Гений Гомера, жившего в античной Греции, был признан ещё при его жизни, позже его называли «божественный» Гомер, а сегодня о нём говорят, как о прародителе всей мировой литературы. «Илиада» и «Одиссея» Гомера во все времена имели огромное влияние на самосознание людей. Сейчас эти произведения не потеряли актуальности для тех людей, кто ищет свои корни в прошлом. Ведь мы, по сути, потомки древних греков через древний Рим и Византию. Данную статью хочу посвятить первому поэту-гению, которого помнит человечество, – Гомеру.
Вызывает сомнение античное изображение Гомера в виде слепого старца. Во всяком случае он прожил большую часть жизни будучи зрячим, впитывая в себя яркие картины природы и основные стороны тогдашней жизни. Видел он своими глазами и троянскую равнину, как это явствует из ряда деталей в описаниях «Илиады».
В экспертном сообществе имеет место дискуссия, в которой стороны разделились на аналитиков и унитариев: первые утверждают, что Гомера не существовало, а «Илиада» и «Одиссея» собраны из разрозненных кусков эпоса разными авторами; унитарии же придерживаются позиции, что Гомер существовал как единый автор данных произведений. Эта дискуссия получила название Гомерический вопрос. Аналитики, предъявляющие претензии к стилю написания Илиады, смотрят на произведение, написанное в VIII веке до .н.э., но смотрят они уже имея современные вкусы в литературе.
Гомер, и общество в котором он жил, не имело вкусов и предпочтений, какие существуют сегодня. Возможно, что для того периода было нормальным использовать последовательное изложение сюжета, а не параллельное. Возможно, людям того периода совершенно не казалось странным, что некоторые песни в чем-то друг другу противоречат – главное, что сюжет развивается. Поэтому мы не можем объективно судить как самого Гомера, так и его произведения, поскольку мы способны только предполагать, как люди того периода воспринимали эти произведения.
Однако, мы знаем достоверно, что гений Гомера был признан ещё при его жизни. «Илиада» и «Одиссея» Гомера мгновенно стали популярными во всей Греции. Так, археологи обнаружили на северном Причерноморье вазу с изображением сюжета из «Илиады», датированную VIII веком до н.э. (~50 лет после написания поэмы), а это более 1000 км. от Балканского полуострова – то есть «Илиада» распространилась мгновенно по всей территории древней Греции. Дети учились по ней читать, и всегда были люди, знавшие обе поэмы Гомера наизусть.
Произведения Гомера: «Илиада» и «Одиссея» описывают завершающий этап Троянской войны – войны греков с троянцами. Стиль, в котором написаны произведения – древнегреческий эпос – опирается на мифологию древней Греции, а также на культуру. По традиции эпические истории рассказывали специальные люди – аэды – они пели нараспев и при этом аккомпанировали сами себе на лире. По преданию Троянская война началась со спора богинь:
Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; не получив приглашения, она подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина — дочерью. Тогда он отдал суд Парису.
Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену.
Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Это согласие было дано предводителями отдельных народов в силу клятвы, которой ранее связал их отец Елены, Тиндарей. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр, Нестор, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед.
Многими историками поддерживается точка зрения, что похищения Елены в прямом смысле не было, но что этот образ из древнегреческой мифологии Гомер использовал как выразительный литературный прием. Первоначально Елена — дорийское божество плодородия, пользовавшееся культовым почитанием у древних Греков. Сегодня, благодаря раскопкам Генриха Шлимана, мы знаем настоящее расположение Трои. Этот город имел выгодную позицию – у входа в пролив Дарданеллы – он перекрывал как сухопутный, так и мореходный торговые пути. Древние Греки, занимая скалистую территорию Пелопонесса, не могли обеспечивать себя достаточным количеством хлеба – они вынуждены были закупать хлеб из более плодородных территорий, а именно на побережье Черного моря. Отсюда напрашивается одна из возможных причин Троянской войны – из-за нехватки хлеба древние греки вынуждены были пойти войной на Трою.
Итак, Гомер берет за основу сюжета Троянскую войну. Однако, мы знаем, что гениальный поэт не будет описывать что-либо просто так. Своим произведением Гомер что-то рассказывает своим современникам. Попробуем разобраться что именно.
Гомер описывает противостояние ахейцев и троянцев. Ахейцы, жившие на юге Балканского полуострова и на полуострове Пелопоннес, обосновались в этих местах на рубеже III-II тыс., придя сюда с территорий Восточно-Европейской равнины (от р. Висла до р. Волги). Примечательно, что прибытие ахейцев сопровождалось снижением общего социально-экономического развития Греции – в доахейский период на Балканах зарождался дворцовый способ существования, который был утрачен с приходом северо-восточных греков.
События, описанные Гомером, происходили в конце XIII начале XII вв.д.н.э. Этот период знаменуется переходом от бронзового века к железному, и связан с катастрофами многих государств Эгейской цивилизации – Минойская цивилизация (культура Крита; 2700-1400 гг.д.н.э.); Западноанатолийская цивилизация (культуры западного побережья Малой Азии – Троя, Бейджесултан, Лимантепе; 3000-1200 гг.д.н.э.); Анатолийская цивилизация (Хатты 2500-1700 гг.д.н.э.; Хеттское царство 1700-1200 гг.д.н.э.); Микенская цивилизация (Ахейская Греция, 1700-1200 гг.д.н.э.). Все эти цивилизации исчезли в фактически в один момент, что называется «катастрофой бронзового века».
Катастрофа бронзового века или бронзовый коллапс — термин, которым археологи и историки обозначают переход от бронзового к железному веку на древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Катастрофа была вызвана разрушительным вторжением греков Дорийцев, проживавших до этого на севере Балканского полуострова. Их вторжение оказалось столь разрушительным, что в древней Греции на долгие годы наступают «тёмные Греческие века», которые продолжались 300 лет.
В результате вторжения дорийцев Микенская цивилизация оказалась разрушена, произошел упадок в развитии, общественный уклад откатился к первобытнообщинным отношениям, по сути, запустив развитие государственности с нуля. Фактически остановилась торговля со всем миром. Города во время вторжения были сожжены, а немногие уцелевшие города сузили круг своего влияния до локального. Также оказались забыты некоторые ремёсла, письменность, культура, а из всех достижений микенцев, дорийцы позаимствовали только гончарный круг, приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Развивалось рабовладение. Впрочем, однозначного регресса в истории не бывает – дорийцы в свою очередь принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.
К VIII веке до н.э. благосостояние населения увеличилось, что позволило семьям жить отдельно от родовой общины. Развиваются ремесла, из хозяйства высвобождаются излишки продуктов и товаров, которые поступают в продажу. В период VIII—VI веков до н. э. происходит становление полисов — разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединённых только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы.
Древняя Греция переживает в этот период очередной расцвет, происходит Великая греческая колонизация. Это масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей на протяжении трёх веков с середины VIII века до н. э.
Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью Средиземного моря, далее они оказываются и в Чёрном море. Сократ писал, «греки расселились по берегам моря как широкая кайма на варварском плаще». Примечательно, что греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Они также не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями. Греки не рассматривали свои колонии как части государства, которые нужно развивать. Колонии нужны были в первую очередь для увеличения объемов торговли. Из них экспортировалось в континентальные полисы зерно (прежде всего из Великой Греции и Причерноморья), медь (Кипр), олово (из Испании и Северной Европы), в меньшей степени — вино, то есть в основном из колоний вывозилось сырьё. В свою очередь, в колонии экспортировалось железо и изделия из него, а также шерстяные ткани, керамика и другие ремесленные товары.
По сути, период после тёмных Греческих веков можно назвать древним капитализмом. Основным приоритетом для древних греков на долгие годы стало увеличение благосостояния. Население страны жило в разрозненных городах-государствах, крупнейшие из которых обладали собственной, отличной от остальных, культурой, менталитетом, диалектом и даже законами и формами существования, а сама Греция погрязла в конфликтах торговых интересов и междоусобицах.
Очевидно, Гомер видел, что вектор развития государства направлен в основном на расширение торговли, а греки того периода ориентированы на омещанивание, и именно эта проблема волновала его больше всего. Если посмотреть на «Илиаду» и «Одиссею» с данной точки зрения, то становится понятно, почему Гомер строит именно такой сюжет, и никакой другой. Ему необходимо рассказать своим современникам о важном периоде древней Греции, о котором они стали забывать. На момент жизни Гомера греки могли узнать о похождениях ахейцев только из песен аэдов, которые передавались из уст в уста на протяжении 400 лет. Вполне может быть, что слушатели, принадлежащие уже к дорийской культуре, могли не понимать часть слов из этих песен, что в свою очередь только возвышало аэдов в глазах слушающих как людей другого мира.
Гомер, будучи гениальным поэтом, смог впитать в себя короткие и разрозненные песни аэдов и переплавить их в одно большое литературное произведение. Это было новейшим словом в литературе, поскольку остальные поэты-современники Гомера сочиняли только короткие произведения (Каллин Эфесский, Архилох, Семонид и др.).
Сюжет, который Гомер использовал в своем произведении, не случаен. Во-первых, этот сюжет описан в мифологии – очевидно, Троянская война имела огромное значение для самих Ахейцев, коль скоро она была запечатлена в мифологии. Во-вторых, Гомер не стал пересказывать все мифы о троянской войне, а сознательно отсек некоторые из них, а некоторые изменил. Это стало ещё одним нововведением Гомера, потому что никто до него не осмеливался выкидывать из повествования или изменять мифы. Уже в древности Аристотель писал в своей «Поэтике»: «Думается, что заблуждаются все поэты, которые сочиняли "Гераклеиду", "Тесеиду" и тому подобные поэмы, - они думают, что раз Геракл был один, то и сказание [о нем] должно быть едино. А Гомер, как и впрочем [перед другими] отличается, так и тут, как видно, посмотрел на дело правильно, по дарованию ли своему или по искусству: сочиняя "Одиссею", он не взял всего, что с [героем] случилось, - и как он был ранен на Парнассе, и как он притворялся безумным во время сборов на войну, - потому что во всем этом нет никакой необходимости или вероятности, чтобы за одним следовало другое; [нет] он сложил "Одиссею", равно как и "Илиаду" вокруг одного действия».
Троянская война фактически положила конец существованию Трои. Однако, хотя Троя была раскопана, и установлено, что некоторые её слои были уничтожены в сильнейшем пожаре, мы не можем утверждать на 100%, что эти пожары случились вследствие военного вторжения (из истории известно множество случаев, когда города сгорали дотла в мирное время). Также трудно представить, что греки могли организовать такой масштабный поход на Трою с десятилетней осадой. Мы понимаем, что для такой осады, воинам необходимо перевозить с собой не только ратные снасти, но и хозяйство, а также семьи. Описание чего-то подобного у Гомера отсутствует. Более того, вряд ли все способные к войне мужчины могли единовременно уплыть с Балканского полуострова, как это описывалось у автора. В таком случае их родная земля оказывалась не защищена от угрозы вторжения других народов.
И все же за повествованием Гомера о Троянской войне должна стоять какая-то историческая реальность, будь это растянувшиеся на полтора столетия разрозненные военные экспедиции микенских правителей в Малую Азию, которые поэт объединил в один коллективный грандиозный поход и десятилетнюю осаду одного города, или уничтожение Трои от вторжения других племен. Очевидно, что точность исторического изложения для Гомера не стоит на первом месте по важности.
Главное, что Гомер добился цели своего повествования – в своем поэтическом повествовании и в ярких образах героев он донес масштабность катастрофы, явившейся завершением эпохи героев. Тем самым Гомер поднимал перед своими современниками проблему героического образа существования. Он ставил грекам в пример древних ахейцев, которые жили по другим нормам и принципам, нежели его современники.
В произведении Гомера все описываемые герои погибают или уходят (Одиссей). Известно, что после Троянской войны в мифологии больше не появляется ни одного героя – то есть Троянской войной эпоха героев заканчивается. Крушение эпохи героев – событие вселенского масштаба, которое не может протекать тихо и незаметно. Гомер подбирает удачный сюжет для описания этой катастрофы – яркая и захватывающая, сжатая до одной большой коллективной осады, история троянской войны, в которой помимо людей и героев участвуют сами боги. Они спускаются на землю и встают в ряды смертных, чтобы сразиться на той или другой стороне. Поведение богов также говорит об исключительности и особой значимости момента, поскольку ни до этого, ни после этого боги не спускались в мир смертных и не участвовали напрямую в их сражениях.
В древнегреческой мифологии существует разделение на богов, титанов, олимпийцев и героев. Каждая следующая ступень уступает предыдущей по своему могуществу. На низшей ступени этой градации находится обыкновенный человек, который не обладает наиболее низшей божественной энергетикой, физически и духовно слаб, падок на удовольствия, не имеет твердой моральной позиции. Постепенно все существа древнегреческой мифологии уходят из мира, оставляя в нём только обыкновенных людей.
Гомер воспевает героев, которые постоянно рискуют своей жизнью ради славы, дерзко бросая вызов силам, над которыми в принципе не могут одержать победу – они смело бросают вызов богам, и даже самой судьбе (мойре). Автор придает героям высокий моральный облик (герои зачастую обладают большей моралью, чем боги), устойчивую нравственную позицию (герои знают цену дружбе, любви, чести), а также бесконечное чувство ответственности и долга (стоя против превосходящих сил они не помышляют о побеге). Гомер также с презрением относится к простым людям – об этом говорит тот факт, что, хотя Троянской войне участвовала значительная масса людей, Гомер в своих произведениях упоминает об этом крайне сухо. Так, Теврка он описывает как человека, постоянно нуждающегося в защите героя Аякса; а обыкновенного человека Долона, который прельщается пообещанной ему наградой, Гомер описывает и вовсе с презрением.
Герои Гомера живут в условно приподнятом эпическом мире. Характерными чертами его художественного метода, сложившимися уже в фольклорном эпосе, являются героизация и архаизация. Герои Гомера как подлинные эпические герои больше всего стремятся к славе, при жизни и после смерти. Ахилл предпочитает гибель, неизбежную вскоре после того, как он убьет Гектора, бесславному существованию:
Я выхожу, да главы мне любезной губителя встречу,
Гектора! Смерть же принять готов я, когда ни рассудят
Здесь мне назначить ее всемогущий Кронион и боги!
Смерти не мог избежать ни Геракл, из мужей величайший,
Как ни любезен он был громоносному Зевсу Крониду;
Мощного рок одолел и вражда непреклонная Геры.
Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу,
Где суждено; но сияющей славы я прежде добуду!
( "Илиада", XVIII, 414 - 121)
Своему коню Ксанфу, заговорившему человеческим голосом и предупреждающему его о грозящей ему гибели, Ахилл говорит:
Что ты, о конь мой, пророчишь мне смерть? Не твоя то забота!
Слишком я знаю и сам, что судьбой суждено мне погибнуть
Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я
С боя, доколе троян не насыщу кровавою бранью.
( "Илиада ", ХIХ, 420 - 423)
Гомеровские герои постоянно пытаются превзойти друг друга в доблести. и дважды в "Илиаде" появляется формула
Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться ("Илиада", VI, 208; ХI, 783)
Эта фраза отчетливо передает царящий в эпосе дух героического соперничества.
Приподнимая своих героев над обычными людьми - своими современниками или рядовыми воинами героической эпохи, Гомер, следуя эпической традиции, изображает сражение как серию поединков. В то время, как реальная тактика боя - массированный натиск колесниц микенской эпохи, о которой Гомер знает из эпической традиции, или сражение в сомкнутом пешем строю, характерное для времени Гомера. Рядовые воины не принимаются в расчет, и исход всей войны зависит от того, будет ли сражаться Ахилл, единственный из ахейских воителей, способный одолеть Гектора. Именно в силу этого поединок Ахилла и Гектора делается центральным эпизодом всей войны.
Несмотря на активное участие богов в битве, как они изображены в «Илиаде», человеку не приходится ждать от них справедливости или утешения в жизненных горестях. Боги поглощены своими интересами, интригами, пирами и роскошному отдыху. Они предстают перед нами существами с нравственным уровнем, никак не соответствующему современному представлению о богах. Эпические герои, имеющие свои человеческие недостатки, выглядят в нравственном отношении явно выше богов.
Боги Гомера бессмертны, вечно юны, лишены серьезных забот, и все предметы обихода у них золотые. Нередко боги выступают в ролях, каких постыдился бы любой смертный. Так, Гера бьет по щекам свою падчерицу Артемиду ее собственным луком, Афродита плачет, жалуясь на раны, которые нанес ей смертный Диомед, а ее мать Диона утешает ее рассказом о том, что смертные гиганты От и Эфиальт засадили как-то в медную бочку самого бога войны Ареса, так что он едва не погиб там. Зевс запугивает богов Олимпа заточением в тартар, уничтожает города и народы ахеян по просьбе Фетиды, матери Ахиллеса. И это не говоря о постоянной неверности Зевса к своей жене Гере.
Герои Гомера выглядят в духовном плане выше богов – они смертны, в отличие от богов, и в отличие от богов они могут совершить героический подвиг – они могут пожертвовать своей жизнью ради великого дела. Герои чтят превыше всего долг и честь, им не приходит в голову бежать из сражения ни при каких обстоятельствах. В то же время боги то и дело спасают своих любимцев из сражения (Афродита спасает Париса), а иногда и сами спасаются жалким бегством (Афродита и Арес от меча Диомеда).
Подводя итог, резюмирую, что Троянская война подвела черту под древнегреческим феодализмом (эпохой рыцарей – с их высокими моральными нормами, с их понятиями о чести, о долге, о любви к даме, о верности своему господину). Следующий период пришедший на смену древнегреческому феодализму – древнегреческий капитализм (высокая мораль рыцарей исчезает, сменяется корыстным индивидуализмом, мелким лавочничеством, торговлей, обогащением и мещанством). При этом все герои (то-бишь рыцари) погибают, а боги охладевают к миру без героев, и уходят в свой пантеон на недосягаемую для простых людей высоту – на Олимп.
Устали ли герои и боги совместно строить этот мир, или что-то другое оказалось причиной такого исхода? Может ли герой снова появиться на горизонте? Может и хочет ли современный человек пытаться приблизиться к героическому образу жизни? Вопросы открытые.
Оценили 0 человек
0 кармы