Какие процессоры будут использованы в российской игровой консоли

2 190

В российской ИТ-сфере обсуждается тема создания первой отечественной игровой консоли. С весны 2024 года эта задача была обозначена на государственном уровне, но пока ни одна компания не представила какого-либо реального концепта. Информация со ссылкой на депутата Госдумы РФ Горелкина, появившаяся в декабре 2024 года, о том, что «вырисовывается облик российской игровой консоли, созданием которой занимается Минпромторг России по поручению Президента«, пока малоинформативная. Попробуем понять, что происходит в данной теме.

Для начала привдем цитату депутата: «Судя по протоколу заседания профильной рабочей группы, она будет базироваться на процессоре «Эльбрус» и других электронных компонентах российского производства. Также отечественной будет и операционная система, но Минпромторг еще не выбрал между «Авророй» и «Альт Линуксом» (…) Ведь всем очевидно: процессоры «Эльбрус» еще не на той ступени развития, чтобы обеспечить равноценную конкуренцию с PS5 и Xbox, а значит, решение должно быть нестандартным«. Ничего не напоминает? Русскую народную поговорку «Начали за здравие, кончили за упокой». Опять «не тот «Эльбрус»?

Что им всем не нравится?

На протяжении вот уже 9 лет (с мая 2015 года) процессоры МЦСТ «Эльбрус» полностью российской разработки были доступны для коммерческих заказчиков. За это время менялись их поколения, уменьшались нанометры, росли возможности. МЦСТ работала по любимой всеми западниками и рыночниками fabless-схеме, и всех это устраивало: ведь сколько не говорили депутатам и другим уважаемым людям, что в России нужно вкладываться в собственные производственные решения, чтобы в стране можно было не только проектировать, но и выпускать процессоры по технологии меньше 90 нм, все делали вид до марта 2022 года, что «и так сойдет». Мало того, на уровне 2020-2021 годов были устроены до сих пор непонятные подковёрные игры в Москве в попытке перекрыть финансирование разработчикам из МЦСТ и распределить деньги в пользу разработчиков «альтернативных процессоров» (которых еще и в природе не было). Фигуранты этой мутной истории до сих пор не ответили по закону, что это было и зачем было в течение пары лет мешать тем, кто реально работал и мог уже тогда пусть даже заказывая свои 8- и 16-ядерные процессоры на Тайване, насыщать ими рынок и продвигать отечественную архитектуру «Эльбрус» (а она действительно отечественная). Когда пришел 2022 год, и ситуация изменилась, все вдруг стали понимать, что «Эльбрусы» нужны, но теперь уже по внешним причинам производство на Тайване прекратилось, а о создании собственного вдруг заговорили все и разом. Мало того, реально стали находиться средства, и за пару лет всё стало двигаться (правда, работы там 24/7 и на много лет, чтобы получить свои хотя бы 28 нм). Но вернемся к консоли на «Эльбрусе».

Проблема выбора и иностранные аналоги

Что можно в 2025 году использовать для такого проекта? Самый мощный процессор, который был разработан в линейке «Эльбрусов», это 16-ядерный «Эльбрус-16С» (16 х 2 ГГц) с поддержкой DDR4. Выпущено их мало, можно сказать, что уже редкий гость на просторах страны. Самый «доступный» (по информации МЦСТ, озвученной осенью 2024 года, запасы есть), относящийся к тому же 6-му поколению архитектуры «Эльбрус», но более простой «Эльбрус-2С3» (2 ядра х 2 ГГц общего назначения, 1 ядро ускорителя 2D-графики, 6 ядер ускорителя 3D-графики, поддержка DDR4-3200).

Самое занимательное, что портированием игр на платформу «Эльбрус» в России занимались до этого только энтузиасты — процессоров в обычной жизни было мало, относительно небольшие партии шли производителям вычислительной техники для корпоративного сегмента. И вот теперь нам говорят, что будет «Эльбрус» в составе российской консоли… Вроде как неожиданный массовый проект на российском процессоре.

Понятно, что некая сюрреалистичность складывающейся ситуации вызвала радостные волны критики у жёлтых СМИ в России, работающих в интересах тех, кому не нравится любая попытка сделать что-то своё. Используется дежурная методичка про «плохой Эльбрус», «проблемы в МЦСТ» и прочие сказки от продажников импортной техники. Поэтому как быть в ситуации с неким концептом перспективной консоли, о которой пока что-то сказал лишь депутат ГД РФ (да и тот между делом выдал в эфир про не такой «Эльбрус»), а реальные потенциальные исполнители молчат, не ясно. Будем рассчитывать, что в 2025 году всё-таки прозвучит конкретика как раз от разработчиков.

А что с процессорами для игр за рубежом? В зарубежных консолях, как правило, используется адаптированное для них «железо» ведущих производителей процессоров. Sony PlayStation 4 использовала специальный одночиповый процессор 8-ядерный x86-64 AMD Jaguar и графический процессор: AMD Radeon, а 5-я версия этой игровой консоли построена на 8-ядерном процессоре AMD Ryzen 3-го поколения на базе 7-нм микроархитектуры Zen 2. Xbox Series X/S также работает на 8-ядернике AMD Ryzen 3-го поколения на базе всё той же микроархитектуры Zen 2. Ну а компактная Nintendo Switch OLED (ее можно подключать к телевизору) базируется на 8-ядерном NVIDIA Tegra X1.

Источник фото: компания «Промобит»

https://tehnoomsk.ru/archives/15779

Уже даже не смешно!..

Третьего дня случилось это, очередное... Даже поднимать бы эту тему не стала, но уж очень  "участилось"  в последнее время...Утро, ну как - утро? ну, часов одиннадцать, наверн...

Итоги 2024 – наступил последний год Америцы, как сверхдержавы!

Так точно, позабыв сегодняПроказы младости своей,Глядит с улыбкой ваша сводняНа шашни молодых блядей.© Отрывок из стихотворения Пушкина - «Дельвигу»Весь 2024 год события уплотнялись и ускорялись, а за...

Обсудить
  • Сравнивать производительность процессоров различных концепций примерно то же самое, как сравнивать экскаватор и грузовик. Кстати, под экскаватором подразумевается Х86.
    • Buzuk
    • 30 декабря 2024 г. 12:41
    Такое впечатление, что придется все игры (русских разработчиков) под этот процессор переписывать? Как-то сомнительно что можно просто пересобрать код. А еще небось и придумать (повторить) прямой API к видео адаптеру.