Тайны древнего государства Чимор.

0 1121

Столицу государства Чимор построили жители погибшего континента Пацифида?

В 1931 году двое молодых американцев — лётчик-любитель Роберт Шиппи и его приятель, специалист в области аэрофотосъёмки Джордж Джонсон — пролетали над горными районами Перу. Вдруг они с изумлением увидели, как внизу, пересекая горные хребты, словно тоненькая бесконечная змейка, извивается загадочное сооружение.

Знаменитая чёрная керамика

Шиппи направил самолёт на снижение, и вскоре «змейка» превратилась в мощную крепостную стену, протянувшуюся от горизонта до горизонта. Так неожиданно было найдено древнее оборонительное сооружение, названное впоследствии «Великой перуанской стеной». Шиппи и Джонсон смогли установить, что каменная стена тянулась по долине Санта, от отрогов Кордильер до самого океана. Её общая длина составляла 80 километров. Кроме того, стена имела у основания пятиметровую толщину и как минимум такую же высоту.

Руины Чан-Чана

В конце 1960-х годов «Великой перуанской стеной» вновь заинтересовались. В ходе исследований высоко в горах обнаружили ещё шесть похожих сооружений! По мнению археологов, эти укрепления были выстроены народом культуры чиму для защиты своей столицы, города Чан-Чан, от набегов более многочисленных и воинственных инков. Руины древнего Чан-Чана обнаружили неподалёку от города Трухильо, примерно в километре от океана. Город был погребён под песками плоскогорья на площади более двадцати квадратных километров.

Индейские предания рассказывают, что основателем города Чан-Чан был могущественный правитель Тайканамо. Однажды он приплыл из-за моря во главе многочисленной флотилии бальсовых плотов, оснащённых парусами, и сошёл на берег с множеством своих жён и детей. Тайканамо сопровождало 40 именитых мужей. Среди них — его советник, Окчокало, который трубил в огромную раковину, возвещая всюду о прибытии «великого правителя, присланного править землёй этой… из-за моря».

Причём это была не первая волна переселенцев из-за моря. До этого в этих краях правила другая династия, тоже прибывшая на бальсо-вых плотах. Их предводителем был Наймлап. Однако со временем в стране начались беспорядки и анархия, усиленные стихийными бедствиями. Последний царь первой династии Фемпельек был свергнут жрецами и знатью, а потом утоплен в океане.

Во время раскопок в Чан-Чане древнее сказание как будто стало оживать. Стены святилищ из необожжённого кирпича были украшены выпуклыми глиняными рельефами с разнообразной морской тематикой: пеликаны и чайки, рыбы и крабы, морские звезды и камышовые лодки. Нигде не оказалось иных сюжетов, связанных, например, с земледелием, с ремёслами, которые, если судить по другим находкам, процветали здесь и составляли основу богатства города. Рельефы зданий словно «воспевали» некую морскую державу, возможно, прародину обитателей Чимора (так называлось государство культуры чиму).

Чан-Чан отчётливо разделён на ряд крупных прямоугольных комплексов, окружённых стенами длиной до 600 метров. В центре города проживали правитель Чимора и его двор, аристократия, каста чиновников. На окраинах ютился ремесленный люд. Сельским хозяйством занимались жители многочисленных деревень, расположенных вокруг.

Индейские бюрократы

Археологи, которые вели раскопки, пытались в первую очередь объяснить, как мог существовать город в таком засушливом районе. Решение находят в существовавшей системе гигантских оросительных каналов. Один из них, к примеру, протянулся на солидное расстояние в 50 миль из долины реки Чикамо. Орошение способствовало развитию земледелия, а оно, в свою очередь, обеспечивало жизнедеятельность горожан.

Также учёные обратили внимание на обилие в комплексах строений подковообразной формы, окружённых двориками. Эти постройки явно имели не хозяйственное, а какое-то другое предназначение. Обычно ответ на подобные загадки кроется в религиозных ритуалах. Но здесь дело оказалось совершенно в другом. Ответ на то, что собой представляли каменные «подковы», исследователи нашли на гончарных изделиях, где изображены помещения такой же формы с человеком внутри и людьми снаружи. Оказалось, что в «подкове» сидел чиновник, дававший аудиенцию простым смертным. Поэтому подковообразные сооружения археологи назвали по-испански «аудиенсиас». В центре Чан-Чана нашли не менее 180 «аудиенсиас» — поистине, бюрократия живуча во все времена!

При изучении городских комплексов возникла гипотеза о том, что каждый из них при жизни верховного правителя был его резиденцией и административным центром, а после смерти превращался в своеобразный «мавзолей». Новый же монарх устраивался на другом месте. Анализ керамики позволил установить возраст «царских» ансамблей. Самые древние расположены ближе к океану, один из них функционировал примерно в середине XIV столетия.

Таинственные прямоугольные сооружения являлись своеобразными усыпальницами, где хоронили владык Чан-Чана. Всего таких сооружений было девять — ровно столько же, сколько было, по легенде, правителей города, начиная от его создателя Тайканамо.

Пришельцы из-за моря

При изучении «трущоб», явно бедных кварталов, хаотично застроенных лёгкими хижинами из веток и ила, в которых жили ремесленники, было обнаружено немало предметов из металла, камня, дерева. А также инструменты и куски ткани, которые по качеству превосходили находки даже из царских могил. Тогда же был раскрыт секрет уникальной керамики чиму. Финальный обжиг происходил в герметически закрытой печи, без доступа кислорода. При таких условиях происходило восстановление содержавшегося в глине железа. В результате готовое изделие приобретало глубокий чёрный цвет.

Крестьяне Чимора жили за пределами столицы. Они не только кормили Чан-Чан, но и строили его. Стены и многочисленные городские сооружения создавались из стандартных фрагментов. В них все одинаково: размеры, планировка, конфигурация деталей. Лишь кирпичи отличаются по цвету, по исходному материалу, иногда по размерам и способу кладки. Похоже, что на разных участках работали разные бригады. Они готовили материал для строительства, доставляли его в столицу и сами же возводили стены и здания. Такая же система существовала впоследствии у инков.

Были раскопаны и святилища, где молились богам и приносили человеческие жертвы. Там же жреческая знать хранила свои богатства. Именно стены этих святилищ украшены рельефными изображениями с морской тематикой. И вновь исследователи вспоминали легенду об основателях города, пришедших из-за моря. Кстати, интересно, что верховным божеством у культуры чиму была Луна. Объяснялось это тем, что она способна затмевать даже Солнце!

Известный учёный, новозеландец Те Ранги Хироа, в своём труде «Мореплаватели солнечного восхода» приводит карту плаваний древних полинезийцев. На карте один из маршрутов утыкается как раз в побережье, где стоял Чан-Чан. Да ведь и норвежский мореплаватель Тур Хейердал своим знаменитым походом на бальсовом плоту «Кон-Тики» в 1947 году доказал, что жители Полинезии и индейцы Южной Америки могли иметь между собой контакты.

Сохранившиеся памятники Чан-Чана лишь отчасти приоткрыли завесу таинственности, витающую над древними руинами. Весомых доказательств того, что предки индейцев чиму, основатели цивилизации, просуществовавшей тысячу лет и разгромленной в конце XV века инками, являются выходцами с полинезийских островов, не найдено.

Но кое-кто убеждён в былом существовании Пацифиды, или «тихоокеанской Атлантиды», — материка, который, вероятно, находился в районе подводного Восточно-Тихоокеанского хребта (на одной из его вершин расположен остров Пасхи). В результате катастрофической гибели Пацифиды где-то 5-6 тысяч лет назад к южноамериканскому побережью направились в поисках спасения жители разрушенных земель, среди которых были предки чиму. Правда, в этом случае история Чан-Чана и остальных объектов должна быть гораздо древнее, чем прослеживается по археологическим данным.

Источник

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...