Звонит приятель: «Раскладка — обалденная! Только название придётся сменить». «Зачем это», — спрашиваю. «Да, сижу на работе за компом — подходит сотрудница. Постояла возле меня и спрашивает: „Это, явно, не Йцукен... В нестандартной раскладке работаешь?“ Отвечаю: „В Скорописе“. — „В Скорой Писе?!..“ Вот, хохмачка! Представляешь?» «Ну, и пусть себе хохмит», — говорю, — «ничего я менять не буду».
Мне, на самом деле, всё равно, как будут называть мою раскладку. Главное, что теперь есть такая, и ею уже пользуются в России. Правда, пока лишь некоторые из моих приятелей, но это потому что я её нигде пока не выкладывал.
А посмотрим, что было до этого
Вот раскладка «Фонетическая»:
Узнаёте? Её называют ещё Яверты. Присмотритесь к расположению букв — это же транслитерированная Qwerty! Поставил такую раскладку и можно набирать текст, как бы, латиницей, а получаться будет кириллицей. Удобно? Да. Но этим мнимым удобством все достоинства данной раскладки исчерпываются. Почему «мнимое удобство»? Да потому что всякому, кто учится набору всерьёз, визуальная ориентация на клавиатуре вообще не нужна. Кроме того, и задумывалась эта раскладка в качестве диверсии. Пользование ею постепенно приучает человека к латинице. Это на бумагу выходит кириллицей, а у пишущего-то перед глазами и в голове — латиница! И того, что вы видите на картинке, нет на реальной клавиатуре. На клавиатуре — латиница. И чтобы написать «Солнце», надо набрать «Solnce»...
А вот раскладка, которая была основной на отечественных пишущих машинках. Потому она и называется «Машинописной»:
От стандартной Йцукен Машинописная отличается тем, что цифры у неё убраны в верхний регистр, а в нижнем — располагаются гораздо чаще используемые знаки пунктуации. Точка с запятой оказываются под указательным пальцем правой руки, а освободившееся ими место занимает буква «ё», что, согласитесь, несравненно удобнее того места, которое досталось букве «ё» в стандартной раскладке.
Эргономическая раскладка «Дворак»:
Раскладка называется именем её создателя, родного брата великого чешского композитора А́нтонина Дворжака. Лет тридцать продержался мировой рекорд скорости, установленный американской машинисткой, которая пользовалась раскладкой Дворака. Недавно её результата частично достиг американский тайпист польско-еврейского происхождения Шон Врона — 1280 знаков в минуту! Это 21 знак в секунду! Вот старые записи, когда его рекорд ещё только подбирался к девятиста знакам:
Почему я пишу «частично достиг»? Потому что та американка — запамятовал её имя — могла печатать с такой скоростью гораздо дольше.
Приспособление Дворака для кириллицы не нашло большой поддержки, и создатели новых раскладок на какое-то время совсем отказались от самой идеи создания удобной и быстрой раскладки для русского языка.
Но вот появились раскладки «Зубачёва», «Ант» и «Диктор»:
Раскладка «Зубачёва» — это пока что робкая попытка усовершенствовать стандартную раскладку «Йцукен». Сама идея совершенствовать плохое не кажется мне удачной.
Автор раскладки «Ант», кажется, первым делает серьёзную попытку создания оригинальной раскладки для русского языка. Опять убраны в верхний регистр цифры... Самые частотные буквы и самые важные знаки пунктуации сосредоточены в центре клавиатуры под указательными и средними пальцами... За счёт мало используемых символов номера и вертикальной черты-разделителя, появилась возможность добавить русские кавычки «ёлочки»...
Автор «Диктора» — знаю только, что уфимец и что свою работу уже лет восемь, как не поддерживает — стал автором самой революционной для русского языка раскладки. Все гласные в Дикторе отданы левой руке. Таким образом, нагрузка на правую несколько возрастает, но это и нормально. Обратите внимание на то, как работают руки пианста! Какой руке у него достаётся больше работы, больше всякой «беготни» и «акробатики»? Правой. Она к этому и больше приспособлена, поскольку у правшей, то есть у большинства людей, это «инструментальная» рука. Та рука, которой мы доверяем более тонкую работу. Учтена в раскладке и частотность символов... На одной клавише в разных регистрах соседствуют строчные твёрдый и мягкий знаки, а их заглавные формы убраны в верхний регистр верхнего ряда.
В стандартной раскладке я набирал текст, пусть, и не со спортивной скоростью, но вполне приличной — больше двухсот знаков в минуту у меня было, — когда перешёл на Диктор. Сейчас у меня и с Диктором результат поднялся почти до трёхсот знаков, только не вижу я в нём прежнего идеала. Нет, то, что в основных трёх рядах, — почти идеально. Совершенно не устраивал меня верхний ряд. Это и заставило взяться за создание собственной раскладки...
Скоропис
За основу своей я взял раскладку «Диктор», у которой, как я уже сказал, основные ряды почти идеальны. Что я переделал?
Вот, нижний и верхний регистры «Скорописа»:
Перечислю соображения, которыми я руководствовался:
1. Цифры в нижнем ряду? Но они попадаются нам даже не во всяком тексте. А знаки пунктуации нужны всегда. И за ними каждый раз лазить в верхний регистр?!
2. А что за знаки пунктуации занимают место на клавиатуре? Символ номера — такой нужный знак? Нет. Может быть символ прочерка _____? Технический символ, который в художественной литературе или публицистике вообще не встречается. Вертикальная черта-разделитель, вы когда-нибудь ею пользовались? Или, хотя бы, знаете, что есть такая на вашей клавиатуре? А для чего нам в русской раскладке символ дюйма, которым мы пользуемся вместо кавычек? Для чего апостроф? Раньше большевики боролись с привычкой к старому правописанию и ради этого вообще выламывали у машинок твёрдый знак. За неимением оного машинистки писали «об'яснение». Но сейчас-то твёрдый знак на месте, а без апострофа мы не сможем написать, разве что, фамилию «д'Артаньян». Это тот самый случай, который оправдывает наличие апострофа на клавиатуре?!
3. А для чего занимают место заглавные формы твёрдого и мягкого знаков? Разве встречаются слова, начинающиеся с этих букв? Ах, да! Без них вы не напишете, например, «ОБъЯВЛЕНИЕ»... А вы часто так пишете? Должен вам напомнить, что по правилам орфографии, одними заглавными буквами могут писаться только аббревиатуры, составляемые из начальных букв какого-нибудь многословного названия, как РФ или США, например. Кстати, КОНТ — не аббревиатура и не может писаться одними заглавными. И такое написание в качестве способа выделения никакие правила правописания не поддерживают. Для любого выделения есть законные средства.
4. А каким нужнейшим знакам вообще не нашлось места на клавиатуре? Вот они: «ёлочки» (для основных кавычек), „птичьи лапки“ (для вложенных кавычек), — (длинное тире), – (короткое тире, служит для обозначения числовых диапазонов и вставляется без пробелов), ́ (знак ударения), неразрывный пробел, узкий неразрывный пробел... Теперь для всех них нашлось место.
В нижнем регистре указательным пальцем левой руки берутся: запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки.
В нижнем же регистре указательным пальцем правой руки вставляется дефис и неразрывный пробел (чтобы предупредить, например, перенос на другую строку фамилии без инициалов имени и отчества или перенос «с. г.», когда сам год остался на предыдущей строке...).
Средним пальцем ставится ударение. Безумная роскошь!
Безымянным и мизинцем открываются и закрываются скобки. Чуть потянуть мизинец — и у нас длинное тире. С шифтом — короткое.
Чуток дальше дотянуться — открывающая «ёлочка». На той же клавише с шифтом — закрывающая.
«Птички лапки» находятся на самой крайней правой клавише. Очень неудобной... Однако, эти кавычки так редко используются, что не грех и подсмотреть, где она там прячется, эта клавиша.
Твёрдый знак расположен так, что две буквы, которые чаще всего после него встречаются, «ё» и «я», находятся с двух сторон рядом.
Поскольку заглавная форма мягкого знака удалена из раскладки её место смогла занять заглавная «Ё». Таким образом решилась проблема двух букв в цифровом ряду, «ё» и «ъ». Для одной заглавной место нашёл, вторую — выкинул.
В Дикторе на запятой с шифтом брался вопросительный знак, а на точке — восклицательный. Я эти знаки приподнял на ряд вверх, где они теперь берутся в нижнем регистре, а на запятую и точку перенёс семиколон и колон.
В одном регистре с цифрами у меня теперь знак процентов, а на той же клавише в основном регистре — астерикс.
А ещё я добавил узкий неразрывный пробел на пробельную клавишу. Если всять её с шифтом, то вставится не обычный, а узкий, причём, неразрывный пробел. Он так же как и обычный неразрывный пробел, предупреждает перенос в неположенном месте. По правилам типографики узкий пробел вставляется: между числом и символом процентов, между числом и символом валюты, между именем и отчеством, записанными инициалами, и в некоторых других случаях.
Раскладка получилась презамечательная!
Оценили 7 человек
36 кармы