Сегодня гость нашей редакции – русский писатель, поэт, публицист, исполнительный секретарь Русского Просветительского Общества им. Императора Александра III, редактор журнала «Голос Эпохи» и портала «Русская Стратегия» Елена Семенова. Ее перу принадлежат такие художественно-документальные романы-эпопеи, романы-хроники, как «Честь – никому!», «Претерпевшие до конца», а также «Слава России» – история Отечества в рассказах о его замечательных деятелях, которая может увлечь не только взрослых, но и детей.
- Не стоило бы и спрашивать у русского человека, чем вызван его, "русский интерес", но сегодня так много говорят о борьбе за "Русский мир", о защите этого "Русского мира". Чем больше говорят, тем меньше правды. А что для Вас входит в понятие Русского мира, русскости, вообще? Как стать русскими не только по крови, но, прежде всего, по духу?
- Говорят, действительно, много, а на практике мы видим лукавую подмену мира русского миром советским, вместо восстановления памяти о нашей большой истории и ее деятелях, попытку снова закупорить нас в плену страшного для русского народа прошлого столетия… Я попробую ответить на Ваш вопрос, может быть, немного заужено, применительно к текущим трагическим событиям. На протяжении всей своей истории наш народ вынужден был вести много войн, осваивал огромные пространства, Россия принимала под свою руку многие, самые различные племена. Что мы несли в те пределы, куда приходили? Во-первых, свет православной веры. В земли иноверные мы несли Христово учение, в землях, где оно уже было проповедано, всячески радели об укреплении его. Строили храмы, духовные училища и т.д. Во-вторых, культуру, просвещение, цивилизацию в лучшем смысле этого слова. Строили города, дороги, школы, больницы, библиотеки, развивали промышленность и торговлю – другими словами создавали рабочие места, повышали разительно уровень жизни, приносили мир и достаток. В-третьих, закон и порядок, защиту от внешних захватчиков и внутреннего произвола. Таким образом русификация происходила не потому что огнём и мечом её навязывали, а потому что та самая русскость включала в себя и высоту, красоту духа христианского, и мужество на поле брани, и справедливость, и щедрость, и честь, и достоинство. Император Николай Первый говорил: «Мы не можем поступать так-то, потому что мы – христиане!» Это была первооснова русского воззрения, менталитета. И, что уж совсем по нашим временам невероятно, государственной политики. Если мы вспомним войны европейские, там, где и культура, и цивилизация, и образование были на высоте, то показательно, как вели себя наши простые солдаты и наши офицеры. Мало того, что солдаты помогали жителям в полевых работах, так ещё, когда армия наша покидала покоренную Францию, граф Воронцов оплатил из своих средств все долги своих подчиненных. И везде русские оставляли по себе добрую славу. Потому что недаром воинство наше называли Христолюбивым, «Христовой рати лучшие солдаты». Суворов говорил: мы Русские, с нами Бог! Вот, когда мы перестаём быть русскими, Бог перестаёт быть с нами. И когда сегодня русскость подменяется советскостью, мы попросту отталкиваем Божию руку, лишаем себя Его помощи. Что должны были бы мы нести сегодня в Новороссию, в Малороссию? Не Ленина с Володарским, конечно же. А, вот, то, о чём выше сказано. Свет веры православной. Подлинную историю, многовековую, со многочисленными славными деятелями её, чьи судьбы были с этим краем связаны. Подлинное русское просвещение. Возвращение к общему корню. Защиту. Справедливость. Вот, это – Русский мир. Я когда-то писала применительно к гражданской войне вековой давности, которая и теперь продолжает тлеть, что не могут примириться белые с красными, примириться могут только русские с русскими. С нынешней войной аналогично. Примириться, воссоединиться и, наконец, начать процесс обустройства нашего общего дома, некогда разделённого предателями, только русские с русскими. И в этом – общем восстановлении русскости – должна быть настоящая наша победа.
Что же до того, как стать русскими… У Ильина есть прекрасная работа о национальном воспитании. Ребенок должен от колыбели приобщаться к русской традиции, к вере, к культуре, воспитываться в любви к героям своей истории, созерцать красоту родной земли… Но всё же, надо признать, что не может быть какого-то рецепта. Можно, например, прочесть много правильных книг, знать историю, соблюдать церковные правила, говорить как будто бы правильные слова, а потом… оказаться в стане врагов своей страны и своего народа. Мы это наблюдаем уже восемь лет на примере отдельных русских по крови людей, причисляющих себя к «белым», но предпочитающих русскому знамени петлюровский прапор. А можно, как иные 19-летние мальчишки, которые, наверное, никогда не читали Ильина и, скорее всего, не были воцерковлены, «просто и безыскусно», как некогда Иван Савин писал, положить жизнь за Родину, за други своя, за русских людей…
- Почему вновь возникла угроза подмены русского начала даже в части народа, считающего себя православным, пытающегося жить, согласно канонам Церкви Христовой, интересующегося, казалось бы, жизнеустройством "старой", Императорской России?
- Потому что, говоря словами Апостола, люди не имели твердого основания в учении, в котором наставлены. Нередко можно видеть печальную картину, как отдельные монархисты скатываются в т.н. «православный сталинизм». Почему? Потому что люди в существе своем остались советскими. Было некое поветрие в перестройку, в начале 90-х, мода на монархизм, «белогвардейщину». И некоторые советские люди поверхностно увлеклись этим, внешней формой в первую очередь, какие-то книги прочли, какие-то мысли усвоили, но глубже вникать не стали. Когда мода стала меняться, то никакого серьёзного «антидота» у них в душах не оказалось, и советская закваска вышла на поверхность, смешавшись с «имперскостью» и образовав опаснейший по степени духовной пагубы гибрид.
- Вы проводите большую работу вместе со своими сподвижниками по Русскому Просветительскому Обществу имени Императора Александра III, издаете замечательные книги, которые сегодня нужны, как воздух, как глоток свежей воды. Расскажите подробнее для читателей нашего издания о его деятельности. А, кроме того, почему духовным покровителем Общества стал именно Александр III, а не, скажем, Александр II , или Николай I?
- Александра Третьего издавна называли самым русским Государем, он всем образом своим символизировал русскость. Ему принадлежит «экстремистский» лозунг: «Россия для русских и по-русски». Но, самое главное, что и образ, и лозунг полностью соответствовали содержанию царствования нашего Императора. Действительно была сделана ставка на поддержку и развитие всего русского. В экономике был жесткий протекционизм. В культуре всемерно поддерживались русские таланты. Русский стиль господствовал в архитектуре. Большая работа велась в области русского исторического просвещения – в том числе через искусство. Это было единственное царствование, в которое мы не вели войн, и страна развивалась мирно и полнокровно. Внутренняя крамола, выросшая в террористический беспредел конца царствования Александра Второго, была подавлена также. Бодрое время русского расцвета. Самое благословенное время в истории нашей страны. И характерно, что когда одного из её губителей, Керенского, в эмиграции поэт Смоленский спросил, в какой бы России тот хотел жить, Керенский честно ответил: как при Александре Третьем.
После смерти Государя было основано «Общество ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III». Мы по мере наших скромных сил стараемся наследовать ему. У нас есть несколько направлений работы. Это, как Вы уже сказали, книгоиздание. Нами основано несколько серий книг – «Русским о России», «Русский взгляд», «Русская традиция», «История – детям и взрослым», «Антология русской мысли». Также уже второе десятилетие выходит литературно-общественный журнал «Голос Эпохи». Сопряжены с издательской деятельностью такие проекты, как ежегодная премия имени генерала Врангеля, ежегодный литературный конкурс имени Ивана Савина для учащихся средних и высших учебных заведений, проект «Уничтоженные как класс», посвящённый трагедии коллективизации. Нами издано несколько книг на эту тему, мы ведём сбор материалов по ней в рамках группы ВКонтакте, создаем базу данных. Сейчас готовим книгу очередную – по материалам, которые собрали за последние два года. Следующее направление – выпуск документальных фильмов, передач и роликов по русской истории. В прошлом году нами были сняты фильмы о Льве Тихомирове и Константине Победоносцеве. Сейчас мы работаем над четырехсерийным фильмом о кадетах и юнкерах в Белой Борьбе – к 105-летию Белого Движения. Ещё одно направление – мемориальное. Оно, правда, наиболее трудно реализуемо. Потому что опять-таки в РФ сегодня советское преобладает над русским. Можно поставить 120 памятников Сталину и 40 – Дзержинскому (реальные цифры за последние годы), но пробить установку хотя бы мемориальной доски суворову Первой мировой генералу Юденичу или даже адмиралу Эссену оказывается делом, мягко говоря, чрезвычайно затруднительным. Тем не менее нами на данный момент на народные пожертвования установлен первый в России памятник графу Келлеру, поклонный крест раскулаченным в рязанском селе Веряево, где когда-то было крупное крестьянское восстание, крест кенотаф на сергиево-посадском кладбище, где когда-то была могила Льва Тихомирова, киот в память генерала Врангеля и Русской армии в Тихвинском храме уничтоженного большевиками Симонова монастыря Москвы и стенды об истории этой обители подле этого храма… Наши представители выступают с лекциями в разных аудиториях. Т.ч. с Божией помощью что-то делать нам пока удается, хотя, конечно, хотелось бы расширять нашу деятельность. Но… жатвы много, а делателей мало. И всякому делателю, всякому единомышленнику на нашей ниве мы всегда рады.
- Елена Владимировна, назовите, пожалуйста, несколько книг, изданных при содействии РПО им. Александра III, которые Вам кажутся наиболее весомыми для первоочередного прочтения нашим современником?
- По Белому Движению – недавно изданное собрание воспоминаний «За Русь Святую. Отсветы Ледяного похода», «Бѣлые. Повести и рассказы о Белом Движении», «Монархическая трагедия. Генерал Краснов» С.В. Зверева, «П.Н. Врангель. Юбилейный сборник», «От берегов Дона до берегов Гудзона» - замечательные воспоминания атамана Н.В. Фёдорова, мальчика-чернецовца, крупного ученого русского зарубежья, человека уникальной судьбы, который на пороге 100-летия прилетел из США в Россию возрождать здесь кадетские корпуса... По монархической идее – «Монархия как русский идеал» (это собрание работ русских мыслителей и святителей с начала 19 века и до наших дней – как раз к вопросу «основания учения, в котором наставлены»), «Иван Ильин. О монархии и республике», «Лев Тихомиров. Монархическая государственность», «Чаемая монархия» Н. Тальберга. По Первой мировой «Воспоминания Кавказского гренадера (1914-1920)» и «Забытые герои Великой войны» - иллюстрированное собрание биографических очерков. По трагедии раскулачивания составленный нами сборник «Уничтоженные как класс. К 90-летию раскрестьянивания России» и совершенно уникальная и необходимая к прочтению книга Т.К. Чугунова, некогда изданная в Берлине, «ДЕРЕВНЯ НА ГОЛГОФЕ. Летопись коммунистической эпохи: от 1917 до 1967 г.». По Второй мировой – «Вторая мировая: русский взгляд» В.С. Правдюка. По нашему Императору – «Русский богатырь на троне» С.Х. Карпенкова и юбилейный сборник «АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ». По самой больной на текущий день теме – «Русский ответ на украинский вопрос», собрание работ русских консервативных мыслителей 19 и 20 веков, белых вождей и идеологов, исчерпывающе отвечающих на вопрос, какова должна быть позиция русского человека в отношении т.н. «украинства». Также не могу не упомянуть «Богословие Достоевского» - собрание работ православных мыслителей и святых отцов о нашем великом писателе-провидце. И «Большую русскую хрестоматию. Век ХХ». Образование – естественно, профильная для нас тема. В прошлом году мы подготовили аналитический доклад о бедственном положении отечественного образования, который направили в Совет безопасности РФ, провели конференцию на эту тему. Создали сайт «Народная школа» - в помощь учителям, учащимся и родителям. И издали указанную книгу – как прообраз того, как должен выглядеть будущий учебник русской литературы ХХ века.
- Читая Вашу книгу "Слава России", в которой немеркнущим светом сияют имена великих духовных вождей русского народа - Князей, Императоров, государственных сановников, писателей, первопроходцев и первопоходников, среди которых и Св. благоверная Княгиня Ольга, и Князь Александр Невский, и граф Николай Муравьев-Амурский, и Федор Достоевский, и Цесаревна Ольга Александровна, и "молодые генералы" Врангель, Марков, Тимановский, Каппель, так и представляешь цельный образ единой и неделимой России. Возможно ли ее воссоздание теперь?
- Богу, как известно, возможно всё… Возвращаясь к началу нашей беседы, если, следуя завету Достоевского «стать русскими во-первых и прежде всего», мы сумеем снова стать русскими, то Бог будет с нами. И с Его помощью возможным будет и восстановление России – хотя бы в её, скажем так, естественных границах, а главное во внутренней целостности, здравии и благоденствии. И обретение Царя православного, о котором многие мечтают, но далеко не все опять-таки понимают, что Царь даётся Богом, а произволом смятённых душ на престолы сажаются Гришки Отрепьевы или в лучшем случае Василии Шуйские. Царя можно только вымолить и выслужить, а не «назначить»… И как Небесное Царствие нудится, так и земное. Если будем «рабами ленивыми и лукавыми» на ниве Господней, то потеряем и то, что есть, тот обломок Российской Империи, что именуется теперь РФ. Если будем бодрствовать, как заповедано нам, то – всё возможно.
- Елена Владимировна, Вы являетесь автором обстоятельной и очень глубокой трилогии "Честь - никому!", посвященной Белому Движению, его зарождению и борьбе за основы, а, по сути, смысл самого Русского бытия. Откуда возник интерес к этой теме? И что сегодня могут духовные и кровные потомки Белой Гвардии?
- Мне сложно ответить на вопрос «откуда». Меня всегда интересовали мало изученные страницы истории. С детства врезались в память образы «белых» в советском кино, булгаковская «Белая гвардия», какие-то обрывки-осколки России забытой и неизвестной, романсы Борисова и Агафонова… Вот, из этих общих детских впечатлений и обрывков уже в школьные годы у меня явилась четкая цель – написать роман-хронику нашей русской трагедии. И дальше я собирала книги, материалы, опрашивала бабушек, переживших расказачивание, раскулачивание, делала какие-то выписки, наброски. У меня лежит общая тетрадь с первыми набросками – писала ещё классе в 10-м, наверное. Кстати, мотивы этих набросков потом в переработанном виде в дело пошли… Изначально был замысел хроники от революции до второй мировой. В итоге получились два самостоятельных, хотя и связанных общими героями романа – «Честь никому» и «Претерпевшие до конца». Хроника собственно Белой Борьбы в ходе гражданской войны и русская трагедия с 14-го года по, если считать эпилог, 50-е…
Что касается наследников Белой Гвардии, то задачи у нас следующие. Не превращаться в «детей адмирала Колчака», вечно спорящих, чьи «ризы» белее, а также в «клуб филателистов», в – снова вспомню Савина – «сухие ромашки для гербария». Помнить, что Белое – Дело, Белая – Борьба. И Борьба эта продолжается. За Россию. За Русскость. За святыни наши. За прошлое и будущее. Нельзя жить в прошлом. Прошлое надо знать и помнить. Но если мы остаёмся в этом прошлом, то уподобляемся Лотовой жене. Со всеми вытекающими. Оплакивать Россию, которую мы уже потеряли, мало. Нужно бороться за Россию, которую ещё можно сохранить. Которую прямо сейчас мы теряем. Самый простейшей пример. Господа Вексельберг и Нисанов разорили недоразорённую большевиками любимую усадьбу Великой княгини Елизаветы Ильинское, единственную в Подмосковье романовскую усадьбу. Бились за неё лишь несколько энтузиастов. А где были все мы, называющиеся себя русскими, православными монархистами? Закрыли в Москве Центр Славянской письменности и культуры. Представьте, если бы это был центр культуры какого-нибудь малого народа! Малый народ отреагировал бы, встал бы стеной, защищая СВОЕ. Мы, большой народ, прошли мимо. Мы должны защищать свое и своих. Свою историю. Свои святыни. Свое наследие. Своих людей. Свои права. К примеру на достойное русское образование для наших детей. Ностальгия по прошлому не даёт право на дезертирство от настоящего. Мы часто сетуем, что народ остается советским… А каким он может быть? Когда рушился СССР, псевдо-альтернативой выступили либерал-русофобы, которые очень много сделали для укрепления просоветских настроений. Декоммунизация – это ведь не замена Гайдаров-старших Гайдарами-младшими. А замена их всех – русскими национальными героями, гениями и святыми. Декоммунизация может быть только русской. Но кто и когда в таком духе просвещал наш народ? На государственном уровне мы видим обратное. Мы… Книги, лекции – это хорошо, но недостаточно. Это всё-таки для некоего своего, уже хотя бы отчасти «приобщенного» круга. А так люди ведь не видят по крупному счёту никаких «белых». В деле. Красных, кстати, видят. В тех насущных вопросах, которыми живёт, и которые волнуют подавляющее большинство. Иногда и либералов, рядящихся в «друзей народа», видят. Но не нас. И если мы хотим, чтобы белая идея стала интересна массам, в психологию которых Врангель завещал нам проникать «с чистыми национальными лозунгами», то для этих масс должны стать интересны современные «белые». Как? Только живой предметной работой. Нужной тем самым людям, за мировоззрение которых мы боремся. Нужна русская реакция на вызовы современности, нужно формировать свою русскую повестку дня. Владимир Солоухин написал: «Россия ещё не погибла, Пока мы живы, друзья…» Вот, пока мы живы, и Россия не погибла, отбоя не было!
Интервью подготовила Людмила СКАТОВА
Оценили 0 человек
0 кармы