Толерантность vs дружба народов.

1 2391

Все мы наслышаны о толерантности по отношению к представителям других рас и народов в ангосаксонских странах. С 1990-х годов в нашем сознании сложилось представление о том, что данные страны создали у себя атмосферу уважения между людьми: в целом все живут в мире, а малейшие попытки оскорбить, скажем, «афроамериканцев» пресекаются на корню. В частности, это выражается в том, что существует категорическое неприятие слова «негр», как якобы оскорбительного.

Так ли все однозначно? Действительно ли в тех же США царит дружба народов?

Север.

Когда-то давно я посетил США, и мне сразу бросился в глаза... расизм.

«Афроамериканцев» достаточно много в больших городах и в южных штатах. Но почти нет в северных (за исключением мегаполисов типа Миннеаполиса или Милуоки). Мне довелось некоторые время пожить в штатах Висконсин и Монтана. Если приехать в небольшой город, то в магазинах, барах, ресторанах, на улицах не встретить ни одного чернокожего. Как-то за виски я спросил местного белого жителя, почему чернокожие здесь такая редкость. Мой собеседник сообщил, что данные люди нежелательны в их краях: "I have nothing against black people, but many of them are real assholes" (с англ. «Я не против чернокожих, но некоторые из них те ещё гниды»). Он рассказал мне, что если к ним в городок приедет на постоянное поселение чернокожий, он рискует своей жизнью, и шериф, скорее всего, закроет на это глаза. В другом штате один очень уважаемый и состоятельный человек (белый) сказал мне, что если бы я остался жить в Америке, мне были бы открыты все дороги, ведь я же, как и он — белый!

Юг.

А что происходит в южных штатах? Там хоть в больших городах, хоть в провинции выходцев с африканского континента очень много. О специфике межрасовых отношений как-то рассказала мне одна знакомая, проживавшая какое-то время в небольшом городке во Флориде. Часто чернокожие устраивают скандал в Макдоналдсах из-за того, что за кассой стоит белый, и отказываются оплачивать счёт до тех пор пока их не обслужит чёрный. Слышу возмущенные крики от читателей: «да, как они смеют», «они сами виноваты в своей вечной бедности», «да это у них в крови». Я и сам не защищаю неприемлемое поведение конкретных индивидов. Но если смотреть в корень проблемы, то социально-экономическая несостоятельность чернокожего населения США продиктована социально-экономической политикой государства, а если смотреть шире — общественно-экономической формацией, имя которой капитализм. Люди вынуждены жить в гетто, а государство бросило им как кость пособия по безработице — разве это можно назвать заботой о гражданах? Обеспечили ли этим людям доступ к образованию и равные возможности при приеме на работу? Вспомните фильм «Не грози Южному Централу» — как там изображается чернокожее население? А ведь в культуре всегда отражается окружающая реальность.

При чем тут капитализм?

Капитализм был во многом построен на работорговле, когда людей вопреки их воле отрывали от мест их исконного проживания и использовали в качестве дешёвой рабочей силы. Сегодня потомков тех людей пытаются встроить в белое американское общество. Наиболее уродливые проявления расизма и расовой сегрегации удалось сгладить (напомню, что в США в 1960-х в общественном транспорте все ещё были отдельные места для цветных). Однако сама логика построения капиталистической системы никогда не даст разрешить расовые противоречия. Поэтому сегодня, несмотря на все усилия, США сталкиваются с ситуациями типа Фергусона. Не разрешив старые противоречия, США накапливают новые: теперь на месте бесправной рабочей силы оказываются выходцы из Латинской Америки, которые также пополняют число криминальных элементов. И так повсеместно. Можно вспомнить кризис беженцев в Евросоюзе, мигрантов из Средней Азии и Кавказа в России.

Если кто-то не уловил, я объясню ещё раз. Капитализм построен на перекачивании ресурсов, в том числе дешёвой рабочей силы, из периферии — в центр. Люди в массе своей с низким уровнем культуры вынуждены переезжать в страны с более благоприятными экономическими условими. Они имеют иную культуру и обычаи, а их низкий уровень образования не позволяет им учитывать всю специфику их нового места жительства, что оправдано не нравится местным жителям на Западе (и в России). Создаётся социальное напряжение. Его пытаются всячески сгладить пропагандой толерантности. Но суть от этого не меняется: общество построено на превосходстве одних и неполноценности других.

Не верите?

Расскажу вам другую историю из жизни, которая чётко и ясно дала мне понять, что такое толерантность. Случай произошёл со мной в Великобритании. В обществе офисных клерков один поляк подошёл к африканцу и без всякой задней мысли сказал: «Привет, я вчера вернулся с моря, смотри, как я загорел! Я теперь почти, как ты!» При этом он приложил свою сильно загорелую руку к руке чернокожего, чтобы подтвердить сказанное. Я сперва даже не обратил внимание на данную ситуацию, но тут я почувствовал напряжение в воздухе. Спрашиваю белого британца, сидевшего рядом: «В чем дело?» Он мне объясняет, что слова поляка были категорически неприемлемыми, так как он привлек внимание к тому факту, что африканец имеет чёрный цвет кожи.

Следуя той же логике нам говорят, что слово «негр» якобы оскорбительное. Это не так. Раса даже в научной литературе называется «негроидная». Негр означает «чёрный». Что оскорбительного в том, что у человека чёрный цвет кожи? Это же не болезнь какая-то! Почему об этом даже заикнуться нельзя? Тут очень тонкий момент. Толерантность заключается в том, что выходец из Африки поставлен в условия, когда он должен стыдиться цвета своей кожи. Но разве так должно быть? Хорошо, допустим, что «негр» — это обидное слово. А что тогда не так со словом black board (англ. школьная доска), которое также нельзя использовать?

Может ли быть по-другому?

Да, может! Принципиально по-другому дела обстоят при социализме. Именно в СССР по праву гордились настоящей дружбой народов. Почему? Не потому, что русские такие хорошие, а американцы плохие. А потому что СССР имел в своей основе другую модель экономики, и как следствие, другие общественные отношения. При СССР ресурсы не выкачивались из периферии, а вкладывались в неё. Там строили заводы, инфраструктуру, школы, больницы. Неудивительно, что республики процветали. Поэтому таджики, узбеки, азербайджанцы не хотели ехать куда-то на заработки. Поэтому никто не стыдился своего происхождения, национальность указывалась даже в паспорте.

«Куда же делась ваша дружба народов после 1991 года? И как же волна национализма, захлеснувшая вчерашние братские республики? Как же сегодняшняя Украина и Грузия?», - буду читать я в комментариях к этой статье. А делась дружба народов туда же, куда и социалистический строй. Ибо общественное бытие определяет общественное сознание, а не наоборот. Шовинизм, как и любая илеология, это надстройка при экономическом базисе. Фашизм — это крайнее, реакционное проявление капитализма, который и восторжестовал после распада СССР.

Толерантность, что в переводе означает «терпимость», и дружба народов — вещи совершенно разные. Друзей мы не терпим, а уважаем и любим.

Некоторые назовут меня «коммунякой», «совком», отправят в Северную Корею, скажут, что я скучаю по дефициту и прочее. Я сказал все, как есть. И развешивание ярлыков и упрёки никак не изменят объективную реальность.

************************************************

Подписывайтесь на наш канал на КОНТе - здесь.

В Инстаграм: https://www.instagram.com/russianewhorizons

"В России массово строятся усиленные укрытия для аэродромов". Электронная разведка США отмечает повсеместную модернизацию авиабаз ВКС

Путь от моделек до реального воплощения занял менее чем полгода. Можем, когда захотимЕщё летом нынешнего года американские военные эксперты доходчиво объяснили, почему проблема с капита...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Как бы это так дружно жить, чтобы это было не так близко. Тут от своих с ума сойдешь, а если еще не спать, о толерантности думать......