"Руководство по фехтованию на рапирах и эспадронах"- следующий труд из жанра прикладной науки и истории русского фехтования
Учебник был опубликован в ноябре 1852 года в Санкт Петербурге. Сивербрика И.Е. отмечают наиболее известным учеником Фишера. И считается, что именно И.Е. Сиверберик заложил основы отечественной школы фехтования, а ему первому присвоили звание профессора фехтования.
Иван Сивербрик - автор самого известного российского учебника по фехтованию середины XIX века. Профессор фехтования, статский советник. По мнению многих авторов он внес большой вклад в развитие русской методики преподавании фехтования. Преподавал искусство фехтования в 1-м Кадетском Корпусе и других военно-учебных заведениях Санкт-Петербурга. А также содержал фехтовальный зал для тех, кто имел желание и способности обучаться искусству фехтования. Иван Сивербрик заслужил глубокое уважение среди своих учеников, в числе которых были высокопоставленные государственные деятели.
Сивербрик начал преподавать фехтование с 18-летнего возраста. Неутомимый пропагандист фехтования, он вел широкую учебную работу, и в 1821 г. организовал на базе Константиновского военного училища в Петербурге школу помощников преподавателей фехтования. Школа эта готовила отечественные кадры преподавателей фехтования для кадетских корпусов
Представим вырезки из учебника Сивербрика "Руководство по фехтованию на рапирах и эспадронах".
В некоторых источниках можно встретить мнение о том, что Сивербрик был представителем обрусевшей французской школы. В Энциклопедии Фехтования говорится о том, что Сиверберик находился под влиянием итальянской школы фехтования.
Не стоит забывать, что учителем Сивербрика был фейхтмастер швейцарец Фишер. И если вы внимательно изучите данный учебник, то точно сможете увидеть, что в учебнике Сивербрика отражена чисто итальянская техника, и не увидите ни одного французского движения.
Сивербрику принадлежит цитата «Фехтование есть искусство с ловкостью владеть каким либо ручным холодным оружием, соединённое с красивым положением корпуса во всех позициях».
Въ продолженiи слишкомъ пятидесятилѣтнихъ занятiй моихъ, фехтовальнымъ искусствомъ, мнѣ довелось приготовить почти повсемѣстно въ нашемъ отечествѣ учителей, которые руководимы были или мною лично, или своими предшественниками, также моими учениками, всегда изустно. Недостатокъ полнаго руководства по этой части на русскомъ языкѣ, — руководства методическаго, которое бы могло служить утвержденiемъ въ правилахъ, было побудительною причиною, къ составленiю предлагаемыхъ здѣсь наставленiй.
Принявъ въ основанiе только тѣ общiя правила, которыя признаны фехтовальными Академiями, я въ запискахъ моихъ объяснилъ исключительно, необходимыя условiя для преподаванiя фехтовальнаго искусства, и въ этомъ отношенiи, излагаемыя въ этомъ руководствѣ правила основаны на моемъ собственномъ убѣжденiи.
Техническiе термины, всегда трудно переводимые, только отчасти замѣнены мною русскими словами для того, чтобы, не затемняя смысла, сдѣлать ихъ удобопонятными для каждаго лица, даже и мало знакомаго съ фехтовальнымъ искусствомъ. Для большей ясности, я призналъ лучшимъ раздѣлить предлагаемое руководство на три части, отдѣливъ, такимъ образомъ, методу обученiя отъ общихъ упражненiй въ фехтованiи.
Вполнѣ чувствую, что сочиненiе мое чуждо всякаго литературнаго достоинства, на которое я и не имѣлъ притязанiя, заботясь только о ясности изложенiя. Совершенно буду доволенъ, если достигну этой цѣли; я увѣренъ, что даже самый строгiй критикъ не потребуетъ искусства владѣть перомъ отъ руки, болѣе полувѣка привыкшей владѣть рапирою.
Ив. Сивербрикъ
Егор Сивербрик - сын знаменитого профессора фехтования и
Альберт Блинджини - мэтр фехтования
Къ Читателю
Разбирая бумаги, оставшiеся послѣ кончины отца моего, я отыскалъ нѣсколько дѣльныхъ статей и замѣтокъ, относящихся къ фехтовальному искусству и не вошедшихъ въ составъ, изданнаго имъ въ 1852 году, Руководства. Замѣчанiя эти, сколько мнѣ извѣстно, всегда принадлежали къ правиламъ методы, усвоенной покойнымъ отцомъ моимъ, и по всей вѣроятности пропущены единственно отъ поспѣшности изданiя помянутой книги.
Считая необходимымъ пополнить это руководство найденными замѣтками, я внимательно пересмотрѣлъ его, и, не измѣняя методы, составилъ новую рукопись, включивъ въ нее и бiографiю автора, напечатанную въ 1853 году, въ №№88 и въ 89-мъ газеты «Сѣверная пчела», съ приложенiемъ его портрета.
Я вполнѣ увѣренъ, что если въ послѣдствiи встрѣтится потребность во второмъ изданiи этой книги, то послѣдователи методы покойнаго отца моего не сочтутъ излишними сдѣланныя мною дополненiя.
Егоръ Сивербрикъ
Предисловiе от Альберта Бленджини
Случай доставилъ мнѣ счастiе познакомиться съ знаменитою рукописью Егора Сивербрика (сына извѣстнаго профессора фехтованiя Ивана Ефимовича Сивербрика), написанную имъ въ 1856 г., и я считаю своимъ долгомъ, не имѣя къ тому никакого личнаго интереса, въ виду громадной пользы, которую принесетъ знакомство этой рукописи русскому юношеству, доставить ему какъ чтенiе упомянутой рукописи, такъ и знакомство съ знаменитымъ соотечественникомъ, которому, навѣрное, будетъ радъ каждый русскiй.
Альбертъ Бленджини. Профессоръ фехтованiя въ императорской фехтовальной въ школѣ гвардейскихъ офицеровъ въ
С. Петербургѣ. СПБ.,
18-го ноября 1879 г.
Вы также можете следить за нашими новостями на страницах в Facebook и ВКонтакте и на канале YouTube. Прямые трансляции "Уроки русской школы фехтования" проводит ученый, Маэстро Олег Мальцев.
Оценили 0 человек
0 кармы