Происхождение украинства 2

37 2491

В русской литературе существует давнишняя тенденция объяснять украинский национализм исключительно воздействием внешних сил. Особенное распространение получила она после первой мировой войны, когда вскрылась картина широкой деятельности австро-германцев по финансированию организаций, вроде «Союза вызволения Украины», по организации боевых дружин («Сичевые Стрельцы»), воевавших на стороне немцев, по устройству лагерей-школ для пленных украинцев. Д. А. Одинец, погрузившийся в эту тему и собравший обильный материал был подавлен грандиозностью немецких планов, настойчивостью и размахом пропаганды в целях насаждения самостийничества. Вторая мировая война явила еще более широкое полотно в этом смысле.

Но с давних пор историки, и среди них такой авторитетный, как проф. И. И. Лаппо, обратили внимание на поляков, приписывая им главную роль в создании автономистского движения.

Поляки, в самом деле, по праву могут считаться отцами украинской доктрины. Она заложена ими еще в эпоху гетманщины. Но и в новые времена их творчество очень велико. Так, самое употребление слов «Украина» и «украинцы» впервые в литературе стало насаждаться ими. Оно встречается уже в сочинениях графа Яна Потоцкого. Другой поляк, гр. Фаддей Чацкий, тогда же вступает на путь расового толкования термина «украинец». Если старинные польские анналисты, вроде Самуила Грондского, еще в XVII веке выводили этот термин из географического положения Малой Руси, расположенной на краю польских владений («Margo enim polonice kraj; inde Ukraina quasi provincial ad fines Regni posita»), то Чацкий производил его от какой-то никому, кроме него, не известной орды «укров», вышедшей якобы из-за Волги в VII веке.

Поляков не устраивала ни «Малороссия», ни «Малая Русь». Примириться с ними они могли бы в том случае, если бы слово «Русь» не распространялось на «москалей». Внедрение «Украины» началось еще при Александре Первом, когда, ополячив Киев, покрывши весь правобережный юго-запад России густой сетью своих поветовых школ, основав польский университет в Вильно и прибрав к рукам открывшийся в 1804 году харьковский университет, поляки почувствовали себя хозяевами умственной жизни малороссийского края.

Хорошо известна роль польского кружка в харьковском университете, в смысле пропаганды малороссийского наречия, как литературного языка. Украинскому юношеству внушалась мысль о чуждости общерусского литературного языка, общерусской культуры и, конечно, не забыта была идея «нерусского» происхождения украинцев.

Гулак и Костомаров, бывшие в тридцатых годах студентами Харьковского университета, подверглись в полной мере действию этой пропаганды. Ею же подсказана и идея всеславянского федеративного государства, провозглашенная ими в конце сороковых годов. Знаменитый «панславизм», вызывавший во всей Европе яростную брань по адресу России, был на самом деле не русского, а польского происхождения. Кн. Адам Чарторыйский на посту руководителя русской иностранной политики открыто провозгласил панславизм одним из средств возрождения Польши.

Польская заинтересованность в украинском сепаратизме лучше всего изложена историком Валерианом Калинкой, понявшим бессмысленность мечтаний о возвращении юга России под польское владычество. Край этот потерян для Польши, но надо сделать так, чтобы он был потерян и для России. Для этого нет лучшего средства, чем посеяние розни между южной и северной Русью и пропаганда идеи их национальной обособленности. В этом же духе составлена и программа Людвига Мерославского, накануне польского восстания 1863 года.

«Вся агитация малороссианизма — пусть перенесется за Днепр; там обширное пугачевское поле для нашей запоздавшей числом Хмельничины. Вот, в чем состоит вся наша панславистическая и коммунистическая школа!.. Вот весь польский герценизм».

Не менее интересный документ опубликован В. Л. Бурцевым 27 сентября 1917 г., в газете «Общее Дело» в Петрограде. Он представляет записку, найденную среди бумаг секретного архива примаса униатской Церкви А. Шептицкого, после занятия Львова русскими войсками.

Записка составлена в начале первой мировой войны, в ожидании победоносного вступления австро-венгерской армии на территорию русской Украины. Она содержала несколько предложений австрийскому правительству на предмет освоения и отторжения от России этого края. Намечалась широкая программа мероприятий военного, правового, церковного порядка, давались советы по части учреждения гетманства, формирования сепаратистки настроенных элементов среди украинцев, придания местному национализму казацкой формы и «возможно полного отделения украинской Церкви от русской».

Пикантность записки заключается в ее авторстве. Андрей Шептицкий, чьим именем она подписана, был польский граф, младший брат будущего военного министра в правительстве Пильсудского. Начав свою карьеру австрийским кавалерийским офицером, он, впоследствии, принял монашество, сделался иезуитом и с 1901 по 1944 г. занимал кафедру львовского митрополита. Все время своего пребывания на этом посту он неустанно служил делу отторжения Украины от России под видом ее национальной автономии. Деятельность его, в этом смысле, один из образцов воплощения польской программы на востоке.

Программа эта начала складываться сразу же после разделов. Поляки взяли на себя роль акушерки при родах украинского национализма и няньки при его воспитании. Они достигли того, что малороссийские националисты, несмотря на застарелые антипатии к Польше, сделались усердными их учениками. Польский национализм стал образцом для самого мелочного подражания, вплоть до того, что сочиненный П. П. Чубинским гимн «Ще не вмерла Украина» был неприкрытым подражанием польскому: «Еще Польска не сгинела».

Картина этих более чем столетних усилий полна такого упорства в энергии, что не приходится удивляться соблазну некоторых историков и публицистов объяснить украинский сепаратизм одним только влиянием поляков.

Но вряд ли это будет правильно. Поляки могли питать и взращивать эмбрион сепаратизма, но самый же эмбрион уже существовал в недрах украинского общества. Обнаружить и проследить его превращение в видное политическое явление — задача настоящей работы. 

Николай Иванович Ульянов, из книги «Происхождение украинского сепаратизма» 

Вот, так русское «непринуждённым движением» фальсификатора становится украинским… Никакого украинского народа нет. Есть украинский проект, в рамках которого уже более ста лет русский народ Украины, правдами и неправдами, пытаются загнать в украинство. Но в российский период жизни большинства бабушек и дедушек героев ролика никаких украинцев даже ещё и в проекте не было, а корешки у них — «украинские»!

Ждуля

Ирина — ждуля. Она ждала любимого из тюрьмы много лет. Сначала он был просто «молодым человеком». Потом они женились — прямо в тюрьме. И ребёнок родился – муж был за решёткой. А потом л...

Монголы создатели современного мира.

В данной видео статье мы рассмотрим материалы из книги Джека Уэзерфорда, ученого-антрополога и эксперта по культуре племенных народов, который более 30 лет изучает историю Монголии, и п...

В России разработают лазеры для производства микро чипов

 Минпромторг заказал разработку и освоение производства гелий-неоновых лазеров и фотоприемников для систем позиционирования оборудования, применяемого в производстве интегральных схем (ИС) с топ...

Обсудить
  • Можно, конечно, покопаться в частностях, но более верно, что украинство есть продукт "секты Киевская Русь". Очень расплывчато, но это претензия на главенство Киева вместо Москвы.
  • Главный автор хохлозадой русофобии - Папа Римский и католичество в целом. Инструмент - уния.
  • На окраинной Руси расползлась инфекция под названием галицайство. Чертовски трудноистребимый вирус который поражает даже неокрепшие юнгомозгишки в сопредельных странах. Карантин 100% - единственное решение.
  • Почитайте..Тогда никаких австрийцев не было.. А гены украинские уже были.. Обратите внимание.. 1. Как запорожские казаки в количестве 25000 человек смело казнили 100 польских жолнеров. Которые пришли их просто стыдить.Типа деньги взяли, а служить Польше не хотите! 2.Как Богдан Хмельницкий да храбрый воин был..Но не очень умный. Тогда Турция была самая сильная держава.Как сейчас Америка! Потому то Богдан и попросился под турецкого султана.И тут крымские татары через которых переговоры и вели с турками поняв, что хохлы с поляками союз разорвали ринулись грабить Украину. Положение было сложное...По сути сами доложили и сказали..Грабьте нас.Можно.Нас никто не защищает. А выйти против татар значит положить войско.Тогда поляки придут и зарубят оставшихся.И тогда приняли "мудрое решение"..Пусть по всей Украине татары хохлов в полон угоняют. Главное войско сберечь.Вот тогда и обратились к русскому царю!Это после отказа венгерского короля и папы Римского.. Русские в списке вообще то последние были! А вы говорите..!Да в истории все было уже.И повторяется по 3-му кругу.
  • Переписка Богдана Хмельницкого с послами Польши начиналась со слов "Мы - народ руський...". Письма есть в сети. Можно почитать из первоисточников, кем считал себя и народ Хмельницкий. В переписи населения России 1898-го года и переписи населения австро-венгрии украинцы отсутствуют. Зато есть малоросы и русины. В переписи населения в Австро-Венгрии за 1910 год, как и при переписи 1851 года , украинцы в Австро-Венгрии отсутствуют. https://varjag2007su.livejournal.com/651492.html