Образование? Кого?

0 592

В России разразилась общественная дискуссия об образовании…

Образование…

О чём, кроме экономики, сегодня ещё больше споров…

Есть масса определений понятия образования. Разных. Можно даже сказать, каких угодно.

Меня такое многообразие нисколько не радует. Не радует потому, что остановится невозможно. Определиться … на одном определении.

И что же это за определения, при всём изобилии которых и определиться не удаётся. А не определения это, это описания ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – разной степени достоверности гипотез. И это при том, что и проблема образования, и опыт образования сопровождают человечество всю его сознательную историю. Нелепость какая-то. Хотя … если приглядеться, такое же положение со всеми, казалось бы жизненно важными, ключевыми понятиями, определяющими жизнь человека и существование человечества – чем важнее для человека и человечества проблема, тем разнообразнее круг представлений о её сути, тем разнообразнее набор дававшихся этим понятиям определений. Тем дальше, по сути, мы от ясности понимания явления и от решения выдвигаемой явлением проблемы.

Мне представляется, что на каждую премудрость довольно простоты. И в случае с образованием, разнобой определений предопределён именно стремлением к премудрости, а не к простоте. Простота же понятия образования заключается в его предмете – человеке.

Образование есть … образование человека. И никакой, на первый взгляд режущей слух, тавтологии здесь нет. Есть режущая простота.

С некоторого времени массовое распространение получила мнимая ясность с пониманием того самого продукта образования – человека, - вроде как все мы люди, каждый из нас «человек» от рождения (а совсем не удивительно, что для очень многих и вовсе от зачатия…). Мысль, возникшая и популяризуемая с самыми добрыми намерениями (хотя чуть не каждый знает, куда ими вымощена почти прямая дорога). Чуть ли не аксиома современного гуманизма. Современного …, да. Только ложная и ложного.

Ложного и ложная потому, что если бы нам удавалось людьми рождаться, а не становиться, ни малейших споров об образовании просто быть бы не могло. Человек бы образовывался при рождении. Ну, если не вкладывать в слово образование совершенно несвойственных ему содержания. Даже с самыми благими намерениями. Это, как если бы каждый кусок глины уже был горшком. Только вот становится он горшком даже не каждый раз, когда попадает на гончарный круг. А когда даже становится, то тоже, то изящным шедевром, а то и невзрачным обиходным предметом.

Ничуть не иначе с человеком. Ничуть не иначе и с определениями того, а что же есть… тот самый предмет бесчисленных определений, тужащихся описать его суть гипотезами представлений рассудка. Кто есть человек?! Который заведомо должен образоваться, раз уж без его образования никто и не мыслит сколько-нибудь приемлемого результата, пусть даже и считая под внешним влиянием, будто это – продукт каждых родов.

Загвоздка тут в том, что те люди, которые нам известны и мыслимы, действительно … уж те, кто таковыми получился. Естественным образом. Даже с учётом сознательных усилий, направленных на его … образование в качестве человека. И гений, и рекордсмен в спорте, и недоумок, и инвалид от рождения, и силач, и тщедушный . И даже тот, кто от рождения … совершенно на человека не похож… Похожесть – непохожесть тут совсем не критерий. Хотя и некий критерий, всё же.

Дело в том, что человек – результат вполне определённого, от начала до конца конкретного и последовательного процесса становления, а не та возможность результата, которую мы обретаем вместе с полагающимися ему пелёнками… И результат он ничего иного, как образа всей его жизни. От самого первого, до самого последнего вздоха. Те, кто превзошёл ожидания, так дарят дыхание своего творчества и тысячи лет после его телесного угасания.

Карл Маркс дал определение человека как совокупности общественных обстоятельств. Одно из самых глубоких определений. Одно из самых общих. Но… не самое популярное, не самое признанное. И уж конечно, во Всеобщую Декларацию Прав и свобод Человека не включённое.

А напрасно. Небрежение этим определением заставляет уж слишком часто миллионам и миллионам людей толочься на одном месте и куролесить вокруг да около сути, так до неё за краткую жизнь и не добираясь.

Конечно, очень печально, что определение Маркса так и осталось не расписанным до детальности учебника, так и не вписалось в строгую научную систему других понятий, коими могли бы на сегодня уже и блеснуть наши словари с энциклопедиями. Но насколько важно то, на что оно обращает наше внимание… Трудно недооценить, не будучи уж патологически жадным до позитивных оценок.

Вообще-то, возвращаясь к тезису о достаточности простоты на всякую мудрёную премудрость, следует обратить внимание на то, что многие слова несут совершенно простой и ничем не замутнённый смысл очевидных фактов нашей судьбы, нашей, человеческой истории. Особенно те, что возникли в результате реализации их изначального предназначения – понимать друг друга безошибочно.

И если с понятием образования всё «более или менее» просто, оно указывает на процесс обретения образа, соответствующего или факту, наблюдаемому в последствии, какой уж получится, или сознательно предположенного, - мысленному образу, то с самым главным для человека, казалось бы, понятием ЧЕЛОВЕКА… пока что «очень большие проблемы»…

Хотя, казалось бы, с самого первого мгновения, когда первый из наших далёких предков (а у всех до единого именно он был … единым) вдруг обнаружил, что в мире есть два существа – он… и весь остальной мир… мысль о том, кто же этот первый, должна была занимать и занимала его мысли не на шутку серьёзно, даже наши современники в подавляющем своём большинстве вряд ли сходу проявят результат столь длительного осмысления этого предмета, какой даже им самим хотелось бы проявить весьма и весьма. Уж больно страшно ошибиться, да в самом главном, в том, кто же, в конце концов ТЫ есть. Ну, правда, если вообще об этом задумываться. Если не очень задумываться, жизнь и без этого вполне сама по себе пролетит. Ждать не станет.

А ведь образование – процесс образования именно … неизвестно чего – ЧЕЛОВЕКА.

И в прямой зависимости от точности и ясности понимания нами предмета и продукта системы образования находится его результат. Ну и вся организация процесса, все его обстоятельства, и человеческие, и вещественные, во всей их последовательности с её неминуемыми последствиями. В зависимости от понимания того, кто же есть человек.

И уж сегодняшние, даже самые пространные и самые «педагогические» определения образования, описывают всё что угодно, но только не предмет и не результат своего предназначения. Сами себя по преимуществу.

Так это же не описание процесса и «системы» образования, - чистейший нарциссизм. На базарной площади "рынка образовательных услуг"...

Одесские полуитоги:

Вчера вечером был один из самых знатных прилетов за всю весну по военным объектам. Прилетело в Одессу в отделение Новой Почты. Как сообщили наши товарищи из Жемчужины у моря – это отдел...