"Пятьдесят лет назад на экраны советской страны вышел фильм, которому предстояло стать одним из любимейших, – «Берегись автомобиля». В нем малоприятный молодой человек в исполнении Андрея Миронова восклицает: «Почему я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться? Почему я не могу жить свободно, открыто?»
[...]Спустя четверть века Советский Союз завершал свое существование в попытке ответить на вопрос Димы Семицветова, который в осовремененном виде звучал так: «почему я не могу свободно потреблять, если я хочу потреблять?». Свобода потреблять стала дозволенной бывшим советским гражданам свободой. Конституция, писанная апологетами свободного рынка, стала фетишем.
[...] Дима Семицветов получал «нетрудовые доходы» – и вопрос этот в новом государстве был решен очень просто: спектр допустимых доходов был радикально расширен. Теперь Дима мог наконец-то перестать таиться. С его точки зрения, одного этого преимущества было совершенно достаточно, чтобы развалить громадную страну, вывести войска из Восточной Европы, подписать Беловежские соглашения…"
***
Важная тема поднята Татьяной Шабаевой - как стремление к потреблению развалило большую страну. И Дима Семицветов как тип постсоветского человека, который ради свободного потребления пожертвовал империей. Но не просто пожертвовал, а предал свою родину. Предал кому? Другой империи, в которой наоборот потребительство и частная собственность является основой. Она называется демократией, цивилизацией - как угодно, но ее суть в экспансии собственничества, в победе сиюминутной выгоды над самопожертвованием, материи над духом.
При этом в статье чувствуется какая-то раздвоенность отношения к этому. С одной стороны, говорится, что в нормальном потреблении нет ничего страшного, и в самом позднем СССР большинство людей раздражало невозможность купить хорошую вещь без давки - важно только отделить трудовые доходы от нетрудовых. А с другой - Татьяна называет Путина чуть ли не гарантом потребления Димы Семицветова, что, по-моему, поверхностная колкость.
Нормальное потребление действительно должно быть доступно большинству - это одна из потребность человека как смертного и падкого на физиологические излишества существа. Однако принципиально важны степень потребления и его значимость в ценностной системе общества. Светлые идеалы, великие цели, духовное развитие должны быть выше жвачки, джинсов и "хочу потусить". И если наступает момент, когда надо выбирать между одним и другим, человек, общество, страна, государство должны жертвовать именно потреблением. Начиная с частного решения не купить лишнего ширпотреба ради важной книги и завершая готовностью выдерживать санкции международного жандарма ради сохранения суверенитета. И Россия сейчас как раз проходит испытание, совершая такой выбор.
Скажут, что в "империи добра" такой дилеммы не бывает: там и потребление колоссальное, и самая развитая держава с крупнейшей армией. Но в том-то и дело, что благодаря той самой армии и финансовому доминированию (монополизм доллара) эта держава выкачивает ресурсы из остального мира и тем самым способна обеспечить и сверхпотребление элиты, и комфортную жизнь миллионам граждан, и Голливуд, и Седьмой флот, и многое другое. Потребительский рай, дольче вита - самое главное их идеологическое оружие, которым удалось покорить большую часть человечества - на самом деле не доступны этому человечеству из-за несправедливого контроля над ресурсами. И никогда не будут доступны - это иллюзия, миф, ложь.
Современное российское руководство вроде бы не ставит сверхцелей и не призывает граждан к победе какого-то "изма" - и это создает ощущение тотальной победы мещанства. Однако сама жизнь, развитие ситуации в мире, агрессивное принуждение русских со стороны мирового жандарма вернуться в "стойло цивилизованных" создает для России тот самый выбор между чечевичной похлебкой и идеалами. Отсюда и истеричное возмущение "избранного меньшинства", которое вдруг потеряло идиллию с Западом, и консолидация большинства народа, в котором возвращение к такому выбору возродило то самое ощущение поиска правды и защиты родины.
Однако это сплочение необходимо все же поддерживать - как формулировкой тех самых сверхцелей (только без "измов", а более понятными словами), так и примером со стороны власти и элиты. Сам Верховный неоднократно демонстрировал приоритет национальных интересов, высмеивая попытки Запада найти его миллиарды. Любопытно, что и те русские, кто купился на потреблядство, тем не менее не получают от него полного удовлетворения и счастья. Те самые Димы Семицветовы, получив за 25 лет все возможности потреблять и не выкручиваться, пришли к глубочайшему чувству неудовлетворения. К ощущению отсутствия чего-то важного, внутренней пустоты. И в этом-то и есть наш шанс.
Единственный путь для русских на грешной земле - это строить и защищать тот кусочек ее (одну седьмую или одну пятую планеты), в котором при всех пороках современной цивилизации на первом должны быть праведность, справедливость и поиск истины. В нынешние времена это уже сверхцель похлеще рая на земле.
РМ
Котировки
Кластеры
Оценили 35 человек
36 кармы