Фильм Interstellar – сказка или возможная реальность?

12 3358

Недавно посмотрел фильм Interstellar. Этот будоражащий воображение фильм произвел на меня глубокое впечатление. Свой отзыв стоит начать с того, что это не простохудожественный фильм. Да, бесспорно он художественный и содержит в себе много невероятно красивых сцен. Но кроме этого, фильм основан на научной теории американского физика и астронома Кипа Торна. Этот специалист в области теории гравитации, астрофизики и квантовой теории измерений, в частности, основал теорию о существовании так называемых «кротовых нор» - точек искривления пространства-времени, связывающих между собой различные точки в пространстве и времени. Торн утверждает, что, используя «кротовые норы», можно путешествовать на огромные расстояния во Вселенной и даже во времени!

Первое, на что обращаешь внимание при просмотре фильма, это непривычно красивая картинка. Все дело в том, что режиссер фильма Кристофер Ноллан снял большинство сцен фильма на IMAXкамеры, записывающие материал на пленку. В отличие цифровых, даже самых современных, видеокамер, IMAXкамеры обладают увеличенным горизонтальным разрешением, что обеспечивает невероятную четкость изображения. Безусловно, космические сцены Interstellar’aвыглядят непривычно красивыми и по-настоящему захватывают, по сравнению с другими фильмами про космос. Этим приемом режиссер сумел достичь эффекта полного присутствия и погружения в атмосферу фильма.

Вторая особенность фильма – это его научность. При съемках картины разработчики использовали только научные данные и старались как можно меньше отклониться от научной теории. В частности, при моделировании «кротовой норы» и черной дыры в фильме были использованные труды о гравитации Кипа Торна. Суть в том, что эти космические объекты обладают настолько большой массой, что порождают внутри себя воронку искривленного пространства-времени. Для изображения этих космических тел была использована специально разработанная система линзирования, преломляющая свет в соответствии с научными данными. На удивление, реальный вид черной дыры и «кротовой норы» оказался невероятным, захватывающим и красивым. Действительно, реальность богаче в деталях любой выдумки. В сочетании с высококачественным разрешением это дает по-настоящему непередаваемый эффект.

«Кротовая нора», изображенная в фильме.

Черная дыра «Гаргантюа», изображенная в фильме.

Но более всего в фильме поражает масштабность идеи. Человечество в фильме показано не как зависимая от природных катаклизмов раса, но как раса творцов. Для показанного в фильме человечества, на самом деле, нет границ – они отважно посылают астранавтов-первопроходцев через черную дыру на другой конец галактики искать пригодную для жизни планету. Да, конечно ими движет инстинкт самосохранения – по сценарию фильма Земля погибает, и человечество погибнет вместе с ней. Единственный путь выжить для человечества – это физически покинуть Землю, переселившись на другую, пригодную для жизни планету. Несмотря на это обстоятельство, потрясает масштаб мышления людей, отважно смотрящих в глубины космоса, и отправляющихся в опасное путешествие в поисках спасения человечества.

По сюжету фильма Земля перестала плодоносить, наступила засуха. Большая часть человечества обречена на голодную смерть, остальная часть – на удушье, ведь с сокращением числа растений неумолимо сокращается содержание кислорода в атмосфере. Итак, человечество стоит на грани вымирания, не имея практически никакой надежды на спасение. Профессор Бренд собирает астронавтов-первооткрывателей и посылает их в далекие галактики на поиски пригодной для жизни планеты. Прощаясь с ними,он читает стихотворение:

Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы,
Пусть тлеет бесконечность в яростном закате,
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир,
Пусть мудрецы твердят, что прав лишь тьмы покой
И не разжечь уж тлеющий костер,
Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы,
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир.

В этом стихотворении выражается непримиримое отношение человечества к смерти. Для авторов фильма смерть есть вызов, на который человек может и должен дать ответ. А вот еще одна показательная сцена в фильме – во время полета к Сатурну между капитаном корабля Купером и доктором Бренд происходит разговор:

Бренд – Мы столкнемся с невероятными трудностями, со смертью, но не со злом.
Купер – Думаешь, природа не может быть злом?
Бренд – Нет. Непостижимой, пугающей, но, она не зло. Разве лев злодей, что убивает антилопу?
Купер – Значит и люди не злые?
Бренд – Да. В нашем отряде лучшие представители человечества.

Но впоследствии в фильме дается опровержение последней сказанной доктором Бренд фразе. Доктор Манн, – один из первооткрывателей – оказавшись на не пригодной для жизни планете, поддался страху, слабости, и послал лживые данные, в которых указал наличие на планете органики и жизни. Это заставляет астронавтов проделать крюк, потратив много топлива. Более того, Манн пытается убить Купера. Эти события показывают, что зло исходит все-таки от человека, а не от природы. Для разработчиков фильма сама природа, сама Вселенная является некой данностью, непонятной для нас, непостижимой, пугающей. Но добро и зло в эту Вселенную вносит только человек.

В основе фильма лежит идея высшей гуманности человечества. Мы видим, как отважные астронавты жертвуют собой во имя всей человеческой расы. А в конце фильма выясняется, что «кротовую нору» создали не инопланетяне, а люди будущего, постигшие законы четвертого и пятого измерения, для спасения своих предков от смерти на умирающей Земле.

В конце фильма Купер, находясь внутри пятимерного пространства догадывается: «Это сделали не существа, это мы! Они делают это для всех нас. Люди пока не могут создать такое, но однажды, не мы с тобой, но люди – цивилизация, которая перешагнет пределы трех измерений».

Очевидно, что разработчики фильма верят в благое развитие человечества и в невероятные его перспективы по преодолению пространства и времени. Interstellarникого не оставит равнодушным и заставит не один час провести в размышлениях, выстраивая отношения с фильмом. Исходя из всего мною прочитанного об этом фильме, о теории относительности, философии космизма и истории, прихожу к однозначному выводу, что фильм обязателен к просмотру. Такие фильмы, основанные на научных трудах, снимаются крайне редко. Последний научно-художественный фильм был снят в 1968 году. Это фильм «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика. В фильме описывались события, символизирующие нынешние времена.

Лично на меня фильм произвел настолько сильное впечатление, о чем я уже писал вначале, что я не удержался творческому порыву, и написал стихотворение:

Мы здесь живем, чтоб сказку сделать былью,
Чтоб, связан нераздельно ты и я,
От тлена оторваться, надышавшись пылью
Недопустимо низменного, слепого бытия.

Нас с малых лет учили: друг твой – враг твой –
Мы научились закрываться от других,
И, душу запечатав в ящик тайной клятвой,
Мы натянули маски, чувства затаив.

Нас с малых лет учили: думать о своем, о личном,
Забыть, что существует свет,
Что надо под ноги смотреть, как в обществе приличном,
И погрузиться в суету сует.

Но не враги, а братья мы, и сестры!
Мы на одной планете родились!
А под ноги смотреть – удел животных!
Мы к звездам тянемся! В космос, в высь!

Итальянская культурная ассоциация «Сперанца» приняла обращение к мировому гражданскому обществу по поводу узников совести на Украине

Культурная ассоциация «Сперанца» взяла на себя обязательство привлечь внимание общественности в Италии к двум политическим заключённым, находящимся в украинских тюрьмах: правозащитнице ...

Обсудить
    • CYXOB
    • 15 апреля 2015 г. 11:56
    Ну да, научность ))) С Земли эта вундервафля взлетала с помощью, кажется, двух разгонных ракетных ступеней. А с планеты гигантских волн - чудесным образом сама собой, с помощью собственных движков неизвестного принципа действия.
  • Фильм своей масштабностью приближается к роману Ефремова "Туманность Андромеды". Тот же порыв, дерзание, самопожертвование. Хороший фильм. А по поводу двигателей, так фишка не в них, дадим фильму фору на фантастичность ))
  • Посмотрел. Пожалел потраченного времени. Научности не то что мало, ей даже не пахнет. Три часа откровенного бреда, слабая игра актеров, затянутые и дебильные сцены псевдо-рефлексирующих персонажей. Неприятные ГГ и его дочка. Неубедительная мотивация поступков, неинтересные съемки космоса, планет, откровенная бутафория космической техники, нелепый робот и бредовая концовка в стиле хэппи-энда. Хотя никто не сомневался с самого начала, что ГГ, не мытьем так катаньем, но когда нибудь обязательно попадет снова на Землю. Идеи слишком плоски, а бесконечные рассуждения о "многомерных мирах" и гравитации как одном из измерений и странная беготня за книжными шкафами к концу утомили настолько, что до титров не досмотрел.