будет управлять Новгородской землёй. Без согласия веча князь не мог принимать важных политических решений».
История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006, с.131
Таким образом в Новгородской земле XII века князь утратил типичные для других древнерусских земель прерогативы:
- Новгородская епископская кафедра была тесно связана с княжеской властью. С 1156 года епископ стал избираться на вече;
- К 30-ым годам XII века — посадник стал вновь избираться на вече, а к 80-ым годам и тысяцкий, ранее избиравшейся из мужей князя.
- От князя к Новгороду перешёл торговый суд и доходы от пошлин за взвешивание мёда и воска и измерение тканей.
Итак новгородское боярство, в отличие от ростовского, сумело одержать верх над князем благодаря следующим факторам.
1. Новгородские бояре сумели добиться единства действий с другими важными центрами Новгородской земли — Псковом и Ладогой.
2. Широкие круги населения Новгорода, в том числе купцы, поддержали не князя, а местное боярство. Причины такого поведения кроются в особом общественно-политическом устройстве Новгорода.
Общественно-политическая организация Новгорода.
По типу отношений между верхами и низами Новгородская земля ничем не отличалась от других древнерусских княжеств. Град-крепость (в данном случае Новгород) господствовал над подчиненной ему сельской округой. Социальная элита града жила на сборы и кормления за счёт сельского населения. Новгородские порядки отличились от других древнерусских земель тем, что вместо княжеской дружины в качестве господствующей социальной группы выступала новгородская городская община, делившаяся частью своих доходов с другими центрами Новгородской земли — Псковом и Ладогой. Ведущую роль в сборе и присвоении дани играла верхушка городской общины — боярство. Вместе с тем в организации походов за сбором дани и в распределении средств принимала участие вся городская община. Именно поэтому городская община была заинтересована в переходе власти от князя к верхушке этой общины — новгородскому боярству.
Княжеская власть была сохранена в урезанном виде. Князю и его дружине отводились определённые земли для кормления. Князь во время войны руководил войском. Вместе с посадником он выступал в роли верховного судьи и участвовал в раздаче волостей в кормление новгородским мужам.
Почему вообще в Новгороде сохранили институт княжеской власти? Выделяют две причины.
1. Предлагая Новгородский стол князю, связанного с одним из политических центров Древней Руси, Новгород обеспечивал себе его поддержку против других княжеств, угрожавших ему. Таким образом Новгород обеспечивал собственную независимость, лавирую между соперничающими политическими центрами Древней Руси.
2. Внутренняя структура новгородской городской общины была достаточно сложной. Новгород делился на территориальные объединения — «концы», во главе которых стояли боярские кланы. Кланы боролись между собой за власть и влияние, вовлекая в эту борьбу связанное с ними население концов. Такими конфликтами была переполнена внутриполитическая жизнь Новгорода XII — XIII вв. В этих условиях для сохранения единства городской общины новгородцы нуждались в существовании некоего арбитра, который мог бы регулировать спорные вопросы в отношениях между концами. Вместе с тем этот арбитр не должен был стать настолько сильным, чтобы встать над общиной и подчинить ее своё власти. Выход был найден в установлении практики совместного правления князя и выбранного главы городской общины — посадника. Посадник, как представитель Новгородцев, следил за тем, чтобы князь не усилил свою власть в ущерб Новгороду, а участие князя было определённой гарантией того, что посадник не превратит государственную власть в орудие защиты интересов боярского клана, к которому он принадлежал.
В первой половине XII века в Новгороде начинает появляться крупное феодальное землевладение, в первую очередь церковное (Юрьев монастырь, Пантелеймонов монастырь). Однако о крупных земельных владениях новгородских бояр в это время говорить не приходится. Рост крупного боярского землевладения относится к более позднему периоду: к концу XIII — началу XIV века, что привело к серьёзным изменениям структуры новгородского общества и характеру его политических институтов.
Купцы и ремесленники в Новгороде.
Новгород XII — XIII веков был уже крупным центром ремесла и торговли. Археологами на территории города были найдены изделия десятков ремесленных специальностей. Как говорилось выше простой житель Новгорода участвовал в сборе дани, как член своего конца, подчиняясь стоявшему во главе конца боярскому клану. Однако этим отношение верхов и низов в Новгороде не ограничивалось. У простых жителей города — торговцев и ремесленников, производивших и продававших на новгородском торгу свои изделия, были свои отдельные интересы, не совпадавшие с интересами бояр. Развитию ремёсла и торговли способствовало выгодное географическое положение горда на торговых путях, связывавших восток и запад Европы. Новгородские купцы везли на запад меха и воск из русских земель и Приуралья. Для защиты своих интересов новгородские купцы и ремесленники использовали «сотенную» организацию, созданную княжеской властью для управления городским населением и организации городского ополчения. Во главе вооруженного полка — «тысячи» — стоял тысяцкий, «тысяча» делилась на «сотни» в выборным «сотским». Сотни, в свою очередь, делились на улицы — самоуправляющиеся единицы. Деление на сотни не совпадало с делением города на «концы». По-видимому, «концы» — это очень древние поселения, которые когда-то объединились в Новгород. Таким образом, в Новгороде был нахлёст двух территориальных организаций: сотской («уличанской») и «кончанской».
«Когда 80-х гг. XII в. князь уступил Новгороду торговый суд и сбор пошлин при продаже ряда важнейших товаров, то во главе торгового суда встал глава сотенной организации — выборный тысяцкий. Если посадник избирался из числа новгородских бояр, то тысяцкие в XII — XIII вв. из числа бояр не выбирались. Посаднику и новгородским боярам запрещалось «вступаться» в торговый суд и «всякаа дела торговаа». Вероятно, тысяцкий был в этот период главой торгово-ремесленного населения Новгорода и отстаивал его интересы. В руки сотских был передан контроль над мерилами и весами на городском торгу. Сотские получили даже право «строить дом святои Софии» вместе с новгородским епископом. Таким образом, заинтересованное в поддержке широких кругов городского населения в деле управления Новгородским государством новгородское боярство было вынуждено согласиться на предоставление ему определенной автономии в сфере торгово-ремесленной деятельности».
История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006. Стр. 137
Новгородским источникам XII — XIII вв. известны два объединения новгородских купцов:
1. Иванское купечество (по названию патронального храма — церкви Ивана на Опоках) — обьединение торговцев воском, в их руках находились городские весы для взвешивания воска и доход от взимания при этом пошлин.
2. Объединение «заморских» купцов (патрональный храм — церковь Параскевы Пятницы) пришло в упадок вместе с торговлей на Балтийском море.
Роль торговли в истории Новгорода.
В начале XX века получила популярность концепция В. О. Ключевского, что торговля являлась основным фактором возникновения и существования Великого Новгорода. В советской историографии эта позиция была весьма прочной вплоть до 1930-х годов. Во второй половине XX века эта точка зрения вновь стала набирать как сторонников, так и противников. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом.
Несколько слов о сельском хозяйстве. Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой. Земельные богатства легли в основу могущества правящей верхушки — боярства — по мере развития крупного феодального землевладения, которое расцвело в более позднее время (к концу XIII — началу XIV века). До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Крестьяне использовали подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв. Оказывали влияние и внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота, грабительские набеги.
Важность торговли в истории Новгородской земли невозможно переоценить. Именно из-за весомой роли торговли в Новгороде возник особый общественно-политический строй, речь о котором шла выше.
Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Новгород торговал с Ганзейским союзом, крупным политическим и экономическим союзом торговых городов северо-западной Европы XII — XVII века.
Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X—XI векам. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами («Книга о взятии земли»). В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре Балтийского моря и являющимся в XI—XIII века центром балтийской торговли. На рубеже XI—XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов — так называемый Готский двор (основан в 1080 году) с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжской божницей». На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали своё подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились. Во второй половине XII столетия на Готланде и в Новгороде появились немецкие купцы, приплывшие сюда из Любека и других немецких городов. Постепенно они начали развивать свою торговлю и вытеснять готландцев из Новгорода. В 1191—1192 годах (наиболее широкая датировка: 1189—1195 года или 1198—1199 года) был заключён договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами.
В первой половине XIII века, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостиный двор. Он назывался в ганзейских источниках Петерхоф, или двор св. Петра. Так же называлась заложенная здесь немцами церковь. Этот двор являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде. Так же как Готский, он располагался на Торговой стороне, недалеко от Ярославова Дворища, но с его восточной стороны. Руководили конторой сначала немецкий Любек, а потом ливонские Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Новгороде, организация быта и торговли, а также взаимоотношения с новгородцами регламентировались специальными постановлениями, записанными в специальный устав — скру (что означает «книга законов» или «судебник»). Приезжать в Великий Новгород и жить во дворах имели право только купцы ганзейских городов. Скра также запрещала любые торговые отношения с «неганзейцами» (особенно голландцами и фламандцами — главными конкурентами Ганзы).
Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг каждый. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.
Ввозили в Новгород ткани — в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.
Конец новгородско-ганзейским отношениям положил в 1494 году Иван III, когда по его указу немецкая контора в Великом Новгороде была закрыта, а ганзейские купцы и их товары были арестованы и отправлены в Москву. Однако следует отметить, что уже к середине XV века начинается ослабление и самого Ганзейского союза. Это было обусловлено внутренними и внешними факторами. Внутри городов обострилась борьба между плебсом и мастерами, конкуренция между цехами, бюргерством и патрициатом. Внешними факторами служили конкуренция в области торговли других, политически консолидированных стран, эпидемии, войны и др. Окончательная утрата влияния Ганзейского союза произошла в связи с открытием новых морских путей в колониальные страны.
Мог ли «демократический» Новгород стать альтернативой «авторитарной» Москве?
Устойчивость новгородского государства обеспечивали два вида соглашений — между Новгородом и другими центрами новгородской земли и между верхами и низами новгородской городской общины. Пока они действовали, та часть населения новгородской земли, которая принимала участие в политической жизни, выступала единым фронтом и против попыток князя усилить свою власть, и против попыток могущественных соседних правителей подчинить себе Новгородское государство. Разница с Ростово-Суздальской землёй была не в том, что одна была «демократией», а другая «деспотией». И та и другая земля не отличались друг от друга по типу отношений между верхами и низами. Разница заключалась скорее в составе верхов. Ввиду торгового характера Новгорода, там значительное место занимал торговый и ремесленный люд, что и определило иную общественную организацию новгородского общества.
Можно ли сказать, что Новгород представлял собой альтернативную модель общественно-политического развития Руси? И не будь на то злой воли Московии, жили бы мы сейчас при «демократии»? Так сказать категорически нельзя. Особенности общественно-политической организации Новгорода были во многом обусловлены значительной ролью торговли. По мере упадка «Ганзейской системы» — в упадок пришла и новгородская торговля, а с ней и общественно-политического строй. Вместе с внешними предпосылками изменения социального строя Новгорода с «вечевого» на «боярскую олигархию» существовали и внутренние, главным их которых было развитие крупного боярского земле владения. Подробнее об этом процесс — в последующих статьях.
Источники и дополнительная литература:
1/ История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006
2/ А.И. Фурсов. Курс лекций по русской истории.
3/ Hовгород. Ганза. Википедия.
4/ Янин В. Л. Средневековый Новгород. — Москва: Наука, 2004.
5/ Елена Рыбина «Новгород и Ганза» М. −2009
6/ Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012.
************************************************
Подписывайтесь на журнал История России - здесь.
История нашей страны от древнейших времён до начала XXI века. Особый упор - на экономическую составляющую.
Оценили 0 человек
0 кармы