Перед тем, как мы начнем сегодняшний урок следует сказать, что в конце XIX и начале XX века в России вообще издаётся большое количество печатных трудов по фехтованию, так называемых "руководств фехтования". Например, в 1880 году в Санкт-Петербурге выходит два руководства к фехтованию: сочинение Г. Бленджини по фехтованию на шпагах и саблях с 50 рисунками и работа Сивербрик (отца и сына), описывающая школу древнего фехтования на шпагах и палашах с 11 рисунками и новейшее итальянское фехтование на шпагах и саблях, признанной самой лучшей для усвоения правил фехтования.
В 1883 году издаётся руководство к фехтованию на эспадронах (с таблицами и рисунками) для военных и юнкерских училищ, автор А.Глебович. В 1889 году выходит книга итальянского мастера Л.Барбазетти "Фехтование на саблях", где описана техника и тактика спортивного фехтования на саблях и много много других учебников.
И сегодня мы изучим работы по фехтованию семейства ЛюгаррЪ - двух братьев, Александр Иванович и Исидор Иванович
1905 - Руководство фехтованiя на штыкахъ, А. И. ЛюгаррЪ
1908 - Люгар. А.И. Фехтование и борьба на штыках
1910 - Люгар, А. И. Школа сценического фехтования
1910 - Люгар А.И. Руководство классического фехтования на рапирах, французской школы
1906 - Люгар И.И. Полное руководство для изучения фехтования французской школы на рапирах и на эспадронах : В 2 ч (изд: Одесса)
В 1904-1906 гг. в Москве и Санкт-Петербурге выходит три руководства по фехтованию: на эспадронах с 27 рисунками, по фехтованию на штыках и по фехтованию на рапирах с 22 рисунками. Автор этих работ преподаватель фехтования Александр Люгарр - француз, проживший в России много лет и знавший все тонкости фехтовального искусства. Он преподавал фехтование при Александровском военном училище, при офицерских фехтовальных курсах гренадёрского корпуса в Санкт-Петербурге, а также при Императорском Московском университете. В своих работах А.Люгарр даёт развёрнутую методику обучения фехтованию на всех видах оружия, подробно описывает не только технические, но и тактические приёмы французской школы фехтования
Основные рекомендации по штыковому бою в начале прошлого столетия были изложены в книге Александра Люгарра «Руководство фехтования на штыках», вышедшей в 1905 году после окончания русско-японской войны.
1905г «Руководство фехтования на штыках» Александра Люгарра
Книга состоит из 12-ти уроков от простого к сложному. Рассматриваются удары, защиты, сложные удары с угрожающими движениями, контр-приемы, сложные атаки, борьба одного штыка против двух или нескольких, штыка против шашки, штыка против кавалерии
А. Люгарр разделил на десять основных ударов и защит; используя при этом «общефехтовальную» французскую терминологию:
1. Солдат наносит удар, держа ружье на уровне головы или чуть выше. Приклад оружия повернут вверх. Штык направлен в область головы, шеи или груди; чуть сверху. Парад против такого удара совершают, держа ружье прикладом вверх, уводя штык противника влево центральной частью ложа. (Возможно отбить такой удар собственным штыком или верхней частью ружья, держа оружие штыком вверх и уводя им направленный удар вправо или влево, при этом чуть пригнув корпус).2. Удар наносится снизу вверх, при согнутых коленях, и направляется в область живота. Отбивают его, повернув ружье штыком к земле, уводя оружие противника влево или вправо.
2. Удар наносится снизу вверх, при согнутых коленях, и направляется в область живота. Отбивают его, повернув ружье штыком к земле, уводя оружие противника влево или вправо.
3. Проводят его по тому же принципу, что и удар N 2, но колени при этом не так сильно согнуты. Штык направляют снизу вверх в голов у или шею. Парад выполняется простым движением ружья в сторону. Штык нападающего принимается на центр ложа; корпус смещается влево. (При верхнем хвате ружья правой рукой производится то же самое, но в другую сторону. Такая позиция удобна еще и тем, что позволяет обороняющемуся самому тут же перейти в атаку).
4. Самый сложный и освоить его можно только практически. Дословно для пояснения этого удара Люгарр приводит следующий текст:
«Не отстраняя ружья противника переходят на правую сторону через верх его штыка. В то же время, как левая рука атакующего притягивает для этого движения ружье к груди, правая рука, держащая приклад, подает его несколько вперед; когда же левая выпрямляется для того, чтобы поместить ружье с правой стороны, рука с прикладом в это время обходит около живота и переходит на левую сторону. Обе руки нападающего тогда скрещены, и ружье повернуто боком вверх»*.
5. Самый опасный изо всех, называется «брошеный». Ружье, держа одной рукой за цевье, выбрасывают навстречу наступающему противнику на всю длину руки. Удар эффективен тем, что может быть проведен совершенно неожиданно для врага. Отбивается теми же методами, что удар N 1.
6. Наносится прикладом в голову противника. Отбивается ружьем, поднятым над головой. Оружие подставляется перпендикулярно направлению удара (возможны парады штыком со смещением корпуса в сторону. В зависимости от верхнего хвата ружья: правого или левого, движение выполняется в противоположную сторону: влево или вправо).
7. Удар прикладом в голову сбоку. Выполняется также в зависимости от хвата, елевой или правой стороны. Блокируется оружием, повернутым штыком кверху, перпендикулярно направленному удару. Парад проводят штыком или стволом.
8. Удар прикладом в грудь или в голову. Для этого скользящим движением надо поднять ружье противника и мгновенно продвинуться вперед, пропуская его штык над своим плечом возле головы, при этом нанося прямой удар пяткой приклада. В этом случае избежать его можно только уходом, увернувшись вправо или влево или пригнув голову
9. Наносится прямо, ружьем, опущенным вниз на вытянутых руках, в область паха, живота или по ногам. Парировать его можно, пригнув ружье противника сверху своим оружием (либо, держа ружье штыком вниз, изменить направление укола; вправо или влево, в зависимости от хвата).
10. Наносится сбоку штыком в бедро или в голень. Парад совершается теми же способами, что и при ударе N 9.
Люгарр рекомендует выполнять удары, держа штык с левой стороны (то есть по левую руку нападающего) от ружья противника, так как в этом случае его оружие не прикрывает корпуса. Перед нападением необходимо увести штык соперника с линии своей атаки, чтобы случайно не напороться на него. Для этого применяются:
1. Сильное нажатие в сторону.
2. Удар по ружью.
3. Скользящий удар.
4. Полукруговое движение.
Так же в книге А. Люгарра рассматриваются варианты схватки, когда один сражается против нескольких врагов. Некоторые из них мы приведем:
1. Нападают двое; первый наносит прямой колющий удар в корпус, второй – прикладом в голову Обороняющийся отбивает вначале колющий удар уводом штыка противника в сторону и принимает удар прикладом, подставив свое ружье перпендикулярно траектории его движения. Затем из верхнего положения обороняющийся сам атакует первого противника ударом N 1, а второму наносит удар прикладом в голову
2. Нападающие одновременно наносят колющие удары в корпус. Обороняющийся, используя способ защиты N 2, уводит оба штыка в одну сторону, а затем ближнему противнику наносит удар прикладом в голову, второго колет штыком.
3. Двое нападающих атакуют в ряд. Обороняющийся «брошеным» ударом поражает одного, со вторым расправляется по обстоятельствам.
4. Три противника атакуют в ряд. Обороняющийся уводит штык крайнего из них в сторону двух других, затем бьет прикладом в голову центрального. Наступая далее, наносит удар штыком первому, ближнему к нему и отступает. Третьего противника поражает «брошеным» уколом.
В боевой обстановке допускались не только колющие удары штыком, но и рубящие – по лицу или рукам противника. И, хотя русский трехгранный штык к таким ударам был приспособлен плохо, в отличие от штык-ножа или «ятаганного» штыка, но сильный ушиб и даже перелом нанести им было вполне реально. При рубящем ударе в лицевую часть старались бить прежде всего по глазам
http://olegmaltsev.com/manual-...
На этих гравюрах видно, что человек привычен к шпаге, а не к копью и пике. Отсюда появилась сама техника
Нужно отметить, что А.Люгарръ был профессиональный военный
В своём руководстве он писал:
«…одно несомненно – русско-японская война показала…сражение решает штык, несмотря на усовершенствование артиллерии и многозарядностью ружей. Поэтому вовсе не нужно быть пророком, чтобы легко предвидеть, что эволюция штыка, как оружия фехтования, должна получить опять движение. Чем скорее это произойдёт, тем лучше это будет для той армии, которая первая возьмётся за ум. Придётся снова обратиться к фехтованию на штыках и вытащить из архивов забытые уже теории фехтования»
« К сожалению, мне приходится с самого начала быть банальным, обращаясь за практическими примерами к русско-японской войне. Дело в том, что, будучи профессионалом по фехтованию, я до этой войны был, подобно бОльшей части военных, убеждён, что песня уже спета, и при усовершенствовании современных ружей штык представляет лишнее обременение солдата при стрельбе. Что такой взгляд действительно существовал, доказывает ошибка японцев, изменивших свои ружья согласно теоретическому европейскому мнению о предполагаемой тактике будущей войны. Их штыки, по рассказам очевидцев, не практичны вследствие того, что их приходится то отвинчивать, то навинчивать: обстоятельство, убедительно доказывающее, что изобретатель их штыка и комиссия, принимавшая изобретение, были того мнения, что штыковой бой – частный случай в будущей войне, главная сила которой – ружейный огонь».
1908г "Фехтование и борьба на штыках"
Прикладной эффект и боевую значимость для российской армии имело пособие Люгарра "Фехтование и борьба на штыках", 1908 год
Гравюр в данном пособи нет, но описаны способы защиты, изучаются различные удары. Представим некоторые вырезки из учебника. Он находится в свободном доступе, кому будет интересно и будет необходимость ознакомиться более подробно с этим трудом, всегда сможет сделать это самостоятельно
1910г. Люгар А.И. Руководство классического фехтования на рапирах, французской школы
Александр Люгарр разделял фехтование на классическое и практическое. В своем руководстве он писал так: "Фехтование вообще есть искусство бороться посредством шпаг, рапир и всякого рода колющего и рубящего оружия. Фехтование бывает классическим и практическим. Классическим фехтованием называют такое спортивное фехтование, которое составляется из теоретически правильных приемов , исполняемых, главным образом, пластично и красиво. Строгое классическое фехтование, кроме того, требует точного исполнения правил , установленных фехтовальными традициями. Оружие классического фехтования -рапира.
Практическим фехтованием называют фехтование на всех прочих видах оружия, где фехтование не так строго стесняется правилами и не требует для выполнения ни такой строгой пластичности, ни такого строго знания.
Элементы, из которых состоит обучение фехтованию, суть:
1. Гимнастика
2. Искусство
3. Наука, как говорят люди, более компетентные, чем я"
А. Люгарр
"Совершенно справедливо говорят, что уроки учат держат шпагу, - бой же учит действовать ею". А. Люгарр
Отдельно выделим из данного руководства "Защиты"
Всего Люгарр выделяет 8 защит и разделил он их на две группы: защиты ОБЫКНОВЕННЫЕ и ФАНТАСТИЧЕСКИЕ
Вы также можете следить за нашими новостями на страницах в Facebook и ВКонтакте и на канале YouTube. Прямые трансляции "Уроки русской школы фехтования" проводит ученый, Маэстро Олег Мальцев.
Оценили 0 человек
0 кармы