• РЕГИСТРАЦИЯ
russkiy-malchik
13 января 21:22 16298 115 203.39

"Движение вверх" - фильм не о баскетболе



Наконец-то. Оказывается, российский кинематограф способен сделать зрелищную и вместе с тем душевную историю, которая не только держит в напряжении с первой до последней секунды, но не отпускает зрителей и после финальных титров. Фильм «Движение вверх» о легендарной победе советских баскетболистов на Олимпиаде 1972 года если и не станет первым после балабановского «Брата» народным фильмом (что довольно сложно для такого жанра), то уж точно войдет в когорту выдающихся лент, которые неоднократно пересматривают, а не посмотревших встречают с удивлением.

Почему? Можно приводить немало аргументов и раскладывать по полочкам секрет успеха Антона Мегердичева и Ко (за две недели сборы фильма составили 1,4 млрд рублей), но на то он и секрет, что это бессмысленно. Настоящее искусство – загадка, не подвластная разбору кинокритиков. Художественное произведение может быть сложено идеально, но не цеплять, ему не веришь. Фильм «Движение вверх» цепляет, его истории веришь и переживаешь, и это не объяснить простым рецептом.

Да, наконец-то у российского коммерческого фильма – крепкий сценарий. Не просто набор действий и шуток, а большая история, рассказанная цельно и драматично. История реальная, основанная на биографической книге участника реального события – лидера баскетбольной сборной СССР Сергея Белова. Но фраза «основанная на реальных событиях» отнюдь не для красоты: сценаристы бережно и с почтением отнеслись к настоящим героям 1972 года, внесенные изменения и сюжетные новеллы не опошляют их подвиг, но добавляют ему трагизма, делают ближе к современному зрителю. Финальный матч США – СССР и вовсе воспроизведен в фильме досконально – очко в очко.

Да, спецэффекты в фильме использованы не ради самих спецэффектов и вопреки драматургии, а как важное дополнение внутреннего драматизма, его оформление – редкий случай для отечественного кино. Благодаря новым технологиям баскетбольные матчи сборной СССР почти полувековой давности не смотришь, а будто проживаешь здесь и сейчас. Вот ты на трибуне, вот на скамейке запасных, вот ты толкаешься под кольцом – мяч, пот, финт, прыжок – есть два очка! Порой выглядит даже чересчур зрелищно – тогда баскетбол был спокойнее, но это оправданно, так как показывает, что советские баскетболисты не просто играли, а бились на площадке, как в бою.

Да, впервые в российском кино, как в лучших образцах советского и голливудского, в кадре играет не одна звезда, а все актеры, даже второстепенные. Тренер Машков-Гаранжин создает команду не только из спортсменов по сценарию: чувствуется такая же командная игра актеров – причем неопытных и малоизвестных. Каким-то образом удалось отобрать и собрать ребят, которые сумели передать не только индивидуальность игроков, но и командный дух.

Тем не менее все вышеперечисленное не объясняет того, почему зрители выходят из зала со светлыми лицами и вспотевшими от переживания душами. В конце концов, чисто технически это стандартный фильм о большой победе – таких десятки, если не сотни. Возможно, разгадка в том, что фильм цепляет нечто настоящее и дорогое для миллионов зрителей. И каждый, кто посмотрел картину, думаю, это понял и смог бы назвать.

Первым делом в фильме «Движение вверх» трогает давно забытое в масс-культуре и оттого столь долгожданное чувство товарищества, командности как осознанного со-действия и солидарности разных людей. Современное искусство любит воспевать эгоцентризм «свободного атома», причем в крайне разнузданных проявлениях – когда герой достигает успеха за счет других, перешагнув ближнего. Здесь же, напротив, движение вверх совершается через сплочение с теми, кто к тому же оказался рядом волею судьбы, как это часто происходит в спортивных командах. Банальная, казалось бы, истина в эпоху торжествующего потребительства, когда товаром становится даже человек, оказывается откровением, и русский зритель чутко отзывается на него.

Рефреном через всю картину проходит ответ на вопрос: «Давно они тебе стали своими?». «Стали давно, только понял я это сейчас». Первым эту фразу произносит блистательный мастер Сергей Белов, показанный в фильме как волк-одиночка, привыкший играть только за себя, не обращая внимания на партнеров и нередко вопреки интересам команды. Таких раньше во дворе стыдили, называя единоличниками. Но, что характерно, тренер Гаранжин-Кондрашин не стал ломать игрока силой, а плавно подвел его к осознанию ошибочности чрезмерного эгоизма – и тут реальная особенность настоящего Владимира Петровича, который не просто тренировал, а воспитывал молодых ребят, проявляя личное участие в их судьбе.

Именно команда, сплоченная не вопреки личностям, а благодаря их осознанному самоограничению, служению другим, и позволяет сборной СССР одержать победу над, казалось бы, непобедимым соперником. Преодоление непреодолимых обстоятельств возможно, только когда один за всех и все за одного. И это родное, почти на генном уровне заложенное в нас чувство очень точно передано и пережито героями картины. Весь фильм Мегердичева, равно как и сама победа наших баскетболистов над США за последние три секунды – гимн той невероятной силе, которая позволяет сделать то, во что уже, кажется, никто не верит. «Пока невозможно, потом возможно» – эти слова героя Машкова похожи на известный рекламный слоган «Невозможное возможно». Но разница существенна: в западном слогане торжество индивидуализма, в нашем – торжество командности.

Русское преодоление не механичное, не холодно технологичное, это всегда живой подвиг, исполненный человеческим теплом. Эту душевность подчеркивает сюжетная линия с больным ребенком тренера Гаранжина, которому требовалась операция за границей. В фильме деньги, собранные по копейке на операцию сыну, Гаранжин отдал на срочное лечение своему подопечному Александру Белову, у которого во время турне по США обнаружили редкую болезнь сердца. Тренер спас жизнь игрока команды, рискнув здоровьем родного сына – спас не ради победы или карьеры, а просто по-человечески, как должно быть (реальный Белов действительно был болен и умер в 26 лет, но болезнь проявилась гораздо позже Олимпиады – однако разве такой «монтаж» можно назвать неоправданным?). Большой поступок создает большую команду из группы индивидуалистов – и это бесценно. Не сложные тактические схемы и упорные тренировки, которые тоже важны и подробно показаны в фильме, но искреннее самопожертвование приводит к преодолению и чудо-победе.

Товарищество предстает в картине и в другом аспекте, который, пожалуй, не менее близок русскому сердцу – в дружбе народов. Но не плакатной, не подмененной толерантностью, а живой, искренней, в которой есть место и трениям, и обидам, и открытому разговору. Так, с первых же кадров литовский баскетболист Модестас Паулаускас демонстрирует прибалтийскую фронду советскому режиму и русскому народу: «Вы, русские, никогда нас не понимали!» Реальный Паулаускас ничего подобного не произносил и, говорят, до сих пор, уже на восьмом десятке, ностальгирует по Союзу и русскому языку. Но не секрет, что такое отношение встречалось у многих прибалтов, и авторы фильма вводят исторически важный сюжет из советского прошлого, проводя параллель с настоящим.

В картине «Движение вверх» Паулаускас постоянно недоволен тем, как «здесь, где все плохо», и хочет сбежать «туда, где все прекрасно». Невозможно не узнать в этом типе нынешних западников-русофобов как в России, так тем более на Украине или в той же Прибалтике. Однако – ключевой момент! – перед матчем с США, когда ему помогли сбежать из сборной, он вдруг осознает, что является частью «этой страны». И второй раз вслед за Сергеем Беловым произносит фразу: «Своими они стали давно, только понял я это сейчас». К сожалению, в фильме не совсем проработана мотивация этого поступка, но ясно, что литовец осознал себя частью целого, большой и честной семьи, в которой никто не держит камень за пазухой (Гаранжин даже дал негласное разрешение на побег). Другими словами, чистые человеческие отношения стали литовцу дороже своей национальной гордыни.

Эта неподдельная искренность отношений между русскими и разными народами СССР живо передана на примере сборной по баскетболу. Даже диву даешься, как современные ребята-актеры смогли передать ту бескорыстную атмосферу единения народов в сцене грузинской свадьбы в горном селе, когда за одним столом веселились белорус Едешко, казах Жармухамедов, грузины Коркия и Саканделидзе, строптивый литовец, Анатолий Поливода из Украинской ССР и русские Сергей и Александр Беловы. По жестокой иронии судьбы, пришлось пережить распад Союза и постсоветское националистическое безумие на Украине, Кавказе и в Прибалтике, чтобы сейчас понять всю ценность тогдашних отношений между близкими народами большой страны. Знаю, что тоску по ней испытывают простые люди не только в России, но и во всех республиках, и вместо того, чтобы устраивать глупые споры о сортах колбасы в Советском Союзе, следовало бы задуматься о том, как вернуть те отношения между людьми разных национальностей.

Впрочем, в фильме также показаны и недостатки Союза: дефицит потребительских товаров, которые баскетболисты на свой страх и риск везли чемоданами из-за границы, и выслуживающиеся самодуры-чиновники (впрочем, в какие времена их не бывает?), и члены КПСС, прикрывавшие свой карьеризм интересами партии. Однако в целом образ СССР 70-х годов в фильме привлекателен: молодость, теплота отношений и мощь империи. Не удивлюсь, если «Движение вверх» запретят в странах, борющихся с советским прошлым – это же такой удар по их пропаганде ненависти и раздора между народами.

И в заключение – пару слов о противостоянии с США, чуть ли не центральной теме в замысле картины. Команда США показана как сверхмощная, волевая, жестокая машина, каток, сминающий все на своем пути. Очевидно, что, хотели того авторы «Движения вверх» или нет, на него наложил отпечаток современный геополитический конфликт с Вашингтоном. По сути, в фильме под видом тогдашнего противостояния показано нынешнее: если тогда СССР и США были в равных весовых категориях, то сейчас во многом это действительно борьба Давида с Голиафом. Тренер Гаранжин, с одной стороны, учит перенимать у американцев лучшие методы борьбы, но при этом требует гнуть свою линию, не уступать сопернику ни в чем и биться за каждый мяч и секунду. И когда соперники переходят в откровенное хамство, наши с молчаливого разрешения тренера отвечают точечными ударами. Этакий отсыл к тактике асимметричного ответа, которую успешно использует Москва в последние годы на международной арене.

При этом сами граждане США не показаны в черных тонах и местами даже симпатичны, как врач, лечащий Белова, или те ребята из черных кварталов, которые обыгрывают советских баскетболистов в стритбол. Но между строк читается, что, несмотря на мнения отдельных граждан, США и Россия как типы цивилизаций кардинально противоположны, и наше столкновение – дай бог, не военное – неизбежно. Но чтобы не уступить, надо бороться с умом, душой и до конца – не исключено, что все решат те самые три секунды.

К слову, в фильме есть характерный с политической точки зрения эпизод, когда в последний момент на пределе нервов советские спортивные чиновники решают отказаться от финального матча и почти снимают сборную СССР с Олимпиады (полностью выдуманный сюжетный ход), однако команда убеждает их этого не делать. Более чем прозрачный намек на тех российских элитариев, кто предлагает под видом возвращения в лагерь прогрессивного человечества пойти на попятную и отказаться от национальных интересов в пользу Вашингтона.

Как видим, в картине «Движение вверх» под видом типичной экранизации большой спортивной победы зашито несколько важных общегражданских и политических смыслов. Конечно, это не шедевр и не вершина кинематографического искусства (глупо было бы ожидать такого от коммерчески ориентированного фильма), но это тот пример, на который нужно ориентироваться при съемках больших отечественных блокбастеров с претензией на искусство. «Движение вверх» – удачный пример симбиоза развлечения и содержательности в массовой культуре. Но что-то мне подсказывает, что его вряд ли отберут в номинанты на «Оскар». Однако гораздо важнее то, что в российском кинематографе, похоже, сработал закон диалектики, согласно которому количественные изменения перерастают в качественные. Очень хочется не обмануться в этом.

Эдуард Биров
"ВЗГЛЯД"

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    7 мощных триллеров 2018 года, которые вы пропустили

    Суровые триллеры, вышедшие в этом году. Жестокие, бескомпромиссные и непредсказуемые. Мы постарались собрать лишь те, картины, которые вы могли пропустить.1. Убийца 2. Против всех (Sicario 2: Soldado, 2018) Жанр: триллер, боевикРежиссёр: Стефано СоллимаАктёры: Бенисио Дель Торо, Джош Бролин, Изабела МонерВозрастной рейтинг: 18+Рейтинг КиноПоиска / IMDb: ...
    -->
    691

    Собака на сене (1977, Ян Фрид, по пьесе Лопе де Вега)

    Боже мой, этот фильм меня фантастически осчастливил! В момент, когда граф, фальшивый отец Теодоро направляется к графине де Бельфлёр на встречу с давно утерянным сыном, тогда как сам Теодоро вот-вот направится в Испанию, саспенс зашкаливает невозможно: что, если не успеют они встретиться? Тогда пострадают и граф, и графиня, и ее давно любимый секретарь....
    -->
    193

    "Остров собак" / Isle of Dogs (2018, Уэс Андерсон)

    Это вот как это? Это вот тот самый Уэс Андерсон, который сделал "Поезд на Дарджилинг" / The Darjeeling Limited (2007, Уэс Андерсон)?Почему именно мультфильм? Но раз уж сделал, то мы как опытные киношники бежим смотреть, ибо не в актерах дело, а в режиссере. Именно режиссер является хорошим показателем качества фильма. Хотя и на старуху бывает проруха.Но, этот мультфил...
    -->
    173
    Владимир Гавриков
    20 октября 12:00

    В России готовится фильм-сатира на жертв геноцида

    Кадр из фильма Алексея Красовского ПраздникВиктор МараховскийВначале новости культурной жизни. Целый ряд глубоко приличных СМИ и т. н. медийных персон синхронно опубликовал тексты о фильме "Праздник" режиссера и сценариста А. Красовского — сатирической комедии о том, как привилегированный класс жрал куру в самые страшные дни ленинградской блокады.Все эт...
    -->
    257

    "Поезд на Дарджилинг" / The Darjeeling Limited (2007, Уэс Андерсон)

    Самые яркие краски, самые потрясающие, южные сочетания цветов! Трое братьев в индии на базаре купили перцовый баллон, три пары валеных тапок, несколько боа из искусственных цветов и ядовитую змею. Всё это добро притащили с собой в поезд. Змея, как водится, сбежала. Здорово до ужаса.Всю дорогу в поезде братья закидываются индийскими микстурками от кашля, болеутоляющими...
    -->
    145

    Бунт девушек востока? Сказка! "Мустанг" / Mustang (2015, Дениз Гамзе Эргювен)

    С моей точки зрения фильм "Мустанг" / Mustang (2015, Дениз Гамзе Эргювен) - это грустная сказка о попытке борьбы с традициями девочек в турецкой семье. Вот в начале кажется, что всё так аутентично, но потом сказочность в голове у режиссера и сценаристов, а так же желание сделать фильм, который будет оценен мировой женской общественность перебарывает реализм.Ну, что т...
    -->
    185
    Владимир Гавриков
    16 октября 16:54

    Обхохочетесь: комедия про ленинградскую блокаду

    Кадр из фильма Алексея Красовского ПраздникМаксим СоколовРежиссер Красовский рассказал, что снимает "местами черную, но чаще светлую и новогоднюю комедию", действие которой происходит 31 декабря 1941 года в осажденном немцами Ленинграде.Анонс фильма, выход которого планируется к зиме, гласит: "В загородном доме Воскресенских, живущих "на особом положени...
    -->
    334

    "Жизнь Адель" / La vie d'Adèle (2013, Абделатиф Кешиш

    "Жизнь Адель" / Blue Is the warmest color / La vie d'Adèle (2013, Абделатиф Кешиш, Франция, Бельгия, Испания)Главная героиня, Эмма, играет с фальшью, секс странный - позы меняются каждые 10 секунд, как будто решили показать как можно больше вариантов.Драматургия вялая, всё тянется медленно и спокойственно скучно. Хотелось больше ситуаций "на грани", таких как: застука...
    -->
    236

    "Волга - Волга" (1938, Григорий Александров, СССР)

    "Волга - Волга" (1938, Григорий Александров, СССР)Очень лёгкий, ничем не обременяющий мюзикл комедийного типа. История о соперничестве двух людей, и, соответственно, двух музыкальных коллективов. Вообще, мне нравится, что самобытное народное искусство в этот раз обошло "всепризнанные" мировые произведения классической музыки.Катерина Пономарева, творческое объединение...
    -->
    215

    Сериал "Хранилище 13" / "Запасник 13" / Warehouse 13 (2009 - 2014)

    Сериал Сериал "Хранилище 13" / "Запасник 13" / Warehouse 13 (2009 - 2014)является следствием логичного желания для получения большего дохода развить идею прекрасного минисерала "Пропавшая комната" / "Потерянная комната" / The Lost Room (2006, Крэйг Р. Бэксли, Майкл Уоткинс).Сериал, так же стоит отнести к жанру детективной фантастики, с типичными главными героями женщи...
    -->
    829

    7 необычных комедий 2018 года, которые вы могли пропустить

    Собрали новые забавные и необычные комедии этого года, которые легко смогут поднять настроение.1. Как женить холостяка (Destination Wedding, 2018) Жанр: комедия, мелодрамаРежиссёр: Виктор ЛевинАктёры: Киану Ривз, Вайнона РайдерВозрастной рейтинг: 18+Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.0 / 6.1Забавный театральный фильм, который целиком и полностью состоит из диа...
    -->
    1239
    Шимун Врочек 12 октября 13:01

    Кровь патриотов

    Мацек и Кристина. Влюбленные Хорошее утро для убийства. Польские патриоты Мацек и Анджей на тропе войны, в руках автоматы -- немецкий и английский. Патриоты собираются убить двоих -- один из которых польский коммунист Щука. Но убьют, по случайности, -- не того, и не тех. И теперь им нужно исправить ошибку..."Пепел и алмаз" (1958), режиссер...
    -->
    1061

    "Звёздный путь: Дискавери" / Star Trek: Discovery (2017, Ли Роуз, Адам Кэйн)

    Фильм "Звёздный путь: Дискавери" / Star Trek: Discovery (2017, Ли Роуз, Адам Кэйн) снятый девочкой для девочек. Длинные бубненния инопланетян на своем языке. Вот интересно, что Амедиа английский перевела голосом, а бубнения инопланетян субтитрами. По-моему это уже бред некоторый.При этом девочка снимавшая фильм видимо даже не знает, как принимаются решения руководител...
    -->
    626
    KAMAS Старые фильмы
    12 октября 09:08

    "Мертв по прибытии" (США, 1949)

    "Мертв по прибытии" ("D.O.A.") – классический американский детектив в стиле нуар. Фильм, снятый в 1949 г. Рудольфом Мате (1898-1964) за небольшие деньги, неожиданно для всех стал классикой детектива. Сам фильм – это набор штампов классического американского детектива. Необычна сама завязка фильма, где главный герой расследует свое убийство. Несмотря н...
    -->
    2928

    12 Никиты Михалкова, Сидни Люмета и Билла Фридкина

    - 12 Angry Men / "Двенадцать разгневанных мужчин" (1957, Сидни Люмет)- 12 Angry Men / "Двенадцать разгневанных мужчин" (1997, Уильям Фридкин)- 12 (2007, Никита Михалков)Сравнивая эти три экранизации одноименной пьесы американского драматурга Реджинальда Роуза, в первую очередь, хотелось бы сказать, что сценарий фильмов 1957 и 1997 года похож настолько, что продублиров...
    -->
    270

    "Смолфут" / Smallfoot (2018, Кэри Киркпатрик, Джейсон Рейсиг)

    Мой друг, Илья Комахин, с которым мы много раз ходили в сложные водные походы по горным рекам, был приглашен на работу в США, и вот уже многие годы, мы общаемся, только в фейсбуках и вконтактах. А еще он участвует в нашей клубной видеопоздравлялке к новому году, это такой сборник поздравлений делаю я. И это так приятно увидеть и услышать поздравление с той стороны зем...
    -->
    1102

    "Класс" / "Entre les murs" (2008, реж. Лоран Канте, Франция)

    Класс" / "Entre les murs" (2008, реж. Лоран Канте, Франция) Фильм-лауреат Канского фестиваля меня бесконечно разочаровал. Большая проблема фильма - отсутствие значительных действий, и замещение их разговорами персонажей. Утомительно, скучно, затянуто.Этот фильм не вызывает яркого сочувствия у зрителя. Скорее, создаётся ощущение, что ты просто прошёл мимо школы, даже н...
    -->
    333
    Grand Фитиль
    11 октября 08:50

    Кинопремьеры (11.10.2018)

    На этой неделе в прокат выходят байопик про первого человека на Луне, триллер про незнакомцев в отеле на границе штатов, боевик про обозлённого дровосека, французский триллер про писательницу и её фанатку, российская мелодрама про двух девушек умершего парня, музыкальная драма про танцоров и сангрию с ЛСД, британская комедия про новую хозяйку привередливого мопса, рос...
    -->
    1907
    Игорь Пономарев 11 октября 03:51

    "Большой кошачий побег" / Cats and Peachtopia (2018, Гэри Ван, Китай)

    "Большой кошачий побег" / Cats and Peachtopia (2018, Гэри Ван, Китай) - котенок и котики разных мастей,- красивые и милые персонажи, очень хорошо сделанные,- прекрасные фоны-пейзажи, и прекрасная сказочная страна, котячий рай,- погони, суета, трюки,- совсем не детские сцены обсуждений в баре, за стаканчиком,- персонажи нетрадиционной ориентации отсутству...
    -->
    833

    Социальный рейтинг и «Пике» в сериале «Черное зеркало» / Black mirror (2011-2017)

    «Пике» / NosediveЕсть такой сериал «Черное зеркало» / Black mirror (2011-2017), ну не совсем сериал, это скорее альманах или сборник, так как каждая серия это отдельный художественный фантастический фильм. Серии в нем разные, некоторые интересны, некоторые страшны, а некоторые омерзительны, как серия про секс британского премьера со свиньей для спасения...
    -->
    533
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика