Базовая работа. Тезисы.

2 529

Это образ варианта настоящего. Т.е. вариант модели общества, применимый к настоящей ситуации. Но не исчерпавший свои возможности, а имеющий длительную перспективу успешного функционирования и при дальнейшем техническом развитии.
Т.е. это проект будущего, который уже можно и нужно начинать внедрять. Область применимости которого только открылась и не исчерпана.

Принципиальным в этой модели общества является сохранение за сформировавшимся дееспособным гражданином заметной доли его активного (рабочего) времени для самостоятельного, "ручного" управления "снизу", не отказываясь при этом от обмена другой части рабочего времени в стабильных процессах общественного производства, как минимум, на гарантированное базовое жизнеобеспечение. Т.е. институционализация самостоятельного использования части рабочего времени, свободной от необходимости жизнеобеспечения (воспроизводства ранее достигнутого качества жизни), вместо исторически продолжаемой практики максимальной концентрации "прибавочного" труда в общественные фонды, распределяемые затем автоматически или небольшой группой людей (что становится всё менее эффективным с точки зрения развития).
До сих пор участие в действующих процессах общественного разделения труда (в благополучном случае) подразумевает длительность занятости (рабочего дня) не меньше физиологической нормы активного времени, а меньшая занятость является исключением, почти всегда неблагополучным или временным. Самостоятельное распоряжение рабочим временем предполагается у предпринимателей или вообще вне системы, но сразу всем объемом, и при этом теряются гарантии жизнеобеспечения.

Предлагаемая новая модель общества - это продолжение и развитие линии на "царство свободы". Линии, с одной стороны, замершей на "Экономических проблемах социализма в СССР", на озвученной там цели на сокращение рабочего дня до 5 часов, и, с другой стороны, прогнозов Кейнса про 3-х часовой рабочий день в 21 веке.
Нельзя не сказать, что данная линия в значительной мере дискредитирована в вульгарном представлении неразвитой терминологией, создающей впечатление о целеполагании на безделие (вместо реального целеполагания на эффективное развитие в условиях свободы творчества). Создает проблемы и наследие трудовой этики, в которой отсутствует понятие времени отдыха и восстановления сил, из-за чего люди начинают отказываться от освобождения рабочего времени со ссылкой на якобы неэффективное использование людьми времени отдыха на соответствующие времени отдыха, а не работы, активности.
Однако понимание трудового режима человеческого организма, позволяет разглядеть, что именно предлагаемый подход дает реальное обеспечение свободы. Также предпринимается попытка исправить терминологические проблемы использованием формулировок "базовая часть рабочего дня", упоминанием комплекса базовая и дополнительная работа. Сохраненное за человеком рабочее время - это необходимый трудовой ресурс для реализации практического самоуправления, общественной активности (гражданского общества, добровольчества), для некоммерциализируемых и непланируемых (из за объективных сложностей формализации) сфер деятельности, для массового инициативного участия в развитии и коллективного управления развитием, и даже для сохранения баланса личное-общественное, и т.д.. Где физический и интеллектуальный трудовой ресурс должен идти в максимальной связке с интересом (с целеполаганием) и с постоянным контролем направления.
Таким образом учитывается специфика разных категорий потребностей человека, часть из которых эффективно удовлетворять массовыми формализованными общественными конструкциями, часть - добровольными свободными объединениями разного масштаба и разной степени формальности, часть - индивидуально. Учитывается специфика видов деятельности, часть из которых эффективно осуществлять в массовых формализованных общественных конструкциях, часть - в добровольных свободных объединениях, часть - индивидуально.

На практике идею (и здесь уже значительная часть оригинальных разработок в развитие линии) предлагается реализовать через выделение базовой части рабочего дня (базового рабочего дня) и соответствующей базовой подсистемы экономики, обслуживающих базовую, стабильную часть воспроизводства общества. Базовая работа и базовая подсистема реализуют и технологически гарантируют воспроизводство, т.е. базовое качество жизнеобеспечения. Небазовая же часть, освобожденная от необходимости как личного так и общественного воспроизводства и соответствующей слишком жесткой и срочной мотивации (буквально "мотивации голодом"), благоприятна для спокойной и качественной работы на развитие.
Итоговое качество жизни индивида, между тем, определяется вместе базовой и дополнительной частью и прямо зависит от инициативы, проявляемой в дополнительной небазовой деятельности. Возможность повлиять дополнительной деятельностью на свое качество жизни является важным фактором в выборе наполнения этой деятельности.
При выделении базовой подсистемы экономики учтена насыщаемость спроса (потенциальная бездефицитность) в отраслях базового воспроизводства, наконец достигнутая ростом производительности труда, и принципиальные отличия деятельности на развитие от деятельности на воспроизводство. Высочайшая планово-пригодность бездефицитной и стабильной базовой части, которой нет в деятельности на развитие. За счет явного разделения отдельно создаются благоприятные условия для плохо совместимых направлений деятельности. При этом, не смотря на снижение доли трудозатрат на воспроизводство, принципиальная роль и первый приоритет воспроизводства не забыты. А благодаря концентрации несвободы воспроизводства в базовой подсистеме, развитие в оставшейся части деятельности получает новые степени свободы и подходящий способ обеспечения средствами (трудовой ресурс, в приложении которого допустимы самые высокие степени риска неудачей, когда цена реализовавшегося риска больше не угрожает жизни человека). Оформленный же интерфейс между базовой подсистемой и подсистемой развития, в котором продукция одной подсистемы обменивается на продукцию другой, позволяет обновлять базовую подсистему по мере прогресса. Дальнейший рост производительности и новые технологии будут сокращать базовую часть рабочего дня и\или повышать базовое качество жизни, переводить трудовой ресурс на вечно и неустранимо дефицитное развитие (В новой модели, таким образом, отсутствуют гуманитарные препятствия к самому активному применению автоматизации.).

Базовая работа в общественной подсистеме базового воспроизводства - это системообразующая вещь и для образа жизни, который становится 2-х укладным (планово-свободным) на личном уровне, и для модели общественной системы, которая явно разделяется на 2 подсистемы (воспроизводства и развития). Снижение доли трудозатрат на воспроизводство ниже половины рабочего времени, оставляет каждому человеку достаточно ресурса на работу на развитие в режиме совместительства. В действующем пока общественном устройстве работу на развитие все-равно приходится совмещать с конкуренцией за привилегию выделенной работы на развитие и неработы на жизнеобеспечении, а потребление конкуренцией более половины трудового ресурса делает прямо выгодным переход к равномерному распределению трудового ресурса под развитие. В новой системе выделенная работа кого-либо на развитие также не исключена, но является осознанно выгодным, добровольным выбором окружающих, временно и явно перераспределяющих на себя базовую нагрузку выделяемого человека.

По сравнению с направлением на расширение базиса, с добавлением к экономике дополнительных составляющих, о котором часто идет речь на Авроре, это направление можно считать сужением экономического базиса до части экономики. Чтобы не-базисная часть экономики могла обслуживать развитие. Конечно, в "социальных автоматах" базиса оказывается запрограммирована не только экономика, но и устойчивая база из других отраслей знания.

Необходимым условием реализуемости модели является высокая производительность труда, достигшая насыщаемости базовых потребностей конечного человечества. В условиях, когда основной потенциал повышения качества личной жизни сместился с насыщения известных потребностей на потребности, пока неудовлетворимые из-за отсутствия технологий, и когда область знаний перестала умещаться в один мозг, множество благополучных и равноправных окружающих со своим дееспособным творческим потенциалом и схожими неудовлетворенными потребностями оказываются необходимым средством производства технологий под неудовлетворяемые пока потребности, способным охватить множество направлений развития и способным работать в режиме свободы творчества, а обмен творческими результатами (как и общая устойчивая базовая подсистема жизнеобеспечения) становится связывающим механизмом устойчивого развивающегося общества. Отсутствие перепроизводства в жизнеобеспечении экономит ресурсы, высокий уровень массовой сознательности позволяет управлять расходами общества и численностью населения (как в сторону уменьшения так и увеличения, как необходимо), устранение мотивации голодом из свободной деятельности и базовые гарантии лишает объективных причин сознательные экологические преступления, устранение невежества (как инструмента поддержания неравенства) позволит безопасно эксплуатировать сложнейшую технику. Смещение приоритетов от количественного потребления к разработке качественных изменений, типовая самореализация в творчестве также поспособствует сохранению дефицитных ресурсов. Кроме того, отсутствие неравенства также позволяет открыто распространять информацию о механизмах работы общества, об общественной модели, модели развития и демонстрировать высочайшую взаимную зависимость между людьми и выгоды рационального поведения.

Есть достаточно обоснований, что именно предлагаемая общественная модель, по совокупности преимуществ и недостатков, по балансу комплекса разнонаправленных интересов, с учетом всех рисков, стала сегодня (уже как пару-тройку последний десятилетий) лучшим выбором рационального эгоиста (отличным от рационального выбора многих предыдущих тысяч лет). Т.к. обеспечивая максимально возможную скорость развития на нынешнем уровне производительности труда, в обозримом будущем способна обеспечить более высокое качество жизни, не в количественном, а в предпочтительном качественном измерении. Только предлагаемый проект способен задействовать на развитие весь потенциал развития общества, все современные 75% трудового фонда общества и 100% творческого потенциала.
Нельзя не отметить, что добровольный, мирный переход к новой модели позволяет, во-первых, сохранить накопленные количественные преимущества на время, пока качественные изменения образа жизни не компенсируют относительного количественно-привилегированного положения в менее развитом обществе, и, во-вторых, позволяет конвертировать капиталы в новый формат. Что касается вопросов самореализации, для самореализации естественных лидерских характеров и сообществ возможности только увеличатся, значение экспертизы, опыта, подходящих видов капитала сохраниться, ведь базовая подсистема только гуманизирует цену риска максимальным падением не ниже базового уровня (исключает опасность для жизни при проверке инновационных идей), а свободу в дополнительной деятельности только увеличивает, при этом масштаб актуальных задач уже не может обходиться без инструментов концентрации усилий. Даже мотивация базовыми инстинктами выживания сохраняется, только в отложенном виде (лучше или хуже будет в зависимости от результата развития). При этом необходимость вынужденного лидерства, практикуемая ради выживания в предыдущие периоды, отпадет из-за достаточно высокого базового уровня жизни.

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Вчера 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Картинки 22 ноября 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:01
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Обсудить
  • Текст НЕЧИТАЕМЫЙ вообще. А можно изложить принятыми категориями и терминами?? "... институционализация самостоятельного использования части рабочего времени, свободной от необходимости жизнеобеспечения (воспроизводства ранее достигнутого качества жизни)..." - вот это о чем?